Сургут, Россия
Россия
В статье рассмотрены понятие и задачи крауд-технологий, выделены и проанализированы такие технологии, как краудсорсинг и краудрекрутинг в работе с персоналом, проведен контент-анализ дефиниции краудсорсинг, разработана методика внедрения проекта краудрекрутинга при поиске и подборе персонала в организацию.
крауд-технологии, задачи крауд-технологий, краудрекрутинг, краудсорсинг.
Крауд-технологии – современные технологии отбора множества идей, которые позволяют обеспечить процесс генерации решений, не привлекая финансовые ресурсы.
Привлекая все большее количество людей путем того, что один человек делится с другим и так по цепочке, он вовлекает их в работу и, тем самым, создает широкий охват аудитории, при помощи которой удастся достичь желаемой цели путем решения первостепенных задач.
Задачи, которые решают крауд-технологии, отображены на рис. 1.
Рис. 1. Задачи крауд-технологий [16]
Крауд-технологии нацелены на привлечение и использование внешних ресурсов и идей, которые идут от внешней аудитории, для того, чтобы:
– создавать уникальные, по своей сути, технологии;
– совершенствовать процессы, связанные с бизнесом;
– сокращать не только время, но и силы и издержки создаваемых потребителем продуктов.
Разные авторы дают свои определения понятию «краудсорсинг». Рассмотрим несколько таких определений в табл. 1.
Таблица 1
Контент-анализ дефиниции «краудсорсинг»
Автор |
Определение |
Дж. Хау |
«акт компании или учреждения по передаче некоторой функции, ранее выполнявшейся своими сотрудниками, внешнему исполнителю, являющемуся неопределенным (и обычно весьма многочисленным) множеством людей в сети, в форме открытого призыва… Важной предпосылкой является использование формата открытого обращения к обширной сети потенциальных исполнителей» [8] |
Чуланова О.Л. |
это технология, позволяющая мобилизовать интеллектуальные ресурсы большого количества абсолютно разных людей посредством компьютерных сетей для совместной деятельности с целью решения каких-либо задач [7, с. 61] |
Тегин В.А., Усманов Б.Ф. |
это передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не предполагающей заключение трудового договора (в отличие от конкурса на замещение должности, в ходе которого соискатель обязан выполнить порученную работу в интересах потенциального работодателя) [6, с. 118] |
Ослон А.А. |
мобилизация интеллектуальных ресурсов, предназначенная для решения поставленных задач при помощи информационных технологий [5] |
Авдеева И.Л. |
новая технология отбора идей из гущи масс – «мудрость толпы» [2]. |
Краудсорсинг – это использование ресурсов (sourcing) толпы (crowd), если переводить буквально. Т.е. это вид мобилизации человеческих ресурсов и распределение задач между ними. Можно сказать, что это разделение крупных задач на более мелкие и передача их решения всем желающим энтузиастам, которые хотят принять участие во всем этом. По сути, краудсорсинг – это решение проблем всем миром.
Механизм действия краудсорсинга достаточно прост: посредством Интернета дается определенное задание, которое может выполнить любой заинтересованный человек или группа лиц. Люди, выполнившие это задание, предлагают свои варианты решения заказчику, который, в свою очередь, их рассматривает, отбирает самое оптимальное и внедряет в свою деятельность.
Долженко Р.А., Илюшников К.К. и Гиниева С.Б. в своих исследованиях выделяют три вида краудсорсинга «в зависимости от способа (условий) привлечения участников»:
- Массовый – в данном краудсорсинге задействовано максимально возможное количество участников проекта, их состав не персонифицирован.
- Открытый – в данный вид краудсорсинга активно приглашается определенная целевая аудитория, но доступ другим участникам также открыт. Для эффективной реализации проекта необходимо участие определенного количества представителей целевой аудитории (в зависимости от сложности темы, рассматриваемой области и т.п.).
- Закрытый – доступ к краудсорсинговому проекту предоставляется ограниченному кругу персонифицированных участников, прошедших специализированный отбор [3, 15].
Долженко Р.А. и Гиниева С.Б. проводят разделение между аудиторией участников краудсорсинга по такому основанию, как аудитория (представители внутренней / внешней среды по отношению к заказчику). С учетом этого по критерию «аудитория» они предлагают выделять два вида краудсорсинга:
- Внешний – с участием всей возможной аудитории – сотрудников, клиентов, партнеров, заинтересованной общественности.
- Внутренний – в качестве участников могут быть задействованы только представители заказчика [15].
Потребность в таком краудсорсинге может возникнуть в силу необходимости сохранить конфиденциальность проблемы либо из-за потребности в специализированных знаниях и навыках, которыми могут обладать только представители заказчика.
Следующий важный критерий определяет характер и продолжительность использования краудсорсинга: он может реализовываться разово, для решения конкретных задач, либо проводиться на постоянной основе и предполагать встроенность в процессы организационного управления.
С учетом этого критерия, по компонентному содержанию и продолжительности, краудсорсинг может быть двух видов:
- постоянный – проведение различных проектов, связанных общим направлением, открытых на срок более 2–3 меся., например, сбор предложений от участников по улучшению деятельности подразделений организации, улучшению бизнес-процессов;
- проектный – проведение разовых проектов сроком не более 2–3 мес., не связанных между собой тематически; к ним можно отнести проекты по доработке нормативных документов, различные конкурсы, мероприятия по вовлечению участников в совместную деятельность и т.п. [3].
В обобщенном виде предложенные классификации краудсорсинга представлены на рис. 2.
Рис. 2. Виды краудсорсинга в соответствии с различными классификационными признаками [14]
Методика применения краудрекрутинга в современной организации при поиске и подборе персонала
Краудрекрутинг образовался на стыке двух направлений: краудсорсинговые проекты и рекрутинг. Правильно организованные краудсорсинговые проекты сами по себе также позволяют выявлять интересных участников проекта, но этого недостаточно для полноценной оценки участника в качестве сотрудника со стороны работодателя. Именно поэтому и возникла необходимость объединения усилий с профессионалами в области рекрутинга, которые обладают всеми необходимыми инструментами для всесторонней оценки участников проекта как будущих сотрудников.
На начальных этапах следует определить цель проекта таким образом, чтобы в процессе его реализации участники могли проявить следующие свои стороны (рис. 3):
- Багаж общих знаний – знания из областей, смежных с основной; личные информационные ресурсы для решения разносторонних задач.
- Знания из отрасли, в которой работает компания – полнота понимания специфики работы компании и знания о продукте.
- Работа с информацией – способности к анализу исходных данных, навыки поиска нужной информации и работы с источниками.
- Выполнение индивидуальных обязанностей – здесь необходимо обратить внимание на личные качества: усидчивость, грамотность, пунктуальность, частоту проявления инициативы и др.
- Навыки работы в коллективе (следует определить, как ведет себя кандидат при командной работе, его готовность стать лидером коллектива в случае необходимости, а также лидерские качества).
Рис. 3. Знания и навыки, оцениваемые экспертами
Организатору проекта следует помнить, что приоритетной целью проведения краудрекрутингового проекта является набор сотрудников, а не решение бизнес-вопроса, который стал темой этого проекта. Можно также выбрать в качестве темы задачу, которая в момент проведения проекта еще не решена или представляет определенную сложность для участников. Однако, крайне сложные вопросы дают организатору возможность понаблюдать за действиями участников в экстремальной обстановке и выявить, кто из них лучше всего справляется с задачами повышенной сложности. Характер вопроса не имеет значения, равно, как и область применения его решения (задача может быть как технической, так и гуманитарной).
Отбор кандидатов на вакантные должности, путем организации краудрекрутингового проекта, позволит не только пополнить кадровый резерв ценными работниками, но и получить объективные предложения в отношении той задачи, которая была выбрана в качестве темы проекта. Однако, работодателю стоит помнить, что, если он использует краудрекрутинговые проекты в качестве инструмента для подбора работников, то ему следует уделять больше внимания не решению самого вопроса, а общей заинтересованности участников проекта в решении поставленной задачи.
Целевая аудитория, как правило, формируется за счет системы мотивации для победителя проекта. Вознаграждение может быть разным, его устанавливает заказчик. Чаще всего, это денежное вознаграждение. Также, чем больше предприятие, тем выше ставка вознаграждения.
При данном способе мотивации не стоит забывать о менталитете и контексте сообщества. Также важно учитывать политическую, экономическую ситуацию в стране [4].
Онлайн-площадка привлекает целевую аудиторию, занимается фильтрацией «бесполезного шума», который поступает от недостаточно компетентных людей, оценивает и делает отбор лучших идей, которые могут быть в дальнейшем реализованы. Люди, которые имеют большой опыт работы в этой сфере, заведомо могут предполагать окажется ли этот проект эффективным, либо не реализуется вообще.
На рис. 4 представлена методика применения краудрекрутингового проекта.
Рис. 4. Методика применения краудрекрутинга при поиске и подборе персонала
Мы рассмотрели технологию краудсорсинг и основанную на его принципах технологию краудрекрутинг как метод поиска и подбора персонала в современную организацию. Эти технологии являются новыми эффективными инструментами масштабного по географическому охвату и количеству участников подбора сотрудников, действительно заинтересованных в работе с данной организацией. Крауд-технологии, основой которых является «феномен толпы», позволяют не только значительно ускорить решение важных для предприятия задач, но и существенно сократить расходы.
1. Первый международный форум крауд - технологий// Журнал о жизни в офисе и за его пределами. - 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.officemagazine.ru/articles/632/8838
2. Авдеева, И.Л. Новые формы функционирования и развития экономических систем в условиях глобализации/ И.Л. Авдеева // Журнал «Инновации и инвестиции». - 2013. - №32 (335). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-funktsionirovaniya-i-razvitiya-ekonomicheskih-sistem-v-usloviyah-globalizatsii
3. Долженко Р.А., Илюшников К.К. Некоторые вопросы организации внешних краудсорсинговых проектов для проработки актуальных для бизнеса проблем // Управленец. - 2014. - № 5(51)
4. Капчиц, М. Краудсорсинг: как толпа может помочь бизнесу/ М. Капчиц / Cossa. - М, 2014. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cossa.ru/216/83093/.
5. Ослон А.А. Аналогия «умной толпы» // ВЦИОН. - 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha_2012/s4/oslon.pdf
6. Тегин В.А., Усманов Б.Ф. Краудсорсинг в генерации инновационных идей. Мир транспорта. 2012;(6):118-123 с.
7. Чуланова О.Л. Краудсорсинг, краудрекрутинг и краудфандинг как инструменты системы подбора персонала в организации / Т. С. Вишнякова, О. Л. Чуланова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2016. - Т. 5. - №. 1. - C. 61-73. DOI:https://doi.org/10.12737/18144
8. Хау Дж. Краудсорсинг: коллективный разум - будущее бизнеса. М.: Альпина Паблишерз, 2012.
9. Чуланова О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски : монография / О.Л. Чуланова. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 364 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Научная мысль).
10. Чуланова О.Л., Байбулова К. Применение крауд-технологий в управлении персоналом /Управление персоналом аэрокосмической отрасли [Электронный ресурс]: сборник тезисов докладов научно-практической конференции. Элетрон. текст.дан. (1.62 Mb) - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2016. - с.11-12
11. Чуланова О.Л. Риски и барьеры при использовании современныхкрауд-технологий. //Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. - № 1 (18). - С. 49-63.
12. Чуланова О.Л. Современные крауд-технологии: краудсорсинг, краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг //Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. - № 1 (18). - С. 64-79.
13. Чуланова О.Л. Краудсорсинг как инструмент усиления конкурентоспособности предприятий//Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 2-1 (12). - С. 279-286.
14. Чуланова О.Л. Крауд-технологии: сущность, преимущества, задачи//Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 2-1 (12). - С. 286-290.
15. Гиниева С.Б., Долженко Р.А.. Внутренний краудсорсинг как инструмент вовлечения персонала // Управленец. - № 3(61) 2016. - С. 36-47.
16. Первый международный форум крауд-технологий [Электронный ресурс] // Журнал о жизни в офисе и за его пределами. - 2014.- URL: http://www.officemagazine.ru/articles/632/8838/