ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается методика использования технологии ситуационного анализа в высших учебных заведениях с целью формирования профессиональной компетенции учащихся средствами иностранного языка. Ситуационный анализ, являясь современной технологией обучения, зарекомендовал себя как продуктивная методика обучения специалиста в сфере экономики и бизнеса. Введение ситуационного анализа в процесс обучения иностранному языку позволяет развивать профессиональное мышление студентов на иностранном языке, дает возможность создавать на занятиях творческую атмосферу. Использование названной технологии в данном контексте, однако, призвано не столько сформировать конкретное умение решать возникающие профессиональные проблемы, как это подразумевается в обучении в сфере бизнеса и экономики, сколько создать на занятии ситуацию мотивированного общения на иностранном языке в условиях, приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности учащихся.

Ключевые слова:
методика обучения иностранным языкам; ситуационный анализ; коммуникативная компетенция; профессиональная компетенция; профессиональное образование; обучение взрослых иностранному языку; образовательная технология.
Текст

Современный специалист должен обладать целым спектром разнообразных компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Высокий уровень коммуникативной иноязычной компетенции раскрывает массу возможностей перед современным выпускником.

Сегодня методистам приходится заново переосмысливать учебный процесс, поскольку новые тенденции в образовании стирают границы между отдельными учебными дисциплинами, вынуждают искать возможности обучать иностранном языку в сжатые сроки при максимальном сохранении эффективности учебного процесса.

Развитие устойчивой мотивации к изучению иностранного языка становится особенно актуальным в том случае, если учебный процесс реализуется на направлениях, не предполагающих безусловную необходимость владения иностранным языком, таких, например, как дизайн, финансы, юриспруденция, экономика и др. В таких условиях перед преподавателем возникает целый ряд затруднений: во-первых, поддержание рабочей атмосферы на занятии; во-вторых, достижение определенных результатов работы в условиях отсутствия у учащихся работать над языковым материалом; в-третьих, необходимость определения мотивирующих элементов и т.д.

Активные методы обучения, такие как ролевые игры проблемной направленности, проекты, ситуационный анализ, позволяют повысить общую эффективность обучения иностранному языку. Это происходит за счет положительного влияния на мотивационную сферу учащихся, возможность реализации принципа межпредметной координации учебного процесса и, что немаловажно для современного студента, позволяет учащимся видеть плоды своего труда не в отдаленном будущем, а практически на каждом занятии. Эти технологии призваны обеспечить развитие критического мышления учащихся, компенсировать недостаток возможности практического применения полученных профессиональных знаний.

Метод ситуационного анализа, или кейс-стади (англ. case-study — изучение конкретного случая, дела, ситуации) относится к неигровым имитационным активным методам обучения и основан на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций.

Практическая цель кейс-стади — научить применять теоретические знания на практике и принимать верные стратегические решения, а основная задача — комплексное исследование конкретной ситуации и оценка эффективности принятых решений. Считается, что ситуационный анализ является одним из наиболее эффективных способов обучения решению типичных проблем. В основе этого проблемного метода обучения лежит анализ ситуации, дискуссии. Одной из его составных частей могут быть ролевые и деловые игры, драматизации.

Список литературы

1. Василевич А.П., Гальскова Н.Д., Северова Н.Ю., Акимова Н.В. Теория и практика преподавания иностранного языка в средней школе. - Ч. 1 / под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.П. Василевича. - М.: Изд-во МГОУ, 2012.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

3. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка): автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2003.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - С. 119.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

6. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?