Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены современные проблемы, идеи и подходы, которые стали предметом обсуждения на состоявшейся 19–21 апреля 2018 г. в Московском педагогическом государственном университете научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Рассматриваются актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, теории и практики коррекционно-педагогической деятельности. Особое внимание уделено проблемам подготовки кадров для работы с детьми разного возраста с различными нарушениями развития, организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения методологического обоснования исследований обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Статья отражает существующее в настоящее время многообразие подходов к организации образования разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и к подготовке педагогических кадров.
специальная педагогика; дети с ограниченными возможностями здоровья; междисциплинарный подход; профессиональная подготовка; профессиональное образование; специальное образование; инклюзивное обучение.
В Московском педагогическом государственном университете 19–21 апреля 2018 г. прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». В рамках конференции были проведены пленарное заседание, семь секционных заседаний и три «круглых стола» с участием ведущих отечественных специалистов по разным отраслям специальной педагогики, представителей образовательных организаций разных регионов России, а также исследователей из Германии, Китая и Сирии. В конференции приняли участие представители организаций высшего, школьного и дошкольного образования, всего более 450 чел. Среди выступающих на конференции были представители ряда ведущих вузов: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Университет им. Гумбольдта (г. Берлин) и др. На конференции были выделены и проанализированы наиболее значимые для образования лиц с ОВЗ проблемы и возможные пути их решения.
На конференции рассматривались вопросы, находящиеся в рамках инновационного поля специальной педагогики, имеющие большое практическое значение и связанные с методологическим и методическим обоснованием образования различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Открывая пленарное заседание, председатель организационного и научного комитета конференции профессор Е.Г. Речицкая обратилась к участникам с приветственным словом, особенно выделив тех известных специалистов, кто окончил МПГУ в разные годы.
На пленарном заседании выступили ведущие ученые в разных областях специальной педагогики: д-р пед. наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ» И.В. Евтушенко; д-р пед. наук, профессор, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «МГПУ» О.Г. Приходько; д-р пед. наук, профессор кафедры специального и инклюзивного образования ГБОУ ВО МО «АСОУ» В.В. Воронкова; д-р пед. наук, профессор ГАОУ ВО «МГПУ» Е.А. Екжанова; д-р пед. наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ» М.В. Жигорева; д-р пед. наук, профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «МПГУ» Т.В. Туманова; канд. пед. наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО Е.Л. Ворошилова.
Большое внимание на конференции было уделено проблемам подготовки кадров для помощи детям с ОВЗ разного возраста. В докладе д-ра пед. наук, профессора И.В. Евтушенко на пленарном заседании были подняты вопросы внедрения профессионального стандарта «Педагог – дефектолог». Подготовке дефектологических кадров в системе дополнительного образования был посвящен доклад д-ра пед. наук, профессора В.В. Воронковой.
На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней (с момента рождения) комплексной помощи детям, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям с целью успешной социализации и включения ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество. Как представлена проблема подготовки кадров для системы ранней помощи детям с нарушениями развития в Московском городском педагогическом университете, было рассмотрено в докладе д-ра пед. наук, профессора О.Г. Приходько.
На секционном заседании «Актуальные проблемы подготовки кадров для системы специального образования», модератором которого был д-р пед. наук, профессор И.В. Евтушенко, выступили: заведующая лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «МГПУ», д-р психол. наук, профессор И.Ю. Левченко; заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ГАОУ ВО «МГПУ», д-р пед. наук, профессор ГАОУ ВО «МГПУ» И.М. Яковлева; доцент кафедры специального и инклюзивного образования ГБОУ ВО МО «АСОУ» Л.А. Черкасова; декан факультета «Клиническая и специальная психология» ФГБОУ ВО МГППУ, канд. пед. наук, доцент Е.Э. Артемова; доцент кафедры анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО «МПГУ», канд. пед. наук, доцент О.В. Дружиловская и др. В ходе выступлений и последующей дискуссии были рассмотрены вопросы повышения эффективности подготовки кадров для системы специального образования в системе высшего, дополнительного и послевузовского образования дефектологов.
Специфика взаимодействия Ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа была представлена в видео выступлении д-ра пед. наук, профессора, заведующего кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» О.А. Денисовой.
В докладе на пленарном заседании конференции д-ра пед. наук, профессора ГАОУ ВО «МГПУ» Е.А. Екжановой подчеркивалась необходимость семейно-центрированной модели межведомственного взаимодействия в решении на муниципальном уровне проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы семьи ребенка с ОВЗ, воспитания и подготовки ребенка с нарушениями в развитии к самостоятельной жизни в социуме были предметом внимания на заседании секции «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: проблемы воспитания, обучения и социализации» под руководством д-ра психол. наук, профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ» В.В. Ткачевой. Проблему изучения устойчивой успешности учащейся молодежи через призму ценностей семьи представила канд. пед. наук, доцент кафедры обучения на двуязычной основе Казанского федерального технологического университета З.М. Магиярова.
Дискуссионными были вопросы, связанные с проведением инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти вопросы поднимались на «круглом столе» «Инклюзия как образ жизни», модератором которого выступала канд. пед. наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ» Т.Н. Исаева. На «круглом столе» отмечалось, что учителя общеобразовательных организаций не готовы к обучению детей с ОВЗ, если не знают особенностей этих детей и не владеют специальными методиками их обучения. Некоторые учащиеся с ОВЗ из-за трудностей, которые возникают в практике их инклюзивного образования, переводятся на надомную форму обучения. Главное заключается в том, что инклюзию следует понимать как двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива образовательной организации принять «особого ребенка». Большое значение имеет организация предметно-развивающей среды, направленной на учет особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ и формирование жизненных компетенций.
Два секционных заседания были посвящены логопедическим проблемам. На секционном заседании «Инновационные технологии комплексной реабилитации лиц с коммуникативными нарушениями» выступила доктор университета имени Гумбольдта (г. Берлин), заведующая кафедрой аудиопедагогики Л. Хоппе с докладом о профессиональной самореализации молодых людей с нарушением слуха, о жестовой базовой немецкой речи для массовых школ. На секции сделали доклады: д-р пед. наук, профессор О.С. Орлова (модератор секционного заседания); заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ школа № 1708, канд. экон. наук Т.Н. Новикова и др. Докладчиками были раскрыты проблемы междисциплинарных связей и инновационных технологий комплексной реабилитации лиц с нарушениями коммуникаций. Часть сообщений была посвящена аудиопсихостимуляции и технологиям с использованием биологической обратной связи.
На секционном заседании «Теоретические и практические проблемы логопедии», модератором которого являлась д-р пед. наук, профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «МПГУ» Ю.О. Филатова, выступили сотрудники образовательных организаций и магистранты вузов. В докладах получили освещение проблемы изучения речи и неречевых процессов у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи и заиканием. Рассматривались возможности применения технологии оценки плавности речи у дошкольников с разными клинико-педагогическими формами заикания. Большой интерес вызвало изучение возможности формирования словаря у дошкольников с недоразвитием речи с помощью средств механотерапии. Ряд докладов был посвящен исследованию младших школьников и подростков с речевыми расстройствами.
Секционное заседание «Актуальные проблемы образования и реабилитации детей с нарушениями слуха» (модератор – канд. пед. наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ» Е.З. Яхнина) было организовано в форме вебинара, слушателями которого были педагоги образовательных организаций для обучающихся с нарушением слуха многих регионов России: Курской, Воронежской, Орловской и других областей. В докладах, представленных на этой секции, рассматривались актуальные для образовательной практики проблемы формирования универсальных учебных действий (условия формирования регулятивных универсальных учебных действий рассматривались в докладе профессора Е.Г. Речицкой, коммуникативных универсальных учебных действий – в докладе старшего научного сотрудника Е.А. Малхасьян). Проблема генезиса понятия «множественные нарушения развития» была раскрыта в докладе д-ра пед. наук М.В. Жигоревой, проблема восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся получила освещение в докладе профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ» Е.З. Яхниной, проблема самореализации молодежи с нарушением слуха была поставлена в докладе доцента И.Л. Соловьевой.
Проблемы организации профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью рассматривались на заседании секции «Профессиональное образование и профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Секция проводилась в сотрудничестве с кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования ГБПОУ ОК «Юго-Запад» (г. Москва). В докладе модератора секции заведующего кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования ГБПОУ ОК «Юго-Запад» И.А. Каташева получили отражение формы и условия реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Подчеркивалось, что изменения в системе профессий определяют необходимость расширения числа специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка и профессиональное образование лиц с ОВЗ. В частности, в Образовательном комплексе «Юго-Запад» лица с ОВЗ и инвалидностью могут обучаться по таким направлениям профессиональной подготовки, как слесарь механосборочных работ, художник-оформитель, поварское дело и др. Большое значение придается преемственности школьного и среднего профессионального образования, взаимосвязи трудового обучения, профессиональной подготовки и дополнительного образования. Повышению мотивации и осознанности выбора профессии у лиц с ОВЗ способствует их обучение в профильных 10 и 11 классах трудового обучения в условиях образовательного комплекса. На секции по проблемам развития профессионального образования лиц с ОВЗ также выступили: канд. пед. наук, учитель высшей квалификационной категории Д.Б. Богданова, педагог-психолог Я.И. Шипилова, учитель-дефектолог первой квалификационной категории М.Н. Гудухина, преподаватель специальных дисциплин Е.Ю. Лисова и др. Освещались вопросы использования инновационных технологий в процессе организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формирования и развития профессиональных интересов и склонностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, применения арттерапевтических технологий в процессе профессиональной подготовки, проектирования индивидуальных образовательных траекторий, реализации технологии трудового обучения швейному делу учащихся с интеллектуальными нарушениями, определения роли педагога в проведении профориентации с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Поднималась проблема обеспеченности организаций профессионального образования кадрами с базовым специальным (дефектологическим) образованием по конкретным направлениям подготовки. Во многих образовательных организациях, где ведется подготовка лиц с нарушениями слуха, с интеллектуальными проблемами и др., ощущается недостаток квалифицированных кадров дефектологов, в частности, специалистов по сурдопедагогике. В докладах отмечалось, что для освоения лицами с ОВЗ адаптированных программ профессиональной подготовки и профессионального образования важно привлечение квалифицированных специалистов для проведения с детьми с ОВЗ индивидуальных и коллективных коррекционно-развивающих занятий.
На конференции особое внимание было уделено методологическим проблемам исследований в специальной педагогике. В частности, было показано, что принципиальное значение имеет проблема междисциплинарности в исследованиях образования лиц с ОВЗ. На пленарном заседании конференции в докладе д-ра пед. наук, профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ» М.В. Жигоревой междисциплинарный подход рассматривался как средство решения проблем обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В докладе д-ра пед. наук, профессора кафедры логопедии ФГБОУ ВО «МПГУ» Т.В. Тумановой с учетом междисциплинарного подхода были показаны и проанализированы возможности использования персонифицированных средств в обучении детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Участники конференции исходили из необходимости учета изменений, происходящих в системе научного знания, предусматривающих применение новых технологий и связанных с развитием новых научных областей, в частности, нейронаук. На заседании секции «Методологические проблемы исследований в общей и специальной педагогике» обсуждались этапы разработки научно-исследовательских программ конкретных исследований в общей и специальной педагогике с учетом новых научных подходов. В докладе модератора секционного заседания канд. филос. наук, профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ» В.В. Линькова отмечалось влияние когнитивных наук и их методологии на развитие специальной педагогики. Важное место было отведено проблеме междисциплинарности когнитивных исследований, рассматривались различия типов междисциплинарного взаимодействия, уточнялись особенности способов получения новых знаний в специальной педагогике при интердисциплинарном, кросс-дисциплинарном и трансдисциплинарном ее взаимодействии с другими научными областями. В докладе д-ра пед. наук, профессора ГАОУ ВО «МГПУ» Е.Н. Моргачевой была показана специфика изучения методологических подходов сравнительных исследований в специальной педагогике. На секционном заседании д-р пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВО «МПГУ» Г.Л. Ильин выделил вопросы методологии анализа теории и практики инклюзивного обучения и подходов к его обоснованию. В докладе методиста АО «Издательство "Просвещение"» И.С. Горностаева были определены и конкретизированы методологические предпосылки разработки учебников по разным предметам для детей с различными типами нарушений развития, уточнены формы методического сопровождения учителей, работающих с детьми с ОВЗ. На конференции подчеркивалось, что в течение длительного времени в отечественной специальной педагогике существует тенденция сведения методологических проблем к проблемам терминологии, но действительно значимые проблемы образования, исследования и диагностики развития лиц с ОВЗ путем переименования не могут быть решены.
Представители образовательных учреждений разных видов отмечали, что существует проблема перегрузок учителей в связи с постоянным заполнением электронных журналов и электронных дневников, оформлением отчетов, адаптированных образовательных программ для разных категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специальных индивидуальных программ развития, документов к аттестациям и аккредитациям образовательных организаций.
По итогам обсуждений на конференции была принята резолюция, в которой были определены рекомендации по развитию научных исследований в специальной педагогике и совершенствованию организации образования детей с ОВЗ.
Участники конференции отметили, что в современном образовательном пространстве наблюдается бюрократизм, негативно влияющий на качество образования лиц с ОВЗ и работу образовательных организаций. В этой связи на конференции принято решение рекомендовать администрации образовательных учреждений и органам управления образования сократить число форм обязательной отчетности и положений, регламентирующих образовательную деятельность. Положительную роль в преодолении бюрократизма в образовательной деятельности может сыграть введение обязательной процедуры обсуждения новых положений и инструктивных документов, касающихся образования лиц с ОВЗ, со специалистами в области специальной педагогики и представителями образовательных организаций различных уровней.
На конференции не нашли поддержку предложения Общероссийского профсоюза образования по проекту профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» № 591 от 13 декабря 2016 г. Участники конференции выступили против исключения из наименования вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и сохранение только одного вида деятельности – коррекции нарушенного развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. На конференции подчеркивалось, что не нужно объединять трудовые функции сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога в единые трудовые действия педагога-дефектолога.
В целях сохранения традиций научных школ дефектологии было рекомендовано отметить памятную дату выдающегося отечественного сурдопедагога А.И. Дьячкова (1900–1968). Кроме того, предлагалось организовать Всероссийские конференции по отраслям специальной педагогики для обсуждения актуальных проблем обучения, воспитания и развития лиц с ОВЗ и подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Необходимо создавать условия для взаимодействия вузов и организаций общего и профессионального образования по решению актуальных проблем образования лиц с ОВЗ путем проведения совместных совещаний и научно-практических семинаров. Целесообразно уделять внимание развивающейся практике инклюзивного обучения посредством организации научно-практических семинаров для обсуждения методических подходов к обучению разных категорий детей с ОВЗ в условиях инклюзии с учетом особенностей их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Важно привлечь к проведению и участию в этих научно-практических семинарах ведущих специалистов в области специальной педагогики из педагогических вузов. Заслуживают внимания особенности внедрения инновационных подходов в практику обучения детей различных нозологических групп, обучающихся по адаптированным образовательным программам, их социальной интеграции и адаптации.
В развитии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с настоящее время существуют проблемы, которые требуют изучения и комплексного решения. В современной специальной педагогике на основе одного подхода невозможно решить все теоретические и практические проблемы социализации и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Конференция показала, что в специальной педагогике сложился и существует ряд научных подходов, которые дополняют друг друга и необходимы для разностороннего исследования современных проблем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.