ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В материалах научной работы исследуются отдельные вопросы применения психодиагностических инструментов в рамках интерфейса программной оболочки профессионального полиграфа «Диана». Анализируя отечественные и зарубежные концепции возможного поведения обследуемых лиц в условиях проведения психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств, автор констатирует необходимость применения компьютерной психодиагностики в целях достижения более достоверных результатов тестирования на полиграфе. Обосновывается необходимость использования в процессе полиграфной проверки оперативных психодиагностических тестов, которые характеризуются своей комплексностью. В работе приводятся примеры из собственных исследований с опорой на диагностический модуль программной оболочки и раскрываются наиболее важные компоненты личности испытуемых. В статье исследуется возможность выявленияважных психологических качеств личности обследуемого, что способствует решению конкретных задач полиграфной проверки. Результаты исследования направлены на совершенствование процедуры проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа.

Ключевые слова:
инструментальная детекция лжи, психодиагностический модуль, полиграф, экстраверсия, интроверсия, обследуемое лицо, психотипы, тесты.
Текст

Применение полиграфа в современных реалиях диктуется требованиями повышения безопасности, как в гражданской, так и государственной сферах деятельности. Однако существуют множество задач в сфере применения полиграфа, которые требуют разрешения. Как отмечают Пеленицын А.Б. и Сошников А.П. применением «прикладной психофизиологии» привлекает критическое внимание широкой общественности. Существуют вопросы к оценке практики применения полиграфа, нормативной регламентации, стандартов и др. [5]

В с вязи с этим, в настоящее время встают вопросы повышения качества полиграфных исследований. В этих целях проверка на полиграфе начинает отвечать принципам достоверности и комплексности. К решению задач в рамках специальных психофизиологических исследований привлекаются иные методы, которые хорошо зарекомендовали себя в рамках практической деятельности психологов.

Очень важно на протяжении всей процедуры исследования на полиграфе анализировать так называемые невербальные знаки, подаваемые обследуемым лицом. Такие основные элементы невербального поведения личности как мимика или жесты являются важной знаковой системой, усваиваемых в онтогенезе. Существуют исследования, доказывающие превосходство невербального языка над вербальными свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики. [2]

Кроме деталей невербального поведения, важно учитывать и иные индивидуально-психологические особенности обследуемого лица. Так, особое значение могут иметь морально-нравственные качества; уровень развития навыков общения; тип темперамента; черты характера личности и др. Некоторые психологические особенности полиграфолог может распознать в процессе беседы и наблюдения за обследуемым лицом. Однако существует возможность применения и более достоверных формализованных методов получения информации об испытуемом. Так, в современных программных продуктах производителей полиграфов имеются возможности полуавтоматизированной психодиагностики обследуемого лица (Рис.1). Например, одной из таких разработок является модель оперативной психодиагностики в полиграфах «Диана».[1]

Рис. 1. Предъявление стимульного материала в рамках оперативной психодиагностики в программе «Диана»

 

Такая оценка способствует решению важных задач на этапе предтестового собеседования.К ним можно отнести в качестве основных следующие: определение психологической валентности возможной конфликтной ситуации и способов реагирования на нее;выработка стратегии установления психологического контакта с обследуемым лицом с целью его адаптации и снятия негативных эмоциональных состояний (тревожность, стресс);определение потенциальных физиологических и психических возможностей обследуемого лица (расчет продолжительности процедуры с возможным ее пролонгированием);предварительная оценка склонности обследуемого лица к сокрытию информации и оказанию противодействия полиграфу. К дополнительным вспомогательным задачам на этом этапе можно отнести следующие: создание экспресс-профиля личностных и деловых качеств обследуемого лица; оказание помощи в профориентации обследуемому лицу и работодателю (соответствие занимаемой должности психологическому профилю) и др.

Эффективность этого инструмента определяется возможностью по завершению тестирования оформить конкретные рекомендации специалисту, которые обеспечивают достижение высокого качества и достоверности проводимой полиграфной проверки на всех основных этапах обследования.

Часто установка обследуемого лица на социально-одобряемые ответы является препятствием для объективной оценки его качеств. В этих целях рекомендуется совместно с обследуемых лицом внимательно читать инструкцию и стимульный материал для тестирования. Категорически не приемлемо, на наш взгляд, допускать обследуемого за персональный компьютер полиграфолога с целью автономного прохождения теста. Это может создать угрозы безопасности программного обеспечения вашего компьютера. Кроме того, не стоит полагаться на искренность ответов испытуемого лица, поскольку сам формат исследования не позволяет убедиться в достоверности сообщаемой информации.

В рамках психодиагностических мероприятий стремление обследуемого лица показаться максимально честным, подталкивает его к искажению ответов. Например, при выборе «импровизации» в деятельности или «подготовки, составление плана», обследуемый может предпочесть второе, поскольку это создает представление о нем как о рассудительном человеке.

Бывают случаи, когда, из-за недостаточно высокого уровня развития когнитивных процессов (мышления, память, внимание) у обследуемого лица возникает риск допуска ошибок в толковании вопросов и, соответственно, выборе ответов.

Кроме того, процесс предварительного собеседования является прекрасным диагностическим методом обследования личности.

Таким образом, тестирование осуществляется при корректирующем воздействии полиграфолога на окончательный выбор ответа и мониторингом верного толкования (уяснения) смысловой нагрузки вопроса обследуемым лицом.

В связи с этим специалисту необходимо отводить достаточное время на проведение этой предварительной процедуры. Такой формат диалогового по сути тестирования может определять доминирующие и рецессивные психические стороны личности обследуемого лица, указывая на возможные источники стресса (Рис.2). Также результаты теста позволят полиграфологу определить тактику поведения при самом тестировании, так и непосредственно после его завершения.

Рис. 2. Карта источников стресса в анамнезе обследуемого лица

На первоначальном этапе тестирования, важно реализовать бесконфликтную парадигму проведения предтестовой беседы, в рамках которой необходимо заинтересовать обследуемого в необходимости этой процедуры. Поскольку, как известно его добровольное согласие на проведение такой проверки является условно-добровольным, из-за того, что является необходимым включенным условием достижения каких-либо значимых целей обследуемым лицом, то возникает импульс на создание «первичной истинной мотивации» к тестированию.И здесь важно мотивировать обследуемого на искренние ответы, используя его индивидуально-личностные качества, информацию о которых была получена по результатам оперативной психодиагностики. Кроме того, в интересах бесконфликтного окончания процедуры обследования, необходимо анализировать психологическую сущность обследуемого лица. Наличие специальных компетенций у полиграфолога в области психологических знаний, умений и навыков, создает необходимое условие проведение эффективной и качественной работы.

Чтобы более эффективно и рационально построить процесс тестирования на полиграфе, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности личности. Здесь представляется интересным выделение типов темперамента, таких как меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. Отличия этих типов сводится к особенностям динамики возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Главной особенностью для холериков является сильные и форсированные чувства; у сангвиников форсированные, но слабые чувства; у меланхоликов возникающие с замедлением сильные чувства и у флегматиков - медлительность и слабость чувств. В рамках психофизиологических исследований холерик может быстро и эмоционально реагировать на процедуру, на предъявляемые стимулы, его время реакции увеличивается в процессе тестирования. Такой обследуемый выражает свое недовольство и раздражение.

Если обследуемому лицу присущ сангвинистический тип темперамента, то в рамках тестирования это проявляется в подвижности, в сложности как и холерику усидеть на одном месте без двигательной активности. Меланхолик, как правило, скупится на эмоциональные состояния, склонен застревать на своих переживаниях, долго рефлексировать вопрос и обдумывать и сомневаться в ответах. С флегматичным обследуемым возникает проблема излишней медлительности. Также реакции такого человека не достаточно могут быть выражены, поскольку их чувства внешне не проявляются. [4]

Тест по оперативной психодиагностике детерминирован научным подходом к психике К.Юнгом, который полагал, что структура психики человека по разному воплощается у разных людей в социальную реальность. Согласно учению К.Юнгу, существует типология личности, которая представлена двумя типами личности: интроверт и экстраверт. В основе этого представления лежит предположение, что  в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей. [3]

Это и легло в основу созданной классификации психологических типов. Согласно представлениям К.Юнга, существуют различия в способах отражения мира и самоотражения, которые выражаются в экстраверсии и интроверсии.

В аналитической психологии интравертированный и экстравертированный типы личности до такой степени различны и их противоположность настолько бросается в глаза, что это обстоятельство выражено с особой очевидностью. В этих двух типах личности проявляются противоположенные друг другу черты, одни замкнутые, трудно распознаваемые, часто пугливые натуры, другие - люди с открытым, обходительным, часто веселым, или, по крайней мере, приветливым и доступным характером, которые легко устанавливают общение с окружающими. [6] Эмпирические наблюдения К.Юнга позволили ему классифицировать паттерны поведения разных типов личности. Так одни, легче работают с доказательствами и умозаключениями (логика), другие - с чувствами людей (эмоции).

В основе познания окружающего мира некоторые люди предпочитают полагаться на свою интуицию, другие же наоборот предпочитают анализировать обстановку опираясь на восприятие и ощущения. Таким образом, в исследованиях К.Юнга выделяются четыре функции психики: чувство, мышление, ощущения и интуиция. Чувства и мышления относятся к рациональному классу; тогда как ощущение и интуиция к иррациональному.

Таким образом, в основе психодиагностического модуля лежит типология, в основе которой лежат четыре дихотомических признака. Эти признаки образуют амбивалентные диады и представлены экстраверсией - интроверсией; логикой - чувством; интуицией - ощущением; рациональностью - иррациональностью. Различные сочетания этих пар приводят к появлению шестнадцати возможных вариативных комбинаций.

Для полноценный комплексной работы в программной оболочки полиграфа необходимо определить тип испытуемого. В этих целях программа предусматривает специальный тест, который направлен на идентификацию психологического типа испытуемого.Полиграфологу необходимо в рамках предварительного собеседования предложить испытуемому пройти тест, сутью которого является выбор между противоположными по смыслу утверждениями. По завершению теста программа самостоятельно определяет ведущую функцию обследуемого лица. Данные утверждения поочередно отображаются на экране монитора (Рис.1). Важным результатом тестирования является информирование полиграфолога о рекомендациях по особенностям проведения полиграфной проверки с обследуемым лицом. Также по завершению тестирования можно ознакомиться с краткой характеристикой респондента (Рис.3). В рамках экспериментальных исследований с применением полиграфа мы предлагаем пример психологического портрета обследуемого, у которого выявлены факторы риска (злоупотребление алкоголем).

Рис. 3. Программная вкладка оперативной психодиагностики «Краткая характеристика обследуемого лица»

 

Сильные стороны:Самодостаточен. Склонен скрывать свои внутренние переживания и эмоции. При кажущейся открытости, внутренне скрытен и недоверчив. Очень наблюдателен. Всегда полагается только на здравый смысл. В опасной ситуации ведет себя подчеркнуто хладнокровно. Всегда делает только то, что считает нужным. Скрытен.

Слабые стороны:Бывает вспыльчив. Склонен недооценивать себя, свои возможности и нуждается в поддержке со стороны. Ему всегда трудно принять решение. Стремится избегать конфликтов. Недоверчив. Не любит фамильярности, не переносит внешнего давления.

Источники стресса:Физический и психологический дискомфорт: резкие запахи, звуки, тусклый свет. Грубость, хамство, скандальный тон, эмоциональное давление. Сама процедура тестирования - уже колоссальный стресс.

Предтестовая беседа (биография): Постарайтесь установить близкий контакт. Атмосфера тестирования должна быть максимально приятной и комфортной для собеседника. Говорите доброжелательно, легко, с юмором. Старайтесь этим снизить контроль и расположить его к себе.

Скрининг (отбор):Обсуждая вопросы, обращайте внимание на морально-нравственную сторону, а не на фактор риска как таковой. Поделитесь с ним информацией о своих вредных привычках (вплоть до того, что вы сами пробовали наркотики).

Расследование:Будьте доброжелательны, просите, чтобы он излагал суть дела последовательно и логично.

Внутритестовая беседа:Поддерживайте у него ощущение, что он контролирует ситуацию. Любые жесткие требования вызовут протест. Старайтесь общаться легко и непринужденно. Допустим интеллектуальный юмор и ирония. Важно: продолжайте поддерживать атмосферу доброжелательности.Полученные реакции обсуждайте аккуратно, не осуждая испытуемого.

Посттестовая беседа (рекомендации по получению признательных показаний):Дайте ему понять, что вам все ясно и понятно (намеком), но вы даете ему возможность признаться самому, чтобы облегчить свою участь. Избегайте угроз и прямого давления. Выскажите недоверие и неуважение к тем объяснениям, которые он дал. Используйте волевой напор и психологическое давление - это выведет его из себя. Поведите себя фамильярно и жестко по отношению к нему. Продемонстрируйте, что он полностью в ваших руках и зависит от вас. Скажите, что вам было приятно с ним общаться, что он произвел на вас хорошее впечатление. В случае расследования - что его информация была очень полезна для вас. Оцените его интеллект. Выскажите уважение силе его личности. Допустимо пожать ему руку.

Таким образом, используя рекомендаций по получению признательных показаний, удалось убедить обследуемого отказаться от сокрытия информации и после теста признать факт употребления психоактивных веществ.

В настоящее время возможности модуля оперативной психодиагностики и потенциал его применения в полной мере отражает представленная выше ситуация. Кроме основной задачи, оперативная психодиагностика может оказать помощь в профориентации, психотипизации личности обследуемого лица и многое другое.

Список литературы

1. Венерина О., Сошников А. // ЗАО «Поликониус-Центр». - Москва [Электронный ресурс]. - режим доступа:www.polyconius.ru

2. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во «Ростов»,.- 1986 -. С. 5-35.

3. Лейбин В.М. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия /Сост. В. М. Лейбин. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология // Учебник для ВУЗов. - Санкт-Петербург: Питер.- 2016. - 583 с.

5. Пеленицын А.Б., Сошников А.П. О научной обоснованности применения полиграфа // «Эксперт-криминалист». 2011.- № 2.- с. 12-15

6. Юнг К. Психологические типы - М.: Университетская книга: АСТ, 1998. - 720 с. - (Классики зарубежной психологии).


Войти или Создать
* Забыли пароль?