ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ИНСТИТУТЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен анонс актуального учебного пособия А.А. Михеева, С.Г. Камолова, А.В. Павлюк «Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства». Подобное пособие – новинка в библиотеке учебно-методической литературы по экономике и менеджменту. Целью данного учебного пособия является раскрытие роли управления собственностью в экономическом и социальном развитии регионов Российской Федерации, научное обоснование и разработка комплексного подхода к эффективному управлению отношениями собственности в регионе, обеспечивающему гармоничное развитие различных форм собственности, способствующее росту эффективности функционирования экономики и социальной сферы на региональном уровне.

Ключевые слова:
управление собственностью, региональная экономика, приватизация, государственно-частное партнерство.
Текст

            Как мы писали в июле–августе 2017 г., в конце июля 2017 г. Конгрессом США был принят законопроект, ужесточающий односторонние экономические санкции против России [1]. На фоне различных, предложенных отечественными экономистами, вариантов экономической и управленческой политики в данной непростой ситуации вышло актуальное монографическое издание А.А. Михеева «Управление региональной собственностью и приватизация в России» [2]. В ней автор разработал концепцию государственно-частного партнерства в контексте приватизационной деятельности власти. Как мы отмечали ранее, вопросами управления собственностью и приватизацией в России Алексей Михеев занимается давно, имеет значительное количество научных работ по данной актуальной проблематике [3–22]. Данная сфера видится им целостно и комплексно, о чем говорит тематика его публикаций последних лет. Исследователь затрагивал различные аспекты вопроса управления собственностью и государственно-частного партнерства [см., например, 4–13 и др.]. Монография «Управление региональной собственностью и приватизация в России» предстает на фоне этих многочисленных статей некой систематизацией полученных в ходе практической работы (А.А. Михеев – член Экспертно-консультационного совета по приватизации в Росимуществе) и научной работы (как преподавателя МГМИМО).

      Теперь же представляем читателю новый аспект работы Алексея Михеева в данном направлении: автор в соавторстве с С.Г. Камоловым и А.В. Павлюком представил на этот раз учебное пособие  «Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства» [23]. Целью пособия обозначено «раскрытие роли управления собственностью в экономическом и социальном развитии регионов Российской Федерации, научное обоснование и разработка комплексного подхода к эффективному управлению отношениями собственности в регионе, обеспечивающему  гармоничное развитие различных форм собственности, способствующее росту эффективности функционирования экономики и социальной сферы на региональном уровне» [23, c. 5]. Пособие раскрывает роль региона в регулировании отношений собственности в контексте современных представлений о ее природе, актуальных тенденциях в развитии отношений собственности, значения этих отношений и эффективности системы управления собственностью для социально-экономического развития страны и региона.

Для достижения этой общей цели авторам удалось решить следующие задачи: проанализировать понятия собственности, эволюции и современного статуса отношений собственности; выявить и систематизировать факторы, обуславливающие тенденции развития собственности на глобальном, национальном, региональном и отчасти местном уровнях; обосновать систему отношений собственности как многоуровневой иерархической структуры, каждый уровень которой имеет определенные правомочия в отношении экономических ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности; представить систему управления собственностью на региональном уровне как совокупности подсистем, выделяемых по признакам объекта собственности, характера и вектора воздействия на субъекты собственности; определить критерии эффективности управления собственностью в регионе.

        Пособие имеет классическую структуру и состоит из введения, заключения и 7 глав. В каждой главе есть вопросы для самопроверки обучающихся.

       Первая, теоретическая, посвящена основным вопросам собственности как социально-экономического явления. В главе показана эволюция развития понятия собственности и ее основных форм, рассмотрена собственность в институциональном разрезе [там же, с. 7–55]. Авторы отмечают, что если базовые черты явления собственности были заложены в античности, в дальнейшем они претерпевали изменения в процессе общественного развития и сами влияли на развитие экономики и общества [там же, с. 54]. «Появлялись новые формы, виды и разновидности собственности, – пишут авторы, – однако их развитие часто приводило не к отрицанию, не к смене одних другими, а к взаимному сосуществованию, изменению соотношения между ними и их постепенному переплетению. Это стало возможным, в частности, благодаря усложнению права собственности: вместо триединой совокупности базовых правомочий, слабо разделенных в давние исторические времена, пришло свыше десятка составляющих права собственности, которые стали распределяться среди разных субъектов, что привело к многократному увеличению их числа и усложнению отношений собственности. Важной задачей теории и практики развития собственности стало использование тенденций расщепления права собственности, диверсификации ее видов, с целью нахождение оптимального баланса интересов между отдельными субъектами экономики» [там же]. Михеев, Камолов и Павлюк считают, что такой баланс позволит максимизировать эффективность всего экономического «организма» в государственном, региональном, субрегиональном масштабах.

       Вторая глава освещает вопросы трансформации собственности в современной России [там же, с. 55–167]. Особое внимание авторы уделили приватизации как инструмента создания основ для формирования эффективных отношений собственности  [там же, с. 56–75]. Главную проблему в вопросах трансформации собственности в современной России авторы видят в необходимости преодоления противоречий между организацией национальной экономики на административно-командных началах и потребностями развития общества, и вызвали, в конечном счете, современную волну социально-экономических преобразований, базовый процесс которых составляет приватизация государственного и муниципального имущества [там же, с. 56].

         В третьей главе представлена система управления собственностью в регионе и обоснованы пути ее формирования [там же, с. 167–243]. Одним из важных моментов формирования системы управления собственностью в регионе авторы предлагают внедрить систему мониторинга отношений собственности в регионе. По их мнению, мониторинговое исследование развития региональной собственности станет источником информации, которая предназначена как для непосредственного предоставления участникам отношений собственности, так и для анализа развития системы отношений собственности научными учреждениями и региональными органами власти и управления, в особенности с целью подготовки мер по регулированию этих процессов [там же, с. 242].  Внедрение системы мониторинга региональной собственности обеспечит и возможность усилить целый комплекс эффектов различного рода: методологические, аналитические, информационные и управленческие.

         Четвертная глава «Власть и государственно-частное партнерство в фокусе российских приватизационных практик» конструирует институциональные модели интеграции государственно-частного партнерства и приватизационных практик [там же, с. 244–266].  Здесь авторы делают вывод о том, что, несмотря на попытки государства активизировать ГЧП, эта сфера еще ждет активного совершенствования: учитывая уже осуществленные изменения в этой  сфере,  а также  актуальность корректировки планов разгосударствления, видится весьма  своевременным дополнить процесс  планирования распоряжения  госимуществом сводным планированием государственно-частного партнерства. Составной частью  этого процесса может стать разработка на федеральном уровне  интегрированного плана  разгосударствления, включающего взаимоувязанное планирование приватизации и важнейших проектов ГЧП [там же, с. 265].  Учебно-практический интерес представляет собой сравнение объектов соглашений, заключаемых в соответствии с законами РФ о ГЧП (табл. 5.2).

        Главы 5–7 имеют практический характер. В главе 5 подробно рассмотрена отечественная практика и зарубежный опыт реализации ГЧП в социальной сфере [там же, с. 267–302].  В шестой главе представлен опыт реализации ГЧП в сфере дорожного строительства [там же, с. 303–348].  Седьмая посвящена анализу лучших практик государственно-частного партнерства в РФ [там же, с. 349–370].  В числе лучших актуальных и эффективных практик государственно-частного партнерства представлены:   практика реализации проекта государственно-частного партнерства в социальной сфере (на примере проекта строительства и оснащения отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической фузиологии на территории ГБУ «Самарская областная клиническая больница Им. В.Д. Сердавина»; практика реализации проекта государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства (на примере проекта строительства нового выхода на МКАД с федеральной автомагистрали М-1 «Беларусь Москва-Минск» в обход г. Одинцово. Подробный анализ данных проектов может стать неким образцом осуществления подобных практик. В пособии даны примеры подсчета эффективности проектов ГЧП [там же, с. 360–363]. В главе пошагово представлены этапы реализации проектов, а также показано, как могут распределяться риски в проектах государственно-частного партнерства. Также наглядно проиллюстрирована система возврата инвестиций частным партнером. Показана бюджетная эффективность от реализации проекта (в числовом выражении), в частности, объясняется, как реализация проектов увеличивает налоговые поступления в бюджет, создавая эффект мультипликатора. Социально-экономический эффект – один из важнейших показателей эффективности социального проекта предполагает предоставление высокотехнологичной медицинской помощи, расширение вместимости центра, увеличение объема оказываемых услуг, создание рабочих мест и т.д. [там же, с. 364]. Авторы утверждают, что механизм государственно-частного партнерства в данном конкретном случае показывает эффективность и оправдывает свое использование как инструмент развития инфраструктуры и реализации стратегий социально-экономического развития. Под социально-экономической эффективностью в пособии предлагают понимать повышение качества и объема предоставляемых услуг, создание рабочих мест и площадки для подготовки квалифицированных специалистов, а также создание экономического эффекта для бюджета Самарской области [24].

На основании проекта государственно-частного партнерства, проанализированного в данной главе, обучающимся можно сделать вывод о некоторых особенностях проектов создания инфраструктуры в социальной сфере и проектов государственно-частного партнерства в целом и использовать представленный механизм. Анализ данных проектов и методика расчета их эффективности являют собой несомненную практическую значимость пособия. Оно будет полезно как для студентов –будущих управленцев, так и членов Советов директоров различных российских компаний.

Список литературы

1. Литус С.Н. Государственно-частное партнерство как актуальный механизм управления на региональном уровне (анонс о книге А.А. Михеева «Управление региональной собственностью и приватизация в России») Электронный ресурс // Журнал исследований по управлению. Т.3. 2017. № 7. С.54-64.

2. Михеев А.А. Управление региональной собственностью и приватизация в России [Текст] / А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2017.

3. Михеев А.А. Управление региональной собственностью в России [Текст] / А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2017.

4. Михеев А.А. Власть и государственно-частное партнерство в фокусе российских приватизационных практик [Текст] / А.А. Михеев // Власть. 2016. № 3. С. 110-124.

5. Михеев А.А., Ваганов Д.А. Долгосрочные программы развития компаний с государственным участием: предварительные итоги разработки стратегических документов с применением ключевых показателей эффективности [Текст] / А.А. Михеев, Д.А. Ваганов // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. № 1 (25). С. 190-197.

6. Михеев А.А. Корректировка подходов к распоряжению госимуществом как один из резервов модернизации экономики России в условиях кризиса [Текст] / А.А. Михеев // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 9. С. 1229-1258.

7. Кузнецов М.Е., Федоров О.Р., Михеев А.А. Долгосрочная мотивация членов органов управления в компаниях с государственным участием [Текст] / М.Е. Кузнецов, О.Р. Федоров, А.А. Михеев // Акционерное общество: Вопросы корпоративного управления. 2015. № 9. С. 60.

8. Михеев А.А. Критерии определения способа приватизации государственной собственности в контексте специфики сделок по приватизации крупнейших компаний с государственным участием [Текст] / А.А. Михеев // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. № 1 (25). С. 197-204.

9. Михеев А.А. Социальные проблемы урбанизации и сити-менеджмент на этапе постмодерна [Текст] / А.А. Михеев // Право и управление. XXI век. 2015. № 2 (35). С. 73-78.

10. Меткин Н.П., Михеев А.А. Индустриальный кластер как инструмент стратегического управления отраслью [Текст] / Н.П. Меткин, А.А. Михеев // Право и управление. XXI век. 2014. № 1 (30). С. 34-40.

11. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: премуества, проблемы, пути поддержки [Текст] / А.А. Михеев // Проблемы современной экономики. 2014. № 3. С. 355.

12. Михеев А.А. Экономико-правовые особенности приватизации муниципальных унитарных предприятий [Текст] / А.А. Михеев // Современные тенденции развития экономики, управления и права: сборник материалов Международной научной конференции. научный редактор: Е.В. Колесникова. 2013. С. 152-159.

13. Михеев А.А. Привлечение инвестиций как стратегическая функция развития муниципальных образований [Текст] / А.А. Михеев // Государство, власть, управление и право: история и современность: Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор: Омельченко Н.А. Редактор: Соколов Н.Н. 2013. С. 104-110.

14. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки [Текст] / А.А. Михеев // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 355.

15. Михеев А.А. Методология управления собственностью в экономической системе региона [Текст]: автореф. дис. д-ра экон.наук / А.А. Михеев. - СПб.: Санкт-Петербургский государственно-экономический ун-т , 2009.

16. Михеев А.А. Структура и принципы формирования системы мониторинга региональной собственности [Текст] / А.А. Михеев // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 1 (28). С. 312-315.

17. Михеев А.А. Функции системы управления собственностью в регионе [Текст] / А.А. Михеев // Современный менеджмент: проблемы и перспективы III научно-практическая конференция: тезисы докладов. 2008. С. 368-373.

18. Михеев А.А. Эффективное управление собственностью как фактор экономического роста региона [Текст] / А.А. Михеев //Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Петербургскому экономическому форуму 2008 года : сб. научных статей. отв. за вып. А. Н. Асаул. Санкт-Петербург, 2008. С. 23-27.

19. Михеев А.А. Об оценке эффективности управления собственностью в регионе [Текст] / А.А. Михеев // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции межвуз. сб. науч. тр.. Юж.-Урал. гос. ун-т, С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т, Урал. ин-т оценки и маркетинга. Санкт-Петербург, 2008. С. 301-304.

20. Михеев А.А., Максимов С.Н. Принципы формирования эффективной системы управления в регионе [Текст] / А.А. Михеев, С.Н. Максимов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2008. № 1 (20). С. 64-67.

21. Михеев А.А. О методах управления государственным имуществом региона [Текст] / А.А. Михеев // Управление социально-экономическим развитием региона: сб. научных трудов. Федеральное агентство по образованию. Санкт-Петербург, 2007. С. 174-178.

22. Михеев А.А. Приватизация государственных муниципальных предприятий ЖКХ [Текст] / А.А. Михеев // Социально-экономические проблемы регионального развития: сб. научных трудов профессорско-преподавательского состава факультета региональной экономики и управления. Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет». Санкт-Петербург, 2006. С. 257-265.

23. Михеев А.А. Цели управления государственной собственностью [Текст] /А.А. Михеев // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2006. № 4 (13). С. 386-390

24. Михеев А.А. Прямые иностранные инвестиции в США: региональная политика [Текст]: дис. канд.экон.наук / А.А. Михеев. - М., 2003.

25. Михеев А.А., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства [Текст]: учебное пособие / А.А. Михеев, С.Г. Камолов, А.В. Павлюк. - М.: ИНФРА-М, 2018.

26. Майоров О.В., НавасардянА.С. Литвишков А.Е. Строительство и эксплуатация отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в Самаре. Материалы доклада к инфраструктурному конгрессу «Российская неделя ГЧП-2016»., 2016. [Электронная версия] URL: http://p3week.ru/images/presenatation/preze_31-02.pdfДата обращения: 15.02.2017

Войти или Создать
* Забыли пароль?