КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье проанализированы особенности конкурентных преимуществ предприятий оборонно-промышленного комплекса, как в рамках основной деятельности, так и в условиях конверсии. Выделена специфика, позволяющая ориентировать деятельность предприятия на достижение максимально эффективных условий производства.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, конкурентные преимущества, оборонно-промышленный комплекс.
Текст

Понятия «конкуренция» и «конкурентное преимущество» неразрывно связаны. Развитие термин конкуренция получил благодаря Адаму Смиту в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» провел анализ конкуренции [11]. В продолжение работы Адама Смита изучением конкуренции занимались Д. Рикардо, Дж.С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.П. Кураков, Л.Г. Раменский, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др. На основе анализа определений конкуренции, можно выделить основные направления, характеризующие термин в соответствии с представлением ученых, табл. 1. Классификация конкурентных преимуществ, в свою очередь, позволит ранжировать их по признакам и влиянию. Одним параметром конкурентного преимущества является факторы формирования, которые в укрупненном виде можно разделить на внешние и внутренние, или рыночные и ресурсные соответственно. Рыночный подход развивали И. Ансофф и М. Портер, а второй — ресурсный, его
основоположниками являются Э. Пенроуз и Б. Вернерфельт, также над ним работали Б. Прахалад и Г. Хамел, Р.М. Грант. К. Хофер, Д. Шендел выделили шесть типов ресурсов, которые дополнил Р. Грант. Суть ресурсной концепции состоит в том, что фирмы конкурентоспособны вследствие обладания уникальными ресурсами и способностями, которые являются источниками экономических рент либо источником экономии на издержках. Ресурсный подход требует опережающего создания, удержания и развития специфических ресурсов и компетенций. В числе ранее изученных рассмотрен признак, отражающий время реализации (срок действия), отраженный в работах Р.А. Фатхутдинова и Б. Карлоффа [8, 12]. Если рассматривать признак времени более детально, модно обратиться к исследованиям А.П. Градова, который предложил концепцию жизненного цикла конкурентного преимущества. Наиболее значим для классификации КП вид получаемого конечного результата. Фатхутдинова Р.А. определил четыре возможных вида результата — научнотехнический, экономический, социальный
и экологический [8]. Ю.Б. Рубин рассматривает конкурентные преимущества по факту их реализации [10]. Также в исследованиях выделяют классификации по времени реализации, характеру динамики, возможности имитации, по факту реализации, по сфере проявления [30].

Список литературы

1. Бабенко Д.Н. Обеспечение устойчивого функционирования предприятия на основе управления его конкурентоспособностью: автореф. дис. … канд. экон. наук. - Краснодар, 2004. - С. 6.

2. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/1/3548.html (дата обращения 10.05.2017).

3. Бондаренко О.А. Управление конкурентоспособностью российских промышленных предприятий на базе процессного подхода: автореф. дис. … канд. эконом. наук. - Краснодар, 2006 - С. 8, 11.

4. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности объектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2 (52).

5. Голубков Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации [Электронный ресурс]. - URL: ‘68ttp://www.mavriz.ru/articles/2001/3/59.html (дата обращения 10.05.2017).

6. Данилов И.А. Ретроспективный анализ трактования терминов «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» отечественными и зарубежными авторами» // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 3 (184). - С. 132.

7. Доржиева Е.В. Конкурентоспособность экономики на мезоуровне: сущность, критерии, факторы: автореф. дис. … канд. эконом. наук. - Улан-Удэ, 2004. - С. 8.

8. Карлоф Б. Деловая стратегия: пер. с англ. [текст] / науч. ред. В.А. Приписанов. - М.: Экономика, 1991. - 239 с.

9. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m3/ (дата обращения 10.05.2017).

10. Рубин Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов. - М.: Знание, 1990. - С. 15.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 333 с.

12. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: 2002. - С. 356.

Войти или Создать
* Забыли пароль?