ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА В ПРОГНОЗЕ И ОЦЕНКЕ РИСКА ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на примере производственного предприятия рассматриваются возможности применения операционного анализа в целях прогнозирования и оценки риска основной деятельности компании. Рассчитан требуемый маржинальный доход для возмещения текущих долгов исследуемого субъекта, определен процент снижения постоянных затрат при ограниченном значении выручки, выявлен период платежеспособности предприятия, а также предложены некоторые мероприятия в части политики управления затратами в целях снижения предпринимательских рисков.

Ключевые слова:
стратегическое управление, CVP-анализ, постоянные и переменные затраты, маржинальный доход, критический объем продаж, оценка риска, платежеспособность, предпринимательский риск.
Текст

В современных условиях ведения бизнеса, конкуренции и неблагоприятной конъюнктуры рынков уровень нестабильности экономического поведения хозяйствующих субъектов достаточно высок. При формировании собственной стратегии ведения бизнеса предприятия и организации, прежде всего, стремятся «к созданию условий и предпосылок для долгосрочной и перспективной деятельности, что возможно лишь за счет создания очевидного конкурентного преимущества» [6].

Одним из ключевых факторов победы в конкурентной борьбе выступает лидерство по издержкам. Соответственно, формирование внутри предприятия системы, способной качественно увязать результаты соизмерения затрачиваемых ресурсов с результатами текущей деятельности, является актуальной проблемой при принятии управленческих решений.

Важнейшим управленческим индикатором, определяющим степень потребления всех видов ресурсов предприятия, выступают затраты, призванные впоследствии формировать себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, поиск рационального механизма организации системы управления затратами является центральным вопросом финансового менеджмента.

Все вышеизложенное определило цель данного исследования, заключающуюся в разработке вариантов выявления дополнительных финансовых ресурсов в компании в связи с необходимостью развития производства и получения дополнительной прибыли.

В настоящее время для осуществления стратегического анализа деятельности хозяйствующих субъектов используются разнообразные методы. В рамках нашего исследования основным приемом выступил операционный анализ, признанный одним из самых эффективных. Являясь базовым инструментом управленческого учета, анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ, Cost–Volume–Profit) сфокусирован «на изучении изменений переменных и постоянных затрат, цен реализации, количества и ассортимента продукции на бюджетируемую прибыль» [1], а также на прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод в 1930 г. предложил американский инженер Уолтер Раунтерштрах под названием критического объема производства.

Проблемы CVP-анализа и его использования для выработки управленческих решений были рассмотрены в трудах российских и зарубежных ученых, таких как М.И. Баканов, И.А. Бланк, К. Друри, Р. Мюллендорф, С.А. Николаева, Е.С. Стоянова, Ч.Т. Хорнгрен, А.Д. Шеремет, Дж. Фостер, Р. Энтони и др. Изучение работ [2, 4, 8, 10] позволяет заключить, что именно анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» позволяет оценивать эффективность работы организации и выработку рекомендаций по управлению.

Однако следует заметить, что операционный анализ проводится, как правило, в рамках краткосрочного периода деятельности организации и основывается на следующих допущениях:

– постоянные и переменные затраты ясно разделены, определены и оценены;

– цена продаж является устойчивой в течение расчетного периода;

– есть только один товар или постоянная товарная смесь;

– постоянная эффективность производства;

– запасы готовой продукции несущественны;

– затраты и выпуск в первом приближении выражаются линейной зависимостью [10].

Последний пункт отличается особой значимостью и означает, что приемлемый диапазон объемов производства – область релевантности – определяется гипотезой о линейности затрат. Согласно классическим соотношениям в рамках данной модели, средние переменные затраты относительно постоянны и постоянные затраты неизменны, в связи с чем пороговый эффект отсутствует. Следовательно, CVP-модель определяется соотношением общих затрат и объема производства.

            Постоянные затраты не соотносимы с объемом произведенной продукции (с уровнем деловой активности) и производятся после принятия решения о начале бизнес-операций. Переменные же издержки прямо зависимы от таких показателей. Важно подчеркнуть, что постоянные затраты остаются неизменными внутри релевантного уровня объема производства, т.е. «уровня, внутри которого можно с определенной долей уверенности судить об активности, с которой предприятие предполагает работать» [13]. Однако в долгосрочном периоде в связи с изменениями производственных ресурсов любые издержки имеют тенденцию к колебаниям. 

            Модель «Cost–Volume–Profit» определяет маржинальный доход как взнос в возмещение произведенных затрат, осуществляемый каждой проданной единицей продукции, содержащей в себе также определенную величину постоянных затрат. Таким образом, критический объем продаж достигается тогда, когда выручка-нетто покроет и переменные (затраты на единицу), и постоянные (расходы периода) затраты.

Цель настоящего исследования – выявление финансовых возможностей компании в покрытии краткосрочной задолженности и восстановлении платежеспособности. Главным методом достижения поставленной цели послужило использование методики расчета критического объема продаж с использованием математических преобразований.   

            Объектом исследования выступило производственное предприятие ООО «АКС». Основное направление деятельности завода – производство отливок из чугуна, стали и цветных сплавов по заказам предприятий, а также механическая обработка отливок и изготовление модельной оснастки по чертежам заказчика.

            Для проведения расчетов CVP-анализа все затраты были предварительно с помощью специальной программы, разработанной конкретно для «АКС», разграничены на постоянную и переменную составляющие по методу, основанному на записи в бухгалтерских регистрах.  Авторами проанализированы на отчетную дату (II полугодие 2017 г.) оборотно-сальдовые ведомости по счетам, отражающими учет затрат на производство. В результате определены соответствующие суммы постоянных и переменных расходов, а именно:

            – переменные затраты по счету 20 «Основное производство» – 63 045 тыс. руб.;

            – постоянные затраты по счету 25 «Общепроизводственные расходы» – 15 372 тыс. руб.;

            – постоянные затраты по счету 26 «Общехозяйственные расходы» – 3 569 тыс. руб.

            Основные показатели деятельности завода, необходимые для CVP-анализа, отражены в нижепредставленной табл.

 

 Таблица 1

Основные показатели деятельности ООО «СТЛЗ» за II полугодие 2017 г.

 

Показатель

Фактически за отчетный период

В процентах от выручки, %

Фактические объемы производства продукции, натур. ед.

1 898

-

Цена реализации единицы продукции, тыс. руб.

47, 4

-

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

89 943

100

Переменные затраты на производство, тыс. руб.

63 045

70

Постоянные затраты на производство, тыс. руб.

18 914

30

Непогашенные долги, тыс. руб.

17 532

19,5

            Прокомментируем некоторые моменты. Согласно допущениям проведения операционного анализа, монотоварность является обязательным условием его применения. В связи с этим нами в качестве объекта производства взята постоянная товарная смесь, предназначенная для изготовления машиностроительной продукции и измеряемая в натуральных единицах.

            Выручка от реализации продукции показана в оценке «нетто» за минусом налога на добавленную стоимость.

            Непогашенные долги в сумме 17 532 тыс. руб. представлены полностью краткосрочной кредиторской задолженностью «СТЛЗ», погасить которую планируется в течение одного года с момента их возникновения.

             Используя математические инструменты факторного анализа операционной прибыли по видам продукции, авторами в ходе исследования построены три модуля расчета обеспечения платежеспособности. В основе исследования использовались некоторые подходы, опубликованные Кован С.Е. и Мерзловой В.В.

            Первый модуль включает расчет необходимого маржинального дохода для покрытия долгов. С данной целью построены факторные модели прибыли и рассчитан полный дифференциал функции, заменяемый на конечное приращение. Далее поставлена задача увеличения прибыли от продаж для расчета по текущей задолженности только за счет одного фактора – маржинального дохода. В итоге исчислен требуемый объем продаж для покрытия долга. Данная модель также увязана с управлением постоянными затратами, поскольку маржинальный доход возможно снизить в случае их снижения, в связи с этим понизится и точка безубыточности. 

            Второй модуль предполагает ограничения выручки, связанные с неизменностью цены продажи. На данном этапе проводились работы по снижению постоянных затрат с условием сохранения неизменности удельных переменных затрат. В случае отсутствия возможности снижения постоянных затрат, снижались удельные переменные затраты, что позволяло выйти на необходимый уровень прибыли.

             В третьем модуле авторами поставлена задача определения возможности восстановления платежеспособности за счет основной деятельности с целью установления необходимых сроков покрытия. Для достижения выдвинутой цели рассчитан коэффициент валовой маржи переменных затрат при увеличении объема продаж и операционной прибыли. На основе этих показателей выявлен период, позволяющий накопить требуемую прибыль от реализации. 

            Ниже представлены ситуационные расчеты по решению поставленных задач. Алгоритмы решения всех модулей представлены ниже. 

            1.

            Это означает, что доля маржинального дохода, показывающего покрытие постоянных затрат и прибыли, заключенное в 1 рубле чистой выручки, составила 30%.

            2.

            Критический объем продаж «СТЛЗ» установлен в размере 63 047 тыс. руб. чистой выручки.

            3.

  тыс. руб.

            Согласно расчетам, для покрытия накопленных долгов заводу необходимо заработать чистую выручку в размере 121 487 тыс. руб.

            4.  Вычислим удельную валовую маржу, определяемую как разность между ценой продаж единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции.

 

            Удельная валовая маржа единицы изделия составила 14,2 тыс. руб., что свидетельствует о том, что каждая последующая единица произведенного изделия будет увеличивать прибыль от реализации данного вида продукции, вследствие чего – увеличивать общую прибыль организации. Следует отметить, что удельная валовая маржа является постоянной величиной и не зависит от объемов производства и продаж в определенных, релевантных пределах.

            5. В завершении определим объем продукции в натуральных единицах, который необходимо произвести для получения дополнительного маржинального дохода, разделив сумму непогашенных долгов и постоянных затрат на удельную валовую маржу.

            Для роста маржинального дохода необходимо увеличить производство изделий до 2 567 шт. 

            Обобщая результаты расчета первого модуля, можем кратко заключить, что для погашения текущих долгов необходимо увеличить выручку на 31 544 тыс. руб., для чего требуется выпустить и реализовать на 669 изделий больше по прежней цене. 

            Результаты расчета первого модуля привели к необходимости решения поставленной задачи при следующих условиях:

            – при прежней цене реализации;

            – при прежних переменных затратах;

            – при уровне выручки, увеличенной максимум на 5%.

            Для решения задачи второго модуля введено условие увеличения выручки на 5%, т.е. до 94 400 тыс. руб.

            Поскольку соотношение цены реализации и переменных затрат не изменилось, коэффициент валовой маржи остается равным 0,3.

            Теперь необходимо рассчитать сумму переменных затрат при введенном ограниченном значении выручки (из формулы коэффициента валовой маржи).

  

            Расчет показал, что заданный уровень выручки должен покрыть переменные затраты в сумме 66 080 тыс. руб., непогашенный долг в размере 17 532 тыс. руб. и постоянные затраты.

            Следовательно, постоянные затраты будут равны 10 788 тыс. руб.

            По результатам расчетов второго модуля установлено, что при ограничении выручки до 94 440 тыс. руб. постоянные затраты необходимо сокращать на 8 126 тыс. руб. (18 914 – 10 788) или на 57%.

            «Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества, проданного, но и от доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции» [3, 5]. Следовательно, в выявлении резервов роста объемов производства и поисках максимальной прибыли необходимо тщательно изучать возможности снижения уровня постоянных расходов наряду с переменными.

            Постоянные расходы, в отличие от переменных, изменяются на единицу продукции, сокращаясь при этом на 1 руб. цены реализации. В связи с этим для более быстрого поглощения постоянных затрат и формирования прибыли маржинальным доходом возникает необходимость установления резервов их снижения [8].

            К числу мероприятий в целях снижения постоянных издержек, которые возможно реализовать на исследуемом предприятии, можно отнести использование краткосрочного лизинга машин и оборудования вместо приобретения их в собственность, а также продажу неиспользуемой части основных фондов, что снизит поток амортизационных отчислений [12]. Рекомендуется отказаться от расходов на рекламу и продвижение продукции. В целом, возможно сокращение некоторой части накладных расходов при неблагоприятной конъюнктуре рынка.

            В случае, если на «СТЛЗ» в силу объективных причин отсутствует возможность сокращения постоянных расходов, рекомендуется в пределах фиксированной величины суммарных затрат переводить постоянную их часть в переменную, сохраняя соотношение расходов и выручки.

            Для преобразования некоторой доли постоянных издержек в переменные предприятию рекомендуется принять следующие управленческие решения:

            – утвердить вместо повременной системы оплаты труда сдельную форму, главным образом, для работников, напрямую связанных с процессом производства;

            – взамен окладов для работников коммерческих отделов утвердить заработную плату в зависимости от объемов продаж;

            – сумму задолженности за аренду складских помещений начислять в зависимости от степени их загрузки [11];

            – использовать наемный транспорт вместо собственных средств [11];

            – развивать собственные каналы реализации продукции и товаров, не используя услуги агентов и дилеров, которым необходимо платить процент от реализации.

            При фиксированной сумме расходов снижение в ней доли постоянных приведет к сокращению точки безубыточности и более качественному формированию прибыли.

            Рассчитав прогнозируемый маржинальный доход для покрытия текущей задолженности предприятия, перейдем к третьему модулю исследования, в котором непосредственно будет установлен период погашения долгов и восстановления платежеспособности.

            В табл. 2 по данным отчетности компании представим показатели ее деятельности за 4 квартал 2017 г.

Таблица 2

Основные показатели деятельности ООО «АКС» за 4 квартал 2017 г.

           

 

Показатель

Фактически за отчетный период

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

42 964

Переменные затраты на производство, тыс. руб.

23 795

Постоянные затраты на производство, тыс. руб.

10 801

Непогашенные долги, тыс. руб.

12 676

 

            При этом введено условие: выручка от реализации продукции ограничивается до 43 321 тыс. руб. (т.е. допускается ее увеличение максимум на 1% от фактической).

            Требуется определить возможность восстановления платежеспособности завода за счет операционной деятельности, а также уточнить сроки, необходимые для ее восстановления.

            Предварительно вычислим коэффициент валовой маржи для установления суммы прибыли, получаемой с 1 руб. чистой выручки от реализации.

           

            Видим, что доля маржинального дохода, показывающего покрытие постоянных затрат и прибыли, заключенное в 1 руб. чистой выручки, равна 40%.

            Далее установим сумму переменных затрат при увеличении объема реализации до 43 321 тыс. руб.

 

            С учетом обозначенного условия переменные затраты составили бы 25 993 тыс. руб.

            Вычитая из выручки постоянные и переменные затраты, найдем операционную прибыль компании.

 

            Как видим, данный показатель составляет 6 527 тыс. руб.

            Сумма непогашенных долгов на 3 квартал 2016 г. равна 12 676 тыс. руб. Исходя из этого, накопить для их погашения операционную прибыль возможно за 2 квартала (12 676 / 6 527 = 1,9).

            Следовательно, для восстановления платежеспособности исследуемой компании потребуется 6 мес.  

            Однако для наращивания финансовых потоков организации эффективного управления затратами недостаточно. В частности, для ускорения восстановления платежеспособности и снижения рисков деятельности авторы считают целесообразным усовершенствовать на заводе процессы контроля и управления дебиторской задолженности [7].

            Так, основным способом контроля состояния дебиторской задолженности должна стать регулярная (лучше – ежемесячная) сверка расчетов с контрагентами, а не только проводимая в обязательном порядке годовая инвентаризация.

            Кроме того, на предприятии большая часть заказов реализуется покупателям с отсрочкой платежа, что обусловливает необходимость устанавливать кредитные лимиты для всех контрагентов по длительности и сумме предоставляемой отсрочки. «А для планирования дебиторской задолженности на конец каждого месяца рекомендуется рассчитывать коэффициент инкассации, показывающего долю оплаты ранее отгруженной продукции в текущем периоде» [9]. Как правило, завод, отгружая продукцию по предоплате, принимает предварительный аванс в размере 60% от заказа, а оставшаяся сумма перечисляется покупателем после поставки. Таким образом, при «обычных» условиях поставки коэффициент инкассации по конкретным договорам текущего месяца будет составлять 60%, а следующего – 40%. С учетом коэффициента инкассации составляется план погашения дебиторской задолженности, на основе которого можно спрогнозировать ее остаток на конец каждого месяца, а также сроки поступления денежных средств.

            Вообще, грамотно построенная система управления дебиторской задолженностью позволит менеджерам выбирать «правильных» дебиторов, а предприятию – увеличить портфель заказов и величину операционной прибыли [15].

            В завершении анализа следует отметить, что концепция безубыточности имеет некоторые «узкие места», ограничивающие ее широкое применение на практике. Прокомментируем ключевые ограничения.

            Так, в реальной практической ситуации хозяйствующие субъекты не очень часто используют монопродуктовый портфель выпуска продукции. Структура такого портфеля подвержена частым изменениям. Это значительно затрудняет исчисление порога безубыточности производства.

            Инструментарий CVP-анализа в системе стратегического управленческого учета затрудняет наличие единовременных издержек и непроизводительных расходов, что, в свою очередь, «обнуляет» допущение о неизменности уровня постоянных и переменных издержек в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

            Существенным недостатком концепции безубыточности можно назвать то, что она не учитывает жизненный цикл продукции, фокусируя внимание лишь на показателе объема реализации. Между тем, эффективность продажи изделий, являющаяся более важным индикатором на отдельных стадиях жизненного цикла продукции, не принимается во внимание.

            Ограничивают потенциал классического CVP-анализа факторы, влияющие на поведение цен и затрат, а именно: инфляционные процессы в экономике, применение разнообразных маркетинговых стратегий и т.д. Подчеркнем, что вариативность динамики цен и затрат противоречит линейной зависимости выручки и общих затрат от изменения объемов выпуска, а это является одним из условий проведения операционного анализа.

            Классический операционный анализ позиционируется как инструмент стратегического и оперативного планирования, но отраслевая специфика деятельности отдельных хозяйствующих субъектов не позволяет им осуществить долгосрочное прогнозирование рыночно-конъюнктурных и производственно-технологических изменений и др.

            Обобщая вышеизложенное, можем заключить, что, несмотря на объективные ограничители, CVP-анализ, предполагающий комплекс практических подходов для выхода на безубыточную работу, выявляет реальный прогноз возможности восстановления платежеспособности фирм за счет производственной деятельности. Применяя операционный анализ, менеджмент четко способен выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, следовательно, минимизировать предпринимательский риск.

 

Список литературы

1. Бобрышев А.Н. Методические аспекты применения концепции CVP-анализа в условиях кризисных процессов в экономике // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №43 (385) - С. 18-35.

2. Друри К. Управленческий и производственный учет: учебный комплекс для студентов вузов / Колин Друри; пер. с англ. [В.Н. Егорова]. - 6-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 1 423 с.

3. Кован С.Е., Мерзлова В.В. Практикум по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий / Под ред. М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005. 207 с.

4. Кондратова С.В., Умрихина М.В. Операционный анализ как инструмент эффективного управления компанией в новой экономике // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №34 (385). - С. 28-35.

5. Ласица М.В., Лизакова Р.А. Повышение эффективности управления затратами на основе CVP-анализа // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. - 2011. - №2 (45). - С. 38-46.

6. Мокина Л.С., Сумкина О.В., Шадурская М.М. Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике // Креативная экономика. - 2018. - №2018. - Т. 12. - № 1. - С. 59-72.

7. Мокина Л.С. Форфейтинговое финансирование в России: особенности и проблемы осуществления // Вестник Прикамского социального института. - 2017. - № 1 (76). - С. 74-80.

8. Мокина Л.С. Управление прибылью хозяйствующего субъекта: формирование и анализ финансовых результатов // Журнал исследований по управлению. - 2017. - Т. 3. - № 10. - С. 61-72.

9. Мокина Л.С. Факторинг в России: анализ тенденций и перспектив развития // Вестник Уральского финансово-юридического института. - 2017. - № 3 (9). - С. 84-89.

10. Мокина Л.С. Запас финансовой прочности как фактор обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта // В сборнике: Будущее науки-2017 Сборник научных статей 5-й Международной молодежной научной конференции, в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А. - 2017. - С. 306-309.

11. Мокина Л.С. Анализ основных производственных фондов хозяйствующего субъекта: оценка эффективности и проблемы использования // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 77-88.

12. Закирова Э.Р., Мокина Л.С. Лизинг в России: современное состояние // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2016. - № 4 (13). - С. 29-32.

13. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета): / Палий В.Ф. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 279 с.

14. Хорнгрен Ч.Т. Управленческий учет Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар; пер. с англ. / под. ред. Я.В. Соколова. СПб.: Питер, 2012. - 1 008 с.

15. Мокина Л.С., Щеблыкина Д.С. Анализ денежных потоков и управление ими как важные элементы финансовой политики хозяйствующих субъектов // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 66-76.

Войти или Создать
* Забыли пароль?