ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Расширено представление о медиации, как социальном феномене, эффективность и необходимость которого необходимо исследовать экспериментально и изучать с позиции интегративного подхода, как наиболее перспективного в определении стратегии совместного социально-педагогического, правового и психологического взаимодействия, где важна руководящая деятельность медиатора.

Ключевые слова:
медиатор, восстановительная медиация, технологии восстановительной медиации для несовершеннолетних, практическая медиация, развивающая среда, гетерохронная подростковая среда, служба примирения, направления восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних.
Текст

Актуальность данной темы заявлена неслучайно, потому что динамично протекающие процессы в современном образовательном пространстве и социальные тенденции в условиях демократизации общества кардинально меняют подходы и способствуют возрастанию запросов на распространение среди участников образовательного процесса в поисках цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов, такой формой может  стать восстановительная медиация. Сами участники образовательного пространства нуждаются в помощи и разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов, технологий восстановительной медиации, а также организации в образовательных  организациях некарательного реагирования на конфликты, поступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологий восстановительной медиации.

 Актуальность заявленной темы выбрана неслучайно и обусловлена принятием нормативной базы [1],[2] в связи с созданием в образовательных учреждениях службы примирения, которая является структурным подразделением, объединяющим обучающихся, педагогов и других участников образовательного пространства и заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации. Любое внедрение новшеств в социальную систему, где взаимодействуют субъекты, в нашем случае это родители, замещающие родителей, учителя, обучающиеся, социальные педагоги, психологи или иные работники образовательного учреждения, прошедшие специальную подготовку по восстановительной медиации для несовершеннолетних. Активизация деятельности всех субъектов определяет стратегии дальнейшего функционирования интегративной деятельности, направленной на определенный результат. Организация службы примирения и практической медиации с функционирующими структурными ее элементами целенаправленной деятельности, претендуют стать неотъемлемой частью развития общекультурного пространства, как в самой образовательной организации, так и в системе дополнительного образования.

Если данное направление в разрешении конфликтов и создании практики восстановительной медиации носит неукоснительный, долговременный характер, то его дальнейшее развитие должно основываться на эффективности и целесообразности. Новое образование в виде организации служб примирения основано на соединении теории с практикой и его целесообразность должна подтверждаться экспериментальными исследованиями, которые могут быть получены на основе методологии, тогда можно утверждать, что оно имеет научно-прикладной аспект. Необходимо учитывать, что любое направление в социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, имеет методологическое обоснование и научно-прикладной аспект. Только методологическое обоснование любого социального феномена определяется методологией, принципами методологии, методами, методиками. Поэтому для того, чтобы это направление имело тенденцию социального развития, стало необъемлемой структурой образовательного пространства и интегрировало опыт всех субъектов педагогического сообщества, его содержательность, необходимость должна быть подтверждена экспериментально. В нашем случае, методологическим обоснованием реализации службы примирения является интегративный подход. Эта концепция определяет стратегию совместного социально-педагогического, правового и психологического взаимодействия, где важна руководящая деятельность медиатора, его установки на достижение дальнейших перспективных бесконфликтных социально непредсказуемых межличностных взаимодействий между всеми субъектами в системе развития практики восстановительной медиации.

Предложенная концепция учитывает культурно - исторический аспект возникновения предыдущих конфликтов, на основе которых могут возникать новые. Эта концепция позволит суммировать социальные факторы, которые в сочетании с психодинамическими, психофизиологическими причинами, возникающими в подростковом возрасте, могут усиливать подростковые деформации на индивидном и личностном уровне. Она позволяет прогнозировать возникшие вероятные последствия участников конфликта, перенесшие их состояния, и оптимизировать процесс дальнейшего эмоционального развития личности. Только на основе интеграции, как теоретического истолкования, так и практической ценности этого феномена возможна разработка стратегии социально-педагогического, правового и психологического взаимодействия как с одной отдельно взятой личностью, так и с коллективом участников служб примирения.

Очередной, не менее важной задачей является упорядоченная система дефиниций, которая бы определила характер развития этого современного социального феномена на новом методологическом уровне. Следующей дефиницией, характеризующей создание этого направления, является гетерохронная среда, которая формируется под воздействием внешних условий и среды воспитания. Среда – совокупность внешних условий, в которых совершается какой-либо процесс. Активное существование в определенно-развивающей среде содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в результате которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляется в активизации когнитивных процессов, поисковой активности, воле, произвольных актах, таким образом, организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Активность личности в подростковом возрасте это деятельное отношение к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества, и она может проявляться в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Поэтому успешная организация служб примирения может быть обеспечена сначала в специально организованных условиях развивающей среды, учитывающей такой феномен, как гетерохронность или гетерохронная подростковая среда. Очередной дефиницией нашего исследования является гетерохронная подростковая среда. В нашем истолковании гетерохронная подростковая среда – это окружающие социально значимые условия жизни, обеспечивающие развитие индивида и таких же индивидных и разновозрастных подростковых групп в результате активной организованной деятельности. Преобразующим фактором этой среды является активная познавательная деятельность, стимулирующая психическую активность подростка, удовлетворяющая потребность в познании окружающей действительности и поддержании жизненно значимых связей в школьной, социальной, семейной среде.

Созданные условия направлены на активизацию процессов познавательной деятельности на уроках и во внеурочном режиме обучения. Они содействуют развитию такого важнейшего качества личности, как способность преобразовывать окружающую действительность в соответствии с собственными целями, взглядами, потребностями. Субъектами данной среды являются подростки, при этом учитывается характер взаимодействия генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств подростка. Обосновывается ее появление как результат закономерного процесса, обусловленного кодетерминацией общенаучных факторов и внутринаучных тенденций в развитии науки, а также развитием современной образовательной среды. Только тогда мы можем утверждать, что создание этой службы удовлетворяет социальную потребность в предотвращении различного рода конфликтов как альтернативу другим способам реагирования, возникающих в образовательных организациях конфликтов, противоправного поведения обучающихся и возникающих правонарушений среди несовершеннолетних. Только тогда мы можем утверждать, что создание служб примирения позволяет изменить подходы к самой системе воспитания, а также помочь решать бесконфликтно возникшие очень сложные отношения, включающие личные, эмоционально-волевые и другие компоненты, которые необходимо достаточно дифференцировать. И только тогда мы можем судить о результатах работы службы примирения и рассматривать, как достигнутое, соглашение конфликтующих сторон.

Служба примирения организует просветительные мероприятия и информирует участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве медиатора.

В связи с принятием Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 г., а также в связи с обострившейся конфликтностью социальной среды, мы видим необходимым создание и развитие служб примирения на базе образовательных организаций или организаций дополнительного образования как интегрированной формы работы, направленной на развитие комфортной гетерохронной подростковой среды и оптимизацию процесса эмоционального развития и дальнейшего направления восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних,  количество  правонарушений которых с каждым годом  увеличивается.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ, 2010, N 31, ст. 4162.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 969 "О программе подготовки медиаторов" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6706.

Войти или Создать
* Забыли пароль?