В статье рассмотрены факторы, влияющие на построение общего пространства и соотнесение социокультурных кодов в процессе объединения обществ. Предложен анализ мифологем, определяющих протекание интеграционных процессов и формирование сообщества как единого актора коммуникации. Различные ситуации построения коммуникативного пространства сопоставляются в контексте реализации категорий инаковости.
межкультурная коммуникация; мифологема; интеграция; коагуляция; социокультурные коды приемлемого и инородного.
Оформление сфер «приемлемого» и «инородного», хотя и способствует лучшей ориентации сообщества в информационно-интенциональном обмене, не является достаточным для самоидентификации и образования Я-концепции. Для сообщества как совокупности обществ принципиальной является актуализация мифологемы единства, т.е. образование своеобразного «иммунитета» против распада под влиянием внешних и внутренних факторов: конфликты «инородного» и «приемлемого» обществ в составе сообщества, усвоение противоречивой информации, невозможность дискурсивного решения вопросов сосуществования и т.п. Речь идет именно о мифологеме, поскольку необходимо принимать во внимание первичный уровень удовлетворенности или неудовлетворенности этим сосуществованием, который не может быть усвоенным или имплантированным, а возникает лишь вследствие попытки интегрирования той или другой комбинации обществ в плотное общее пространство, где проявляются все микроскопические расхождения кодовых структур и другие черты социокультурной несовместимости. Наиболее существенными в контексте интеграции представляются мифологемы единства информации, пространства и времени.
Единство информации — это общая информационная среда между обществами в составе сообщества, которая заключается не только в предотвращении сосредоточения информации в пределах отдельного общества, а и в объединении всей информации по поводу внутреннего или внешнего явления в гармонический целостный блок, который делает возможным сосуществование «многоголосия» и «единодушия» в принятии общих решений или продуцировании интенций в коммуникации. Актуализация этой мифологемы возможна при условии дискурсивного подхода к целеполаганию сообщества, где важны нейтрализация противоречий и целостность стратегии при учете нужд всех интегрированных обществ.
Единство пространства рассматривается как постепенное слияние обществ с экономической и территориальной точек зрения, их самоощущение в сообществе. Речь идет не о буквальном исчезновении границ, а о росте их нерелевантности в сознании членов сообщества. Таким образом, общества не растворяются, а «срастаются» в составе сообщества для совместного функционирования.
1. Amstutz Mark R. International conflict and cooperation: An introduction to world politics. - Madison etc.: Brown & Benchmark, 1995.
2. Bell Daniel. The Cultural Contradictions of Capitalism. - London: Heinemann, 1976.
3. Preparing for terror // The Economist. - 2002. - November 30th. - P. 11, 12.
4. Signorino Curtis S. Strategic Interaction and the Statistical Analysis of International Conflict // American Political Science Review. - 1999. - Vol. 93. - № 2. - P. 279-297.