Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Социальная ответственность человека характеризуется в трех психических категориях «психический процесс», «психическое состояние» и «психическое свойство». Одним из эффективных средств формирования социальной ответственности являются социальные пробы. Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора способа поведения в этой деятельности, являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей детьми в спектре реализуемых социальных функций. Социальные пробы являются значимым фактором, стимулирующим саморазвитие ребёнка. Наши исследования выявили существенные связи между этими явлениями.
социальная ответственность, социальные пробы, экзистенциальный подход, саморазвитие.
Воспитание социальной ответственности школьников нами рассматривается в ключе экзистенциальной педагогики, провозглашающей в качестве цели – воспитание свободного человека, обладающего внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с добровольно принятыми морально-нравственными ценностями общества.
Свободные люди самостоятельны в принятии жизненно важных решений, но их выбор – это всегда ответственный акт, поскольку соответствующие ему действия и поступки могут иметь необратимые и судьбоносные последствия как для них самих, так и для других граждан, общества в целом. Без формирования чувства долга, обязательности, внутренней дисциплинированности невозможно воспитать свободного человека, умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свой потенциал и реализуя себя в социально значимой деятельности.
Перечисленные качества являются ценностно-смысловым регулятором взаимоотношений личности и общества, их нравственной основой. Вот почему на современном этапе в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выдвигается воспитание социальной ответственности обучающихся.
Социальная ответственность человека характеризуется нами в трех психических категориях «психический процесс», «психическое состояние» и «психическое свойство»:
- как психический процесс: выполнение человеком своих обязанностей, основанное на интериоризации нравственно-правовых норм;
- как психическое состояние: осознание человеком ситуации выбора, в котором необходимо брать какие-либо обязательства, а также мобилизация внутренних ресурсов для исполнения принятого решения;
- как психическое свойство: личностное образование, проявляющееся в реализуемой готовности человека к выполнению своих обязательств перед обществом и самим собой.
Социальная ответственность включает личную ответственность и способность к сопереживанию; имеет временные форматы (ответственность за прошлое, настоящее и будущее), количественные характеристики (ответственность за себя, группу людей, за все человечество).
Экзистенциальный подход к воспитанию социальной ответственности в совокупности его компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Одним из эффективных средств формирования социальной ответственности являются социальные пробы.
Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора способа поведения в этой деятельности, являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей детьми в спектре реализуемых социальных функций.
Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у школьников формируется определенная социальная позиция, самостоятельность и социальная ответственность, которые являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Социальная проба – это всегда преодоление, и поэтому ее основу составляет волевой компонент, при этом эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от успеха или неуспеха ребенка в решении социальной проблемы. Она предполагает самооценку детей своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей во внеурочной деятельности.
Педагогическое сопровождение социальных проб предполагает погружение детей в ситуацию социального выбора, которое предполагает стимулирование осмысления ситуации, определения своего отношения и участия в ней.
Это реализуется через решение следующих задач:
- осознание объективных условий ситуации;
- выявление наличия альтернативы;
- осмысление цели социального выбора в данной ситуации;
- поиск возможных вариантов решения ситуации социального выбора.
Благодаря осознанию имеющейся совокупности альтернатив у ребенка непроизвольно происходит их переработка и сопоставление с имеющейся системой ценностных ориентаций и норм, что стимулирует выбор одного из вариантов решения. Этому способствует реализация другой системы задач:
- осознание собственных ценностей относительно предлагаемой ситуации;
- соотнесение ребенком вариантов решения ситуации с личной системой норм и ценностей;
- определение варианта, максимально соответствующего субъективным и объективным особенностям ситуации социального выбора;
- реальные действия по совершению выбора одной из имеющихся альтернатив.
При решении перечисленных задач возможно возникновение трудностей, в преодолении которых должен помочь педагог. Эти трудности могут быть связаны с осознанием личностных особенностей и соотнесением с ними вариантов выбора.
Социальные пробы отличает такая характерная черта, как целенаправленность их создания. Они не являются случайным обстоятельством жизни, а представляют собой продуманные ситуации. Даже если социальная проба имеет компонент стихийности, то он тоже является предусмотренным и обдуманным педагогическим элементом. Следовательно, необходимым в структуре создания системы социальных проб является взрослый, как её создатель и источник педагогического влияния на социальное самоопределение подростков. Вступая во взаимодействие с молодым человеком, педагог организует ситуацию социальной пробы, которая для воспитанника может казаться случайным стечением обстоятельств.
В процессе социально-педагогического сопровождения социальных проб реализуются три группы задач:
- группа задач, связанных с формированием эмоционального компонента: стимулирование потребности в самопознании и самопонимании, проявления чувства долга, сопереживания, отношение к себе как к законопослушному гражданину, способному выполнять свои обязательства перед государством и обществом; проявление чувства собственного достоинства, не позволяющему идти на компромисс совестью в ситуации морально-нравственного разногласия;
- группа задач, связанных с формированием мотивационного компонента: формирование стимулирующих факторов, направленных на ответственное поведение личности и группы;
- группа задач, связанных с формированием когнитивного компонента: обеспечение получения знаний об особенностях своей личности, об отношениях к себе со стороны социального окружения; ознакомление человека с морально-правовыми нормами поведения в обществе, нравственными ценностями и традициями; формирование социальных компетенций;
- группа задач, связанных с формированием поведенческого компонента: включение в процесс социальной идентификации, в деятельность, имеющую социальную значимость; выполнение взятых на себя обязательств, формирование внутреннего локуса контроля и саморегуляционных способностей.
Социально-педагогическое сопровождение социальных проб предполагает:
- отказ от жесткой регламентации жизнедеятельности воспитанников, обучение их способам самоорганизации и саморегуляции, необходимым для поэтапного движения к достижению задуманного рациональными способами с проявлением при этом определенной настойчивости;
- направленность педагогов во внутренний мир – мир переживаний детей, без чего невозможно установление доверительных контактов и глубинного общения;
- признание педагогом автономности внутреннего мира ребенка в практическом утверждении его права на свободное проявление индивидуального «Я»;
- отказ наставников от прямых ответов на актуальные вопросы взрослеющего человека, от решения за него и даже вместе с ним какой-либо проблемы;
- включение воспитанников в различные ситуации, способные стать для них событиями, приобрести личностную значимость и стимулировать социальный выбор.
Социальные пробы являются значимым фактором, стимулирующим саморазвитие ребенка. Наши исследования выявили существенные связи между этими явлениями. Социальная проба воспринимается детьми как ситуация, требующая преодоления.
58% опрошенных нами детей (всего опрашивалось 324 чел.) указали на то, что желание изменить себя приходит тогда, когда они сталкиваются с трудностями. 81% указали на то, что после ситуаций, связанных с преодолением, у них появляется желание изменить себя.
Процесс формирования социальной ответственности школьников носит цикличный характер, каждый цикл которого предполагает переход от осмысления человеком социальных требований к реализуемой готовности к их реализации в практической деятельности. Основой каждого цикла является событие, то есть то обстоятельство или совокупность обстоятельств, к которому или к которым у ребенка возникает эмоциональное отношение. Таким событием для детей является социальная проба.
Первым этапом педагогического сопровождения формирования социальной ответственности школьников в процессе включения их в ситуации, требующие преодоления, является актуализация социальной пробы. Она предполагает обеспечение включенности ребенка в сложную для него, но преодолимую ситуацию на основе осознания им своей причастности к происходящему.
Второй этап сопровождения – оценка ребенком своих возможностей влияния на ситуацию и обязанностей, связанных с реализацией этого влияния. Любая ответственность всегда появляется тогда, когда человек осознает свои обязанности перед конкретными людьми или объединениями людей.
Третий этап предполагает практическую реализацию обязанностей в конкретной ситуации.
Четвертый этап – рефлексивно-прогностический, стимулирующий осознание воспитанником своих действий по преодолению трудностей в конкретной ситуации и оценку своей ответственности за последействия данного события. Этот этап переходит в актуализацию новой ситуации, которая требует ответственного ребенка к происходящему.
Социальные пробы, как ситуации преодоления, могут быть частью его реальной жизни, связанных, прежде всего, с трудностями реализации тех или иных задач в процессе разнообразной деятельности.
Большой потенциал для формирования социальной ответственности содержат социально-ориентирующие игры. В этих играх создаются ситуации, в которых ребенок осмысленно выбирает вариант своей жизни в игровом пространстве.
Конечно, социальные пробы в игре могут проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности – от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов деятельности в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения выхода из возникающего затруднения. В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.
В социально-ориентирующих играх могут возникать разнообразные ситуации, формирующие социальную ответственность.
- Ситуации выбора: игровой роли; способа участия в игре (один, в составе группы); выбора позиции в отношениях с другими участниками.
- Ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха.
- Ситуации успеха и неуспеха.
- Другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.
1. Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов [Текст] // Московский психотерапевтический журнал. -2002. - №4. - С. 150-169.
2. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-118.
3. Рожков, М.И. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. -247 с. - (Серия : Университеты России).
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- [Текст] / М.: Владос, 2000.- 256с.
5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст]: учебное пособие. - Калининград, 2000. - 572 с.