МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье авторы делятся опытом организации мониторинга сформированности компонентов научного мировоззрения студентов вуза. Описана структура опросника, примеры заданий, результаты диагностики и статистической обработки инвариантной части опросника студентов педагогического и экономического вузов. Рассматриваются составляющие образовательного процесса в интересах устойчивого развития. Вопросы питания, сохранения окружающей среды, своего здоровья являются неотъемлемой частью современной картины природы и должны рассматриваться в образовательном процессе вузов. В статье приводятся примеры заданий из области химии питания, химии окружающей среды, химии здоровья, которые авторы рекомендуют использовать в образовательном процессе. Предлагается диагностический инструментарий для оценки компонентов научного мировоззрения, разработан комплексный опросник, включающий инвариантную (универсальную) часть и вариативную (профессионально-направленную на формирование компетентностей в значимых областях естествознания). Предлагаемая методика мониторинга применима для профильных и непрофильных вузов.

Ключевые слова:
научное мировоззрение, мониторинг, грамотность, компетентность, опросник, высшая школа.
Текст

Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование научной картины мира как особой формы систематизации теоретического знания. Чаще всего под научной картиной мира понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний [3]. Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования научного мировоззрения в учебном процессе. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [7] в качестве одной из приоритетных задач совершенствования обучения названо «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения», что определяет актуальность выбранной темы исследования. Формирование естественнонаучной картины мира неразрывно связано со становлением научного мировоззрения.

Сформированность научного мировоззрения подразумевает не просто обладание определенными знаниями, но: 

  • сформированность базовых понятий, законов, теорий;
  • комплексное применение полученных знаний для решения практических задач в профессиональной области, соответствующей направлению обучения;
  • наличие убеждений, жизненной позиции, компетентности в определенных областях.

Высший уровень обобщения предполагает обобщение всех имеющихся знаний: предметных, философских, естественнонаучных в целом, необходимых как для решения профессиональных задач, так и для полноценного существования индивида в окружающей среде. Когда происходит переход на такой уровень обобщения и систематизации, то можно говорить о формировании научного мировоззрения студентов.

Список литературы

1. Гилязова И.Б. Мониторинг экологического мировоззрения как части научной картины природы студентов / И.Б. Гилязова, О.Ю. Мельникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. 2011. № 1. С. 39-48.

2. Гилязова И.Б. Развитие экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы у студентов в вузе / И.Б. Гилязова, О.Ю. Мельникова, Т.А. Уварова // Омский научный вестник. 2011. № 4. С. 190-194.

3. Добровольская Т.В. Мир: естественнонаучные, гуманитарные и вненаучные модели. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

4. Курдуманова О.И. Формирование системы биохимических знаний будущих учителей в свете концепции устойчивого развития цивилизации. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

5. Мельникова О.Ю. Развитие экологического мировоззрения студентов: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / О.Ю. Мельникова, И.Б. Терлеева. Омск: Изд-во Омского экономического института, 2006.

6. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития: офиц. текст. Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. Вильнюс, 2005.

7. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

8. Шелонцев В.А. Анализ результатов педагогического эксперимента: Учеб. пособие / В.А. Шелонцев, В.Н. Шелонцева, И.П. Ольхович. Омск: Гуманитарный центр Альфа и Омега. 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?