ШЕРИНГОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье авторы рассматривают развитие нового направления экономической деятельности, основанного на совместном использовании товаров. Анализируются отрасли, в которых развиваются шеринговые бизнесы. Даются предположения о перспективных направлениях деятельности для развития экономики совместного пользования.

Ключевые слова:
совместное пользование, совместное потребление, шеринговая экономика, шеринговые бизнесы.
Текст

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами – приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались. С развитием информационных технологий общество вновь вернулось к этой практике. Однако теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название экономики совместного потребления (англ. sharing economy) и вошло в составленный журналом TIME список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем [1].

Концепция совместного потребления была предложена экономистами Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «Что мое – твое: Развитие совместного пользования». Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им [2]. Выступая на конференции TED, Рэйчел Ботсман назвала шеринговую экономику новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг [3].

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок, по оценкам международного инвестиционного холдинга SDVentures объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 г. [4].

Объем российского рынка интернет-сервисов совместного пользования за 2017 г. вырос на 20%, достигнув 230 млрд руб. Для сравнения: бюджет государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2024 г., – порядка 520 млрд руб. Из них около 300 млрд планируется привлечь от бизнеса. Примерно во столько же – 295 млрд руб. – аналитики Data Insight оценивают объем российского рынка C2C-коммерции (торговли между частными лицами) в 2017 г. Таким образом,  «шеринговая» составляющая рынка интернет-сервисов намного превышает прогнозы по привлечению финансирования, необходимого для реализации ГП. При существующем ежегодном росте,  шеринг-сервисам в России потребуется менее полутора лет, чтобы показать объем рынка в те самые 300 млрд руб. [5].

Рассмотрим главные факторы успеха шеринговой экономики. Главный из них – возможность сэкономить. Шеринг-платформы позволяют заказывать услуги существенно дешевле, нежели бизнес, работающий по традиционной модели (например, таксопарки, отели, центры ремонта). Также они предоставляют источник дополнительного дохода тем, кто готов самостоятельно оказывать услуги. Таким образом, речь идет об исключении посредников (традиционных компаний) между потребителем и поставщиком услуги.

Второй важный фактор – скорость оказания услуг и огромный выбор. Срок ожидания автомобиля, заказанного с помощью онлайн-сервисов, сократился до нескольких минут. Турист, ищущий в городе место, где можно остановиться, с помощью шеринг-сервиса выберет вариант по своему бюджету, даже если все отели слишком дорогие или уже забронированы.

Третий фактор – эффективное использование ресурсов и снижение воздействия на окружающую среду. Правительство Москвы уже использует это качество шеринг-сервисов для снижения нагрузки на дорожную инфраструктуру. Москва развивает шеринг велосипедов и автомобилей, которые можно взять в краткосрочную аренду в разных точках города. По данным международного исследования PwC, более 80% пользователей считают, что шеринг-сервисы помогают экономить и заботиться об окружающей среде одновременно, и таким образом, содействуют устойчивому развитию территорий [6].

Однако, по мнению авторов, шеринговая экономика не реализовала свой потенциал полностью.

Продолжается рост инвестиций в фирмы, работающие в шеринговой экономике. Так, в  CrunchBase в прошлом году составили список самых влиятельных технологических «единорогов» – 4 компании из 10 работают именно в сфере sharing economy. Их хорошо оценивает рынок, и, очевидно, у них неплохие перспективы, ведь количество пользователей сервисов совместного потребления растет. К тому же, прогнозируется и рост доходов этого сектора [7].

И оценка перспектив шеринг-экономики последние годы оставалась высокой. На ближайшее будущее есть инвестиционные прогнозы по росту сектора до $2 трлн. Это больше, чем Amazon и Alphabet – 2 из 3 самых дорогих компаний мира – вместе взятые. Более скромная оценка – $335 млрд к 2025 г. Так или иначе, это многократный рост по сравнению с сегодняшним днем.

По мнению авторов, у sharing economy есть несколько точек роста, которые внушают уверенность фондам. Идея совместного потребления пришлась по вкусу миллениалам – треть опрошенных в прошлом году молодых жителей США предпочитают передвигаться на такси Uber и выбирать жилье с помощью Airbnb. Согласно прогнозам, миллениалы в скором времени станут самой большой по числу представителей взрослой возрастной группой в США.

К тому же, больший драйвер роста в Азии, – это Китай, где технологические стартапы в этой сфере привлекли более $8 млрд. Причем самый быстрорастущий сегмент представляют сервисы обмена велосипедами – в первой половине 2017 они привлекли свыше $1,5 млрд. Sharing economy в Китае находит себе все новые и новые ниши – от потребления энергии до рынка моды.

Есть и другие предвестники будущего роста – например, прогнозируемое снижение числа автомобилей в личном пользовании. Два года  назад аналитики Credit Suisse уже предсказывали, что это пойдет на руку компаниям, сдающим машину в аренду. Продолжая эту мысль: выиграют все стартапы, которые прямо сейчас превращают старую модель аренды – машин, квартир, офисов – в сервисы по шеринг-модели.

Наиболее популярные ниши среди миллениалов сегодня – это совместные путешествия, проживание, использование товаров и оборудования. В каждой из них есть свои игроки и устоявшиеся лидеры. Потенциал рынка таков, что интерес для инвестора могут представлять не только самые крупные стартапы, ставшие международными, вроде Airbnb и Uber, но и их локальные клоны, например китайский DiDi или ближневосточный Careem. Наиболее  перспективные сферы деятельности, по нашему мнению,  для развития шеринговой экономики.

Аренда

Пионерами в экономике совместного пользования являются основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 г. они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла 1 млн долл. инвестиций и почти столько же пользователей. Еще одним основоположником развития шеринговой экономики является сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру [8].

Идеи шеринговой экономики быстро проникли и в другие сферы жизни. В Китае стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплэйс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods – инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко [8].

Наиболее активный рост шеринговой экономики отмечается в Китае. Так, там можно взять напрокат велосипеды, мопеды, зонтики, баскетбольные мячи и даже бетономешалки. Одной из самых популярных услуг является кратковременная аренда портативных зарядных устройств для смартфонов [8].

В целом, возникло много платформ, которые предлагают неиспользуемые вещи: технику, бытовую электронику, смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.п. На рынке появились дизайнерская косметика, одежда, дорогие аксессуары и даже квартиры, доступные для аренды через онлайн-платформы.

Идея совместного потребления нашла свое отражение и в премиум- сегменте. Состоятельные потребители осознали, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап JetSmarter, основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты [8].

Отдельно стоит отметить сервисы каршеринга – поминутной аренды автомобилей. Именно этот бизнес наиболее активно развивается во всем мире. В России, например, с 2015 г. в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 г. Департамент транспорта Москвы оценил в 10 000 – 15 000 машин [8].

Предоставление услуг

Следуя принципам шеринговой экономики, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом [8].

Существует российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods – YouDo. Ежедневно на сайте компании появляется около 2 тыс. объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат, например, «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». Там же можно найти услуги ремонта и уборки, и даже выгула собак [8].

Торговля

Еще одна важная отрасль шеринговой экономики – торговля. В России эта сфера представлена сервисами Avito, Юла, которые представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 г., число пользователей Avito составляло 65 млн чел., а Юлы – 16,6 млн чел. [9].

Производство

Зародившись в секторе потребления, бизнес-модель шеринг-экономики привела к появлению предприятий в сфере интернета вещей. В частности, возникшая в 2013 г. в Китае, шеринговая платформа IngDan представляет собой площадку, где технологические стартапы и предприниматели со всего мира напрямую могут связаться с китайскими производителями электроники для производства новых образцов продукции с прицелом на мировой рынок. В настоящее время IngDan привлёк более 10 тыс. проектов, причём 80% из Китая, а остальные из-за рубежа, включая Кремниевую долину, 14 тыс. поставщиков и 16 млн покупателей. По мнению аналитика китайской Академии науки и техники для развития Дин Минлэя, экономика совместного использования обеспечивает рост производственного сектора, более важным становится обмен производственными материалами [10].

Обмен знаниями

Появились в Китае и шеринг-платформы по обмену знаниями. Большую популярность в Интернете набирает стартап Zhihu (в переводе с китайского языка означает «вы знаете?») – китайский сайт вопросов и ответов, на котором члены интернет-сообщества задают вопросы и отвечают на них. Число зарегистрированных на нём пользователей превысило в 2015 г. 17 млн чел. с 250 млн ежемесячных просмотров страниц. Главным отличием данного стартапа стала плата за предоставление экспертных знаний. С 2016 г. появилась новая услуга – платные вебинары Zhihu Live, в ходе которых признанный профессионал или просто интеллектуал в течение часа отвечает на вопросы публики, а слушатели платят за возможность послушать или что-то спросить [10].

Подбор персонала

Сегодня начинают создаваться платформы в совершенно неожиданных направлениях, таких как автоматизированный поиск и подбор персонала для бизнеса, которые, по идее, не должны отбираться автоматизировано. Именно над этим сейчас трудится платформа People.ai [11].

Краудворкинг / совместная разработка

На платформе GitHub пользователи совместно разрабатывают исходные коды для программного обеспечения. На ней можно выкладывать исходники, вместе создавать блоки кодов. В ближайшем будущем такие платформы будут развиты до такой степени, что на них будут создавать готовые завершенные открытые информационные решения, которые можно будет легко интегрировать в работу [11].

Финансы

Глава Сбербанка Герман Греф предсказывает кардинальные изменения в финансовой сфере благодаря шеринговой экономике. В течение трех-пяти лет традиционный банковский сектор полностью преобразится, считает глава крупнейшей российской кредитной организации.  В течение 10–20 лет банки исчезнут из-за развития технологий. Сейчас активно развиваются платформы рeer-to-peer кредитования (выдача займов без посредника в лице банка или иной кредитной организации), технологии платежей, основанные на blockchain (блочная цепь, распределенная база данных).  Криптотехнологии – также часть шеринговой экономики. Чисто теоретически шеринговые технологии могут привести к возникновению площадок, где напрямую сводятся кредитор и заемщик, что поставит под угрозу существование банков [12].

Другие перспективные сферы

            Одним из перспективных направлений, по мнению авторов, является шеринг отдела компании, или исследовательской лаборатории. Это позволит не увольнять сотрудников в кризисный период или находить им подработку в случае, если на данный момент они не нужны фирме, формируя, таким образом, кадровый резерв.

            Еще одной новой перспективной областью шеринга, по мнению авторов, станет шеринг космических спутников, особенно для реализации проектов по обеспечению Крайнего Севера, отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока устойчивой связью и Интернетом. Известно, что космические проекты  стоят огромных денег. В случае реализации подобных проектов в рамках шеринговой экономики, появится возможность серьезно сэкономить на обслуживании спутников и использовать их даже небольшим компаниям [13].

В заключении хотелось бы сказать, что экономика совместного потребления имеет огромные перспективы развития в России, как и во всем мире. В этой связи, в ближайшем будущем стоит ожидать появления в самых разных сферах новых видов бизнеса, применяющих элементы шеринговой экономики.

Список литературы

1. Bryan Walsh Today’s Smart Choice: Don’t Own. Share // [Электронный ресурс] URL: http://content.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,2059521_2059717_2059710,00.html// Timemagazine. Thursday, Mar. 17, 2011 г.

2. Rachel Botsman, Roo Rogers. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. // HarperBusiness, 2010 г. - 304 Р. ISBN 978-0-06-196354-4

3. Rachel Botsman. The currency of the new economy is trust. 2012 г. // TED. [Электронный ресурс].URL: https://www.ted.com/talks/rachel_botsman_the_currency_of_the_new_economy_is_trust?referrer=playlist-the_economy_of_trust

4. Александра Посыпкина. «Одни на всех». 2017 г. // РБК. [Электронный ресурс].URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/11/24/5a0eef469a79474b4bb79d80

5. Антон Губницын. «Доверие к незнакомцам: рынок шеринг-сервисов в России достиг 230 млрд рублей». 2017 г. //Forbes. [Электронный ресурс].URL: http://www.forbes.ru/amp/356783

6. PricewaterhouseCoopers LLP. « Consumer Intelligence Series «The Sharing Economy». 2015 г. // [Электронный ресурс].URL: https://www.pwc.com/us/en/technology/publications/assets/pwc-consumer-intelligence-series-the-sharing-economy.pdf

7. Куда инвестируют фонды: 5 перспективных технологических направлений// [Электронный ресурс] URL : https://hightech.fm/2018/04/27/5-areas-to-invest

8. Алексей Лазоренко. «Всюду шеринг: что такое экономика совместного потребления». 2018 г. // Rambler. [Электронный ресурс].URL: https://news.rambler.ru/other/38815972-vsyudu-shering-chto-takoe-ekonomika-sovmestnogo-potrebleniya/

9. Сергей Круглов. «Доверие к роботам и борьба с вирусами: о чем говорили на "Летнем Давосе" в Китае». 2017 г. // ТАСС. [Электронный ресурс].URL: http://tass.ru/ekonomika/4375723/

10. Ирина Комиссина. «Китай - мировой лидер шеринг-экономики». 2017 г. // РИСИ. [Электронный ресурс].URL: https://riss.ru/analitycs/48206/

11. Антон Герасименко. «7 главных трендов этого года в шеринг-экономике». 2016 г. // RUSBASE. [Электронный ресурс].URL: https://rb.ru/opinion/sharing-this-year/

12. Григорий Коган. «Разделен и сломлен». 2016 г. // Лента. [Электронный ресурс].URL: https://lenta.ru/articles/2016/09/06/sharing/

13. Игорь Драндин. «Шеринговые бизнесы: отдельная отрасль экономики или просто инструмент?». 2017 г. // Игорь Драндин. [Электронный ресурс].URL: http://drandin.ru/archives/932

Войти или Создать
* Забыли пароль?