МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлена схема формирования профессионально значимых качеств (ПЗК) будущего учителя в педагогическом вузе. На конкретном примере показано применение технологического подхода к формированию ПЗК. Описаны программы курсов по выбору «Современные образовательные технологии в обучении математике» и «Учись работать с образовательным стандартом».

Ключевые слова:
профессионально значимые качества будущего учителя, профессиональная компетентность, технологический подход в образовании, современные образовательные технологии, технология обучения в сотрудничестве, активные методы обучения.
Текст

Профессионально значимые качества будущего учителя, являясь, в общем-то, некоторым инвариантом, в системе высшего педагогического образования могут изменять как свою сравнительную приоритетность, так и содержательное наполнение. Поэтому методика формирования этих качеств требует постоянного совершенствования в соответствии с изменениями квалификационных требований к учителю. 

Процесс формирования профессионально значимых качеств будущего учителя протекает в естественных условиях реализации государственных образовательных стандартов, когда соответствующие учебные планы достаточно плотно заполняют учебное время студентов и введение новых образовательных курсов может привести к их перегрузке. Поэтому «параллельное» совершенствование методики формирования ПЗК целесообразно «растворить» в действующих учебных планах за счет использования соответствующих технологий обучения. Возможные изменения могут касаться:

  1. методики проведения отдельных занятий за счет применения технологии обучения в сотрудничестве, дискуссионных технологий, различных приемов развития критического мышления с акцентом на значимость каждого раздела теоретического материала в формировании ПЗК будущего учителя;
  2. содержания заданий для студентов и организации их самостоятельной работы с целью развития креативности будущего учителя.

Формулировка заданий не должна предполагать прозрачных алгоритмов решений; поиск решений должен осуществляться путем целенаправленной интеллектуально-творческой деятельности.

В основу процесса формирования ПЗК будущего учителя как составляющих его профессиональной компетентности и обеспечения качества этого процесса нами положен технологический подход, под которым понимают «путь проектирования и применения технологий для решения разного рода образовательных задач» [1, с. 20]. Технологический подход позволяет средствами современных образовательных технологий усилить теоретическую, методологическую и методическую подготовку студентов педвуза. Уже с первого курса обучения целесообразно применение в учебном процессе технологии развития критического мышления (ТРКМ), обучения в сотрудничестве, в рамках внеаудиторной самостоятельной работы — технологии проектной деятельности. На старших курсах, когда на первый план выходят дисциплины профессиональной подготовки, педагогическая практика, особая роль отводится применению дискуссионных технологий (например, технологии «Дебаты»), технологии «Портфолио».

Список литературы

1. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Бордовской. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 636 с.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Перов А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.: ил.

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. № 46 (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf).

4. ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588).

5. ФГОС среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408).

Войти или Создать
* Забыли пароль?