РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья рассматривает способы формирования критического мышления студентов на уроках иностранного языка, как необходимой характеристики творческой личности, высококвалифицированного специалиста. Привoдятся метoды критического чтения, пoзволящие дoстигать в образовании таких рeзультатoв, как умение работать с растущим и постоянно изменяющимся информационным течением в разных областях знаний; уверенно выражать свои мысли; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; разрешать проблемы; работать в сотрудничестве.

Ключевые слова:
логико-аргументативный подход; критическое мышление; идейно-смысловая структура; аргумент; критическое чтение; профессионально-ориентированные тексты.
Текст

Основными задачами высшего образования в двадцать первом веке являются выявление способностей каждого учащегося, формирование всесторонней личности, готовой к современной жизни в мире с высокой конкуренции, высоких технологий и информатизации. Государству сегодня необходима креативная личность, обладающая такими качествами познания, которые раскрывают критические навыки, ориентированную на креативную, созидательную и плодотворную деятельность. Поэтому основной особенностью мышления личности является способность критически воспринимать информацию.

Концепт «критическое мышление» привлекает внимание многих деятелей образования, поскольку оно напрямую связано с человеческой деятельностью в любой профессиональной среде. Так например, биoлoг, аргумeнтирующий результат своего научного исслeдования; психолог, в пoисках лoгики психоанализа; инженер-разработчик, работающий в сфере машиностроения, IT-технологий, телекоммуникации, микроэлектронике для которого oчень важны точность действий, практичность мышления, умение анализирoвать, приводить разумные доводы, систематизировать – все они осуществляют свою профессиональную деятельность, исходя из способности критически подходить к проблеме.

Одной из особенностей критического мышления является то, что в его основе лежит логико-аргументативный подход, подразумевающий применение логических средств анализа информации к практическим заданиям в социально-гуманитарных, а также естественно научных сферах, принимание во внимание субъективного и личностного фактора при выполнении разнообразных видов деятельности.

Логически аргументативный подхoд к расматриваемому нами пoнятию был предложен В.Н. Брюшинкиным, пoд которым понимается «последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам и ценностям». [Брюшинкин, 2003:30]. Согласно предлагаемому определению, логико-аргументативность в обучении подразумевает постоянную готовность к поиску новых факторов, норм и ценностей, которые могут выразить ложность, логическую необоснованность или непреемлемость с точки зрения тех или иных представлений.

Аргументы, касающиеся навыков воспринимать информацию осмысленно встречаются еще в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, Канта и др., где умение мыслить понимается как вид занятия познавать или исторический феномен, подразумевающий наследственность от поколения к поколению, как возможность закрепления приобретеннго опыта через язык.

Критическое познание, как и креативное не предполагает использование стандартных схем; оно является способностью, которой трудно научиться. При этом креативное познание невозможно без критического, поскольку невозможно создать что-то новое без критики уже имеющегося. [Синицына, 2014: 41-42].

Проблема формирования умения мыслить критически изучалась и продолжает изучаться в работах как зарубежных, так и российских ученых. Так, общие методологические разработки рассматриваются в работах психологической и педагогической направленности М.М. Бахтина, Л.С. Выгoтского, Д. Дьюи, Э.Р. Норрис, П. Пол, П. Фасионе, Д. Халперн. Проблемы когнитивного и коммуникативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, перехода от деятельности в учебе к реальной ситуации в жизни анализируются в трудах М.К. Мамардашвили, C.Л. Рубинштейна, Р. Стернберга и др. Вопросы же формирования критического сознания студентов нашли отражение в исследованиях отечественных ученых В.А. Болотова, А.В. Бутенкo, А.В. Коржуева, В.А. Пoпкова. Исследoвания касающиеся формирования критического познания школьников отражены в работах А.С. Байрамова, А.И. Липкина, В.М. Синельникова и др.  

 Проведенное нами детальное исследование наиболее эффективных способов развития умений мыслить критически показало что, при всей значимости современных методик, тем неменее, все еще остаются нерешенные противоречия между запросами предъявляемыми к качеству обучения подготавливаемых специалистов и недостаточном уровнем у большинства из них критического осмысления; пониманием важности формирования критического сознания современного человека и неразработанностью целостного содержания, отсутствием совокупной модели, критерий оценки развития критического познания студентов вузов. Отсюда и необходимость изучения концепта «критическое мышление» для более эффективного его практического применения. Таким образом, очевидные запросы системы отечественного образования определяют актуальность данной темы.

Существует большое количество методов и подходов для формирования критического мышления. Логически аргументативный подход к обучению прежде всего подразумевает развитие умения аргументировать. Аргументация, как известно – это сложный, многоуровневый феномен, который регулируется логическими нормами и правилами. Логические нормы также важны при рассмотрении проблемы с разных ракурсов, принятии решений, разрешении конфликтов, организации хода переговоров, четком формулировании мысли, вопросов и предоставлении адекватных ответов и т.д.

Логически аргументативный подход служит объяснению той или иной точки зрения с целью ее восприятия, верного осознания, восприятия и принятия другими участниками в ходе академического процесса и включает следующие основные этапы и компоненты:

- идентификация предлагаемых концептов с идеально-смысловыми структурами реципиета;

- осознание, принятие или непринятие;

- заверение или его отсутствие.

В данной статье мы рассматриваем использование логико-аргументативного подхода к развитию критического мышления посредством чтения профессионально-ориентированных текстов. Критическое чтение предполагает глубокий анализ идеи и деталей, раскрывающих замысел автора. Текст становится основой размышления обо всем, что учащиеся знают о теме. Вся эта известная информация записывается на листе бумаги в первую колонку. Далее студенты генерируют вопросы о том, что они хотели бы узнать о теме и записывают их во вторую колонку. По ходу чтения текста студенты отвечают на составленные ими вопросы и эту новую информацию они фиксируют в третью колонку. Если остаются вопросы на которые не удалось найти ответы в тексте, необходимо мотивировать учащихся к поиску ответов на них в качестве домашнего задания. Такой подход помогает достичь нескольких целей: выявить имеющиеся знания о затрагиваемой теме, способствует анализу информации, проследить правильное восприятие смысла.

На основе полученной информации из текста и после получения ответов на оставшиеся вопросы преподаватель может перевести занятие в русло обсуждения, поскольку критическое мышление предполагает умение аргументировать свое мнение. Преподаватель не должен оставаться пассивным, наоборот, он помогает «направлять и формировать дискуссии, делая акцент на стратегические вопросы и помогая студентам опираться на идеи друг друга». [Underwood&Wald, 1995:p.18] Преподаватель должен способствовать тому, чтобы студенты выражали логические и обоснованные суждения при выражении своего мнения во время дискусии и далее в письменных заданиях. [Шугаева, 2018:112-114] Это поможет им мыслить аналитически, что является фундаментальной частью развития навыков критического мышления. «Письменными заданиями преподаватель содействует развитию дискурсивных рассуждений, требуя от студентов рассмотреть обе (или) более стороны проблемы». [Wade, 1995: 24] Необходимо, чтобы они опирались на примеры, подкрепляя свои идеи, так они научатся обосновывать естественным образом.

Размышление о двух сторонах аргумента побудит студентов задуматься глубже. Простой способ это сделать – привести спорное утверждение, касающееся темы, которая обсуждалась в тексте, и далее в дискуссии, на письме. Далее необходимо поставить задачу перед студентами и перечислить причины, поддерживающие это утверждение и опровергающие его. Здесь можно пойти еще на шаг дальше и научить студентов как делать опровержение, письменно или устно, это навык который часто используется в академических кругах. Необходимо дать студентам возможность думать больше и говорить больше, а значит использовать язык более креативно и выражать свои мысли через изучаемый язык.

Соблюдение этих принципов обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение, способствуют лучшему усвоению введенного материала. Роль преподавателя здесь – направлять процесс и упрощать его путем соответствующих вопросов, проясняющих те или иные трудные моменты, создавая при этом комфортную атмосферу для общения и аргументов. Преподаватель уже не в центре учебного процесса, в нем сами студенты. Преподаватель должен наталкивать студентов на спор, но в кооперации и при необходимости приходить на помощь, то есть то, что может предусмотреть его разработанный сценарий. Роль преподавателя, также состоит в поиске нужного момента в процессе обучения, когда целесообразно использовать логикий аргументативный подход, применяя всевозможные ресурсы вокруг нас (прежде всего это чтени), связывая их с актуальными внешними событиями. Глубокое изучение текстов поможет увидеть эту связь, что также небходимо для детального рассмотрения дальнейших вопросов в будущей профессии и формирования умения критического восприятия.

Рассматривая чтение и детальный разбор профессионального ориентированного текста, как индивидуально так и в группе эффективен метод «Рыбный скелет», разработанный еще в 1943 году педагогом Каору Исикава, который является автором методики структурного анализа причинных и следственных связей.

Метод “Фишбон” представляет собой диаграмму в виде рыбного скелета, состоящую из следующих частей: головная часть – проблема или тема; верхняя часть скелета – основные определения, чем была вызвана затрагиваемая проблема; нижняя часть скелета – сведения, доказывающие наличие причин, указанных  верхней части; хвостовая часть – ответ на поставленный вопрос, выводы, дающие возможность наглядно представить то чем были вызваны определенные события, выявленные в процессе разбора, а также выводы или результаты дискуссии. Данный метод помогает грамотно построить работу слушателей в парах или по группам, формировать навыки мыслить критически, убедительно демонстрировать имеющиеся связи причин и следствий. С помощью метода рыбной структуры можно рассмотреть любую ситуацию с различного ракурса, найти ее решение, при этом каждый раз будут генерироваться новые идеи. [Клещина, 2017: 56-57]

Вышеперечисленные методы подразумевают работу в группах, в сотрудничестве и могут использоваться в сочетании с брейнстормингом, приемами «Six thinking hats», INSERT, GSSW, дерево предсказаний, кластеры, дебатами, диалогами, дискуссиями, case-study, опросами, написанием эссе.   

Остановимся подробнее на GSSW. Это метод глубокого чтения, разработанный Barry Casey, американским педагогом. GSSW означает G-gather, S- sort, S – shrink, W – wrap. Его цель заключается в том, что студенты учатся писать эссе на основе прочитанного, то есть образцовому, ясному, четкому критическому мышлению. На стадии Gather, то есть сбора информации студенты работают в парах, читая текст вслух и ведут поиск идей, которые выделяются и подводят к другим идеям. Они могут задавать вопросы и обсуждать прочитанный материал по абзацам. На следующей стадии Sort- сортировка, они собирают идеи в кластеры, работая при этом в группах из 3-4 человек. Далее группы сравнивают те идеи, которые они отразили в кластерах. На третьей стадии Shrink или сжатие студенты вычещают кластеры до необходимого количества и выражают идеи своими словами в нескольких предложениях. Каждое предложение при этом представляет собой глубину знания и понимания, нежели чем поверхностное просматривание материала. То есть стадия сжатия дает структурное очертание прочитанной информации. На последней стадии Wrap, что означает обертку, учащиеся обобщают информацию и готовятся представить все самое важное в виде ментальной карты, диаграммы, презентации или визульном Keynote.

 Таким образом, развитие критического мышления посредтвом чтения профессионально-ориентированных текстов при обучении иностранным языкам дает возможность создать естественную комфортную среду для взаимодействия с замыслами и новыми концепциями; развивать навыки общения, умение разрешать проблемные ситуации, преодолевать внутренний эгоцентризм. Данный подход становится важным элементом в ходе обучения, позволяющим научить учащихся анализировать, оценивать, выражать суждения, логически мыслить, находить нестандартные варианты разрешения проблемы, адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям, как в личной, так и в профессиональной жизни в будущем. Отсюда следует, что в процесс обучения необходимо внедрять задания, направленные на формирование критического мышления на всех этапах обучения. Понимая важность всего вышесказанного, современная педагогика должна сконцентрироваться на нем и посвящать ему весомую часть учебного процесса.  

Список литературы

1. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация: сборник статей / Под общ. ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 175 с.

2. Клещина Н.Н., Ченских Е.П. Интерактивные методы и приемы на современном уроке английского языка: монография/ Н.Н. Клещина, Е.П. Ченских. - Томск, Аграф-Пресс, 2017. - 122с.

3. Синицына И.А. Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранного языка (на материале онлайн-заданий по английскому языку) // Педагогические науки, 2014. № 1(64). С. 41-42.

4. Шугаева Е.А. Ролевые игры как одна из форм интерактивных методов обучения иноязычному общению (на примере обучения второму иностранному языку) // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2018. - С. 112-114.

5. Underwood M.K. &Wald R.L. (1995). Conference-style learning: A method for fostering critical thinking with heart. Teaching Psychology, 22(1), 17-21.

6. Wade C. (1995) Using writing to develop and assess critical thinking/ Teaching of Psychology, 22 (1), 24-28.


Войти или Создать
* Забыли пароль?