В статье рассматривается влияние информатизации общества на речевую коммуникацию и информационное взаимодействие. Подробно освещены вопросы развития и функционирования информационно-коммуникационной среды, создания и использования лингвистических информационных ресурсов, реализации возможностей искусственного интеллекта для осуществления человеко-машинного взаимодействия. Особое внимание уделено проблеме языкового образования в условиях быстрого развития средств ИКТ.
речевая коммуникация; информационное взаимодействие; ИКТ; информационно-коммуникационная среда; искусственный интеллект; обучение иностранным языкам.
Речевая коммуникация и информатизация общества
Возросшая роль интеллектуального труда по сравнению с трудом физическим, интеллектуализация всех видов общественной деятельности человека, глобализация производств и рынков, характеризующие общество третьего тысячелетия, опосредованы процессами информатизации.
Речевая коммуникация, как и любая другая коммуникация, невозможна без материальных средств ее реализации (передача, получение, хранение, продуцирование и др.). Иными словами, материальные носители информации играют огромную роль в ее существовании, функционировании, совершенствовании и развитии. В свою очередь,
необходимость оперативного обмена информацией независимо от территориальной удаленности участников коммуникации обусловливают разработки программных, программно-аппаратных и технических средств и устройств, а также повышение качества и объема коммуникационных услуг, предоставляемых системами транслирования информации, по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче, продуцированию и т.д. информации. Все это означает становление нового типа коммуникации в обществе.
Таким образом, современные средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) существенно влияют на язык посредством новой организации речи, а необходимость осуществления речевой коммуникации в новых условиях информационного общества способствует развитию средств ИКТ.
Появление и развитие лингвосоциокультурной информационно-коммуникационной среды
Информатизация общества инициирует формирование и развитие информационно-коммуникационной среды, основанной на знаниях. Реализация уникальных возможностей средств ИКТ на базе такой среды значительно упростила патентно-библиографический поиск необходимой иноязычной информации, увеличила оборот деловой коммерческой переписки, оптимизировала возможность оперативной обратной связи с территориально удаленными профессиональными коллективами. Высокоразвитая информационно-коммуникационная среда обеспечивает доступ к информационному ресурсу глобального масштаба, в том числе и иноязычному в процессе международного обмена дипломатической, деловой, бытовой, научно-технической, общественно-политической и т.д. информацией между специалистами различных предметных областей.
1. Есенина Н.Е. Использование комплекса средств информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку в вузе: автореф. дисс. …канд. пед. наук. - М., 2006.
2. Есенина Н.Е. Создание и использование лингвистических информационных ресурсов: сб. ст. XIV Всероссийской научно-технической конференции студентов, молодых ученых и специалистов «Новые информационные технологии в научных исследованиях и в образовании». - Рязань, 2009. - С. 24-26.
3. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. ф-тов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
4. Клюканов И.Э. Цифровая гуманитаристика, научная коммуникация и наука о коммуникации // Современная коммуникативистика. - 2013. - № 1 (2). - С. 10-17.
5. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дисс. …докт. филол. наук. - Волгоград, 2009.
6. Марчук Ю.Н. Компьютерная лингвистика. - М.: АСЕ: Восток-Запад, 2007.
7. Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства: ученые записки ИИО РАО. - Вып. под ред. И.В. Роберт. 6 - М.: Институт информатизации образования РАО, 2002. - С. 3-13.
8. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А Лавина - М.: ИИО РАО, 2006.