Пенза, Пензенская область, Россия
Пенза, Пензенская область, Россия
с. Засечное, Пензенская область, Россия
Пензенская область, Россия
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
Цель статьи. В научной статье представлены результаты анализа отечественного и зарубежного опыта, проведенного экспертного опроса, позволившие разработать систему показателей оценки эффективности деятельности региональных институтов развития. Методология и методы. В качестве методов проведения научного исследования обоснованно применены анализ отечественного и зарубежного опыта, изучение данных статистической отчетности, метод экспертного опроса. Результаты. На основе проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта по формированию системы показателей оценки эффективности деятельности региональных институтов развития, а также с учетом результатов проведенного анализа экономического развития субъектов РФ, экспертного опроса, нами была разработана система показателей оценки эффективности деятельности региональных институтов развития. Область применения. Результаты исследования могут быть применены региональными органами власти для оценки эффективности деятельности региональных институтов развития. Научная ценность. Сформирована целостная система оценки эффективности деятельности региональных институтов развития, включающая показатели экономической и социальной эффективности, а также инновационной активности.
региональные институты развития, оценка эффективности, система показателей.
Публикация подготовлена в рамках государственного задания Правительства РФ 2017 года по теме «Формирование реестра и системы показателей эффективности региональных институтов развития».
Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года определяет альтернативой энергосырьевому сценарию формирование инновационной наукоемкой экономики, опирающейся на новейшие технологии и интеллектуальные ресурсы. Необходимым условием формирования и развития отечественной инновационной наукоемкой экономики является эффективная система институтов развития, интегрирующих долгосрочные инвестиционные проекты для бизнес-структур, направленные на социально-экономическое развитие субъектов РФ.
Более того, реализация основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2020 г., Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ в части формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции, увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг, а также модернизации традиционных отраслей экономики возможна в условиях государственной политики, направленной на создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность в отношении региональных институтов развития, выступающих территориальными центрами роста.
Как показала существующая российская и мировая практика, региональные институты развития особенно эффективны при решении вопросов, связанных с развитием приоритетных направлений экономики региона, привлечением инвестиций в регион и улучшением его инвестиционного климата, поддержкой малого и среднего предпринимательства, развитием инновационной инфраструктуры [1, с. 16].
По предварительным оценкам на данный момент в 85 субъектах РФ создано более 340 региональных институтов развития [4, с. 154]. Как показали результаты исследования, систематическая оценка эффективности деятельности региональных институтов развития в России не проводится, также как и обеспечение социально-экономического эффекта по развитию сегментов их присутствия [2, с. 109].
На основе оценки деятельности региональных институтов развития, проведенной в 2016 г. экспертным советом при Правительстве РФ совместно с Минэкономразвития, Минобрнауки и Минфином, было определено, что государственные институты развития недостаточно эффективны в своей экономической деятельности. В условиях бюджетных ограничений, модернизации экономики, целесообразно пересмотреть модель их управления, необходимо внедрять общие стандарты управления эффективностью их деятельности. С целью повышения эффективности региональных институтов развития необходимо разработать систему показателей эффективности региональных институтов развития, позволяющую проводить комплексную и систематическую оценку их деятельности. Актуальность данной задачи также обусловлена условиями формирования инновационной экономики, реализации политики импортозамещения, поскольку именно региональные институты развития позволяют развивать инновационно ориентированный малый и средний бизнес, способствующий эффективному социально-экономическому развитию регионов.
Сложившаяся на сегодняшний день система институтов представлена тремя уровнями – федеральным, региональными отделениями федеральных институтов и собственно региональными институтами. Более 70% общего числа институтов в этой системе принадлежит федеральным институтам [3, с. 9]. На рисунке 1 представлена система региональных институтов развития.
Рисунок 1 – Система региональных институтов развития
Эффективность деятельности системы региональных институтов развития зависит от ее состава – сфер и направлений их работы, блоков функциональных задач и системы координации их деятельности.
На основе проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта по формированию системы показателей оценки эффективности деятельности региональных институтов развития, а также с учетом результатов проведенного анализа экономического развития субъектов РФ, экспертного опроса, нами была разработана система показателей оценки эффективности деятельности РИР. С этой целью по результатам проведенного экспертного опроса были отобраны и проранжированы ключевые показатели эффективности деятельности региональных институтов развития.
Система показателей оценки эффективности деятельности региональных институтов развития включает семь групп показателей для каждого блока РИР (таблица 1).
Таблица 1 – Система показателей оценки эффективности деятельности региональных институтов развития
Блоки региональных институтов развития |
Показатели оценки эффективности деятельности региональных институтов развития |
1. Координационный блок: агентство (центр, фонд, корпорация) стратегического о развития региона |
Экономические показатели 1. Общий объем инвестиций по проектам, реализуемым с помощью корпораций развития; 2. Объем средств федерального бюджета; 3. Суммарный объем капитализации; 4. Объем привлеченных частных инвестиций; 5. Количество разработанных бизнес-планов; |
Социальные показатели: 6. Количество сохраненных высокопроизводительных рабочих мест; 7. Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест; 8. Количество предприятий малого и среднего бизнеса, получивших финансовую поддержку за счет средств бюджетов; 9. Количество проведенных для субъектов малого и среднего предпринимательства семинаров, конференций, форумов, круглых столов и т.д.; |
|
Показатели инновационной активности: 10. Количество реализованных инновационных проектов; 11. Количество технологических инноваций, внедренных в рамках реализации проектов с участием корпорации развития; |
|
2. Инновационный блок: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, промышленные (индустриальные) парки, территориальные кластеры |
Экономические показатели: 1. Сумма налоговых отчислений резидентов; 2. Объем инвестиций из бюджетов всех уровней на их создание и развитие; 3. Совокупная выручка резидентов, в том числе на внешнем рынке; 4. Объем инвестиций от частных инвесторов и их доля в общей структуре инвестиций; |
Социальные показатели 5. Общая площадь; 6. Занятая площадь; 7. Свободная площадь; 8. Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест; 9. Количество сохраненных высокопроизводительных рабочих мест; 10. "Выживаемость" компаний, завершивших программу бизнес-инкубирования; Количество резидентов (участников); |
|
Показатели инновационной активности: 11. Количество запатентованных результатов интеллектуальной деятельности; 12. Доля инновационных проектов в общем числе реализуемых на базе регионального института развития; 13. Затраты на технологические инновации; 14. Количество новых видов товаров (работ, услуг), выведенных на рынок субъектами малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами (участниками); |
|
|
15. Количество малых и инновационных компаний, вновь зарегистрированных на территории муниципального образования, в границах которого расположен территориальный кластер; |
3. Финансовый блок: фонд, корпорация регионального развития; инвестиционные банки; венчурные фонды, организации и центры микрофинансирования
|
Экономические показатели: 1. Объем лизинговых сделок для субъектов малого и среднего предпринимательства; 2. Объем инвестиций (внутренних и внешних) для региона; 3. Объем кредитов, выданных на льготных условиях; 4. Средняя доля софинансирования проектов; |
Социальные показатели: 5. Количество получателей средств поддержки (малых и средних предприятий) и др.; 6. Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест; 7. Количество сохраненных высокопроизводительных рабочих мест; |
|
Показатели инновационной активности: 8. Количество инновационных проектов, получивших льготные займы; 9. Количество технологических инноваций, реализованных в проектах при поддержке финансовой организации; |
|
4. Научно-образовательный блок: НИИ, бизнес-школы, ВУЗы, институты повышения квалификации |
1. Объем затраты на научные исследования и разработки; 2. Указание того, входит ли вуз в ведущие рейтинги высших образовательных учреждений; 3. Численность организаций, выполнявших научные исследования и разработки; 4. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками; 5. Поступление патентных заявок и выдача патентов; 6. Количество поданных заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности; 7. Разработанные передовые производственные технологии; |
5. Блок союзов и ассоциаций: ассоциации, союзы, партнерства, палаты предпринимателей, общественных организаций |
1. Количество и качество подготовленных законодательных инициатив; 2. Количество проведенных благотворительных мероприятий и социальных проектов; 3. Доля предпринимателей, являющихся членами ассоциаций, объединений; 4. Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест; 5. Количество сохраненных высокопроизводительных рабочих мест; |
6. Консультационный блок: агентства по развитию сфер, отраслей, кластеров, районов, консалтинговые агентства |
1. Объем услуг, оказанных на льготных условиях, включая экспертизу, переводы, регистрацию товарных знаков, оценку имущества; 2. Количество проведенных инновационных семинаров и вебинаров, деловых миссий; 3. Общее количество зарегистрированных в установленном порядке участников; 4. Количество мероприятий, завершившихся практической реализацией инновационных бизнес-идей; |
5. Число созданных ЦКП (центров коллективного пользования оборудованием) и др.; 6. Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест; 7. Количество сохраненных высокопроизводительных рабочих мест; |
|
7. Особые экономические зоны (промышленные, технологические, туристические, логистические), территории опережающего социально-экономического развития |
1. Показатель эффективности, отражающий деятельность резидентов особой экономической зоны; 2. Показатель эффективности, отражающий рентабельность вложения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в создание объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны / территории опережающего социально-экономического развития; 3. Показатель эффективности, отражающий деятельность органов управления особой экономической зоны / территории опережающего социально-экономического развития; 4. Сводный показатель эффективности; 5. Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест; 6. Количество сохраненных высокопроизводительных рабочих мест. |
Эффективная работа институтов развития способствует решению приоритетных экономических и социальных задач, связанных, прежде всего, с технологической модернизацией и повышением уровня развития регионов. В этой связи целесообразно выделить ключевые показатели социально-экономического развития регионов, на которые оказывает влияние деятельность региональных институтов развития. С учетом выполненного теоретико-методологического анализа и на основе результатов проведенного экспертного опроса были выявлены ключевые показатели регионального развития, отражающие эффективность деятельности региональных институтов развития (таблица 2).
Таблица 2 – Ранжирование показателей регионального развития, отражающие эффективность деятельности региональных институтов развития (по результатам экспертного опроса)
Обозначение |
Показатели регионального развития |
Распределение ответов респондентов, % |
X1 |
Объем налогов и сборов, уплаченных в бюджеты всех уровней |
6,9 |
X2 |
Валовой региональный продукт на душу населения |
6,8 |
X3 |
Внешнеторговый оборот, его структура |
6 |
X4 |
Инвестиции в основной капитал, их структура |
5,1 |
X5 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг |
4,3 |
X6 |
Среднесписочная численность работников малого и среднего предпринимательства |
4,3 |
X7 |
Динамика реальных доходов населения |
4,2 |
X8 |
Инновационная активность организаций |
3,4 |
X9 |
Показатели налоговых и неналоговых доходов |
3,4 |
X10 |
Степень износа основных фондов |
3,4 |
X11 |
Уровень занятости |
3,4 |
X12 |
Поступление патентных заявок и выдача патентов |
3,4 |
X13 |
Разработанные передовые производственные технологии |
3,4 |
X14 |
Затраты на технические инновации |
3,4 |
X15 |
Поступление налога на прибыль организаций в консолидируемый бюджет субъекта РФ |
3 |
X16 |
Экспорт и импорт технологий и услуг технического характера |
2,9 |
X17 |
Валовой региональный продукт, его структура |
2,6 |
X18 |
Уровень безработицы населения |
2,6 |
X19 |
Средняя продолжительность жизни в регионе |
2,6 |
X20 |
Число малых предприятий на 10 тыс. человек населения |
2,1 |
X21 |
Численность организаций, выполняющих научные исследования и разработки |
2,1 |
X22 |
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками |
2,1 |
X23 |
Используемые передовые производственные технологии |
2,1 |
X24 |
Товарная структура экспорта и импорта |
2,1 |
X25 |
Стоимость основных фондов (в т.ч. по видам экономической деятельности) |
1,7 |
X26 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
1,7 |
X27 |
Число малых предприятий |
1,7 |
X28 |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях (без внешних совместителей) |
1,7 |
X29 |
Оборот организаций с участием иностранного капитала |
1,7 |
X30 |
Другие показатели |
1,7 |
X31 |
Валовое накопление основного капитала |
1,3 |
X32 |
Доходы консолидируемых бюджетов субъектов РФ |
0,8 |
X33 |
Численность рабочей силы |
0,8 |
X34 |
Число организаций с участием иностранного капитала |
0,8 |
X35 |
Иностранные инвестиции |
0,8 |
X36 |
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ |
0 |
|
Среднее значение |
2,8 |
Наиболее значимыми показателями регионального развития, отражающими эффективность деятельности региональных институтов развития (по результатам экспертного опроса), являются набравшие больший по сравнению со средним значением (2,8%) процент (рисунок 2).
Таким образом, на основе средней априорной диаграммы можно выделить совокупность результирующих индикаторов, отражающих эффективность деятельности региональных институтов развития, включающую 16 показателей социально-экономического развития региона.
Рисунок 2 – Средняя априорная диаграмма ранжирования результирующих показателей регионального развития, отражающих эффективность деятельности РИР
Таким образом, по результатам выполненного анализа отечественного и зарубежного опыта в сфере оценки эффективности деятельности региональных институтов развития, а также на основе результатов проведенного экспертного опроса была разработана система показателей оценки эффективности деятельности РИР. Данная система включает 7 групп показателей оценки эффективности деятельности региональных институтов развития для семи блоков РИР, при этом в каждой группе выделяются показатели экономической и социальной эффективности, а также инновационной активности.
Реализация разработанной системы оценки эффективности деятельности региональных институтов развития, по нашему мнению, будет способствовать достижению следующих положительных социально-экономических эффектов на уровне региона: повышение инновационной активности и научно-исследовательской деятельности организаций в регионе; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; рост ВРП, индексов промышленного и сельскохозяйственного производства региона; повышение доходов консолидированного бюджета субъекта РФ; рост инвестиционной привлекательности региона и уровня жизни населения; повышение показателей занятости населения, уровня образования и здравоохранения. При этом эффективная деятельность РИР будет способствовать выравниванию уровня регионального развития субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, позволит развивать наиболее перспективные отрасли и направления региональной экономики и в конечном итоге, – сформировать инновационную наукоемкую экономику.
1. Бондаренко В.В., Юдина В.А., Танина М.А. Повышение инновационной активности российского предпринимательства в условиях реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»: глава в коллективной монографии // Теоретико-методологические подходы к формированию системы устойчивого развития предприятий, комплексов, регионов: коллективная монография. - Пенза: ПГУ, 2016. - С. 13- 21.
2. Бухвальд Е.М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в России // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 6. - С. 108-114.
3. Татаркин А.И., Котлярова С. Н. Региональные институты развития как факторы экономического роста // Экономика региона. - 2013. - № 3 (35). - С. 9-18.
4. Харитонова Т.В., Танина М.А. Формирование механизма управления инновационной активностью хозяйствующих структур региона // Социально-психологические факторы устойчивого социально-экономического развития: Материалы Всероссийской научной конференции. - 2016. - С. 154-158.