К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНОВ СЗФО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе проведен анализ документов стратегического планирования, государственных программ и других региональных нормативно-правовых актов на наличие в них акцентов, направленных на развитие конкуренции в лесопромышленном комплексе субъектов Северо-Западного федерального округа. Стандарт развития конкуренции рассматривается в качестве нового инструмента государственной политики по развитию конкурентной среды, в части снижения барьеров для входа на региональные рынки и увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности. В большинстве рассмотренных нормативно-правовых и стратегических документов развитие конкурентной среды в лесопромышленном комплексе не является приоритетным и рассматривается лишь как часть социально-экономического развития региона, что требует существенной доработки со стороны органов государственной власти регионов.

Ключевые слова:
конкуренция, конкурентная среда, лесопромышленный комплекс, нормативно-правовое регулирование.
Текст

 

Лесопромышленный комплекс занимает важное место в экономике регионов Северо-Западного федерального округа как по удельному весу выпускаемой продукции, основных производственных фондов, валютной выручки, так и по количеству рабочих мест. В 2016 г. по объему дохода в бюджетную систему России СЗФО занимал первое место среди федеральных округов (7,9 млрд  руб.). Сумма платежей составила 26,7% от всех платежей по России, в том числе в федеральный бюджет – 25,3%, без учета налоговых отчислений от предприятий лесопромышленного комплекса [1].

Отметим, что в современных условиях экономической и политической интеграции, учитывая требования членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), проблемы развития конкурентной среды в лесопромышленном комплексе, как одном из ведущих секторов экономики регионов Северо-Запада, приобретают приоритетное значение.

Целью проведенного исследования является изучение вопросов нормативно-правового регулирования конкурентной среды в лесопромышленном комплексе, выявление слабых и сильных сторон деятельности органов государственной власти на примере регионов Северо-Западного федерального округа [2]. 

Одним из основополагающих документов стратегического планирования, определяющих цели, задачи, приоритеты и механизмы решения по всем основным направлениям социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации является Стратегия социально-экономического развития региона. Во всех регионах Северо-Западного федерального округа также была разработана и утверждена данная стратегия.

Анализ региональных нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что в Стратегиях социально-экономического развития только трех субъектов СЗФО акцентировано внимание, как на развитии лесопромышленного комплекса, так и на развитии конкурентной среды – Республика Коми, Республика Карелия и Вологодская область (табл. 1).

Таблица 1

Документы стратегического и нормативно-правового регулирования, направленные на разви­тие конкурентной среды в ЛПК регионов СЗФО

Субъект СЗФО

Стратегия социально-экономического развития

региона

Другие НПА, государственные программы, стратегии, направленные на развитие ЛПК в регионе

Акцент на ЛПК

Акцент на развитии конкурентной среды

Республика

Карелия

есть

есть

Закон Республики Карелия «О некоторых  вопросах в сфере промышленной политики

в Республике Карелия»

Республика

Коми

есть

есть

Постановление Правительства республики Коми «О государственной программе Республики Коми «Развитие промышленности»

Архангельская область

есть

нет

Закон Архангельской области «О промышленной политике в Архангельской области»

Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 г.

Концепция    реализации    проекта «Территориальный бренд Архангельской области «Архангельский лес»

Распоряжение Правительства Архангельской области «О состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса Архангельской области»

Государственная  программа Архангельской

области «Развитие лесного комплекса Архангельской области (2014–2020 гг.)»

Вологодская

область

есть

есть

Закон Вологодской области «О промышленной политике на территории Вологодской области»

Государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014– 2020 гг.»

Ленинградская область

есть

нет

-

Новгородская об­ласть

нет

нет

Долгосрочная областная целевая программа «Развитие лесного хозяйства Новгородской области на 2011–2020 гг.»

Псковская область

нет

нет

Государственная программа Псковской области «Развитие лесного хозяйства на 2014–2020 гг.»

Закон Псковской области «О промышленной политике в Псковской области»

Мурманская область

нет

есть

-

Калининградская область

нет

нет

Государственная программа Калининградской области «Окружающая среда» (подпрограмма «Развитие лесного хозяйства Калининградской области»)

Ненецкий автономный округ

нет

нет

-

г. С-Петербург

нет

нет

-

Источник: разработано  автором

 

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года» лесопромышленный комплекс выделен как один из базовых секторов экономики региона. Для повышения конкурентоспособности территории в Стратегии изложена система проектов, включающая федеральные и региональные проекты, имеющие стратегическое значение – не только привлекающие инвестиции на территорию республики, но и решающие задачи комплексного развития региона.

Основным результатом реализации данных проектов является повышение международной конкурентоспособности республики, привлечение инвестиционных ресурсов и развитие производственной и технологической инфраструктуры, а значит и развития конкурентной среды региона.

Отметим, что одним из наиболее крупных региональных проектов республики является проект «Лесная Карелия», предусматривающий развитие лесопромышленного комплекса и формирование конкурентоспособного бизнеса в лесном секторе [3].

В Стратегии Республики Коми (далее – Стратегия) одним из направлений социально-экономического развития определено развитие конкуренции, а также развитие малого и среднего предпринимательства. В части рационального и эффективного природопользования одним из направлений является развитие лесного хозяйства, в части развития промышленных комплексов – развитие лесопромышленного комплекса.

Согласно Стратегии, целью развития конкуренции в регионе является создание благоприятной конкурентной среды для появления новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов в Республике Коми. Приоритетные направления, оказывающие влияние на создание благоприятной конкурентной среды в Республике Коми, являются:

  • сохранение, развитие действующих и создание новых производств и сфер услуг;
  • развитие инвестиционных процессов;
  • увеличение транспортных грузопотоков;
  • формирование рынка квалифицированной рабочей силы [4].

Основные задачи в достижении указанной цели и ожидаемые результаты их реализации нами отражены в табл. 2.

Таблица 2

Задачи развития конкурентной среды и результаты их реализации

Задачи развития конкурентной среды

Ожидаемые результаты реализации

  • обеспечение равного доступа к региональным ресурсам для развития бизнеса;
  • формирование благоприятных экономических условий для осуществления хозяйственной деятельности субъектов на рынках республики;
  • совершенствование механизмов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на рынках республики;
  • развитие инфраструктурных институтов, взаимодействие участников рынка и организаций всех уровней власти;
  • расширение торгово-экономических связей Республики Коми;
  • согласование и защита интересов Республики Коми внутри страны и за рубежом;
  • содействие адаптации региональных товарных рынков к появлению условий повышенной открытости экономики Республики Коми;
  • продвижение и внедрение в Республике Коми технологических и управленческих инноваций.
  • создание благоприятных экономических условий для осуществления хозяйственной деятельности субъектов в Республике Коми, включая сниженные технологические и инфраструктурные барьеры входа на товарные рынки;
  • появление новых участников на товарных рынках в Республике Коми;
  • эффективное размещение и территориальная организация производительных сил Республики Коми;
  • расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков.

 

Источник: составлено автором на основе [4]

В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области одной из задач в сфере промышленности является создание условий для углубленной переработки сырья промышленными организациями Вологодской области (в том числе в лесопромышленном комплексе), приводящей к повышению доли добавленной стоимости, создаваемой в регионе, а также создание региональной экономической зоны промышленно-производственного типа по глубокой переработке древесины, создание и развитие промышленных кластеров, в том числе в лесной отрасли, в целях укрупнения производственных цепочек, локализованных полностью или преимущественно на территории Вологодской области.

В рассматриваемом документе особое внимание уделяется сфере предпринимательства и развития конкуренции в регионе. Одной из главных задач, стоящих перед органами государственной власти региона в данном вопросе, является создание благоприятной конкурентной среды за счет сокращения административных барьеров при создании и ведении бизнеса, сокращения прямого участия органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления в деятельности хозяйствующих субъектов, развития системы антимонопольного регулирования, основанной на соблюдении баланса интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг [5].

Несмотря на то, что в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области отсутствует акцент на развитие конкурентной среды, необходимо отметить, что помимо Стратегии органами государственной власти региона принят ряд других стратегических документов в сфере лесной промышленности. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

 Распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области утверждена «Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 года». Она направлена на решение важнейших структурных проблем лесопромышленного комплекса, развитие технологий и инноваций, создание условий для реализации принципов государственно-частного партнерства и других факторов устойчивого развития. Генеральной целью Стратегии является повышение эффективности лесопромышленного комплекса Архангельской области на основе развития глубокой переработки древесины и комплексного использования лесосырьевых ресурсов. Стратегией предусматривается расширение роли малого бизнеса в достижении целей и задач использования сырьевого, промышленного и трудового потенциала лесопромышленного комплекса Архангельской области. На основе анализа структуры и инициатив малого предпринимательства сделаны выводы о наиболее перспективных нишах экономики, где присутствие малого бизнеса может дать быстрый положительный эффект. Согласно Стратегии поддержка предпринимательства, а значит и развитие конкурентной среды в лесном секторе, возможны за счет реализации механизмов и инструментов государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области» [6].

В соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 14 сентября 2010 г. N 450-рп «О состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса Архангельской области» разработана Концепция реализации проекта «Территориальный бренд Архангельской области "Архангельский лес"». Реализация проекта отвечает целям «Стратегии социально-экономического  развития Архангельской области до 2030 года» и направлена на решение задач повышения конкурентоспособности, инвестиционной активности и формирования привлекательного имиджа Архангельской области на территории Российской Федерации и за рубежом [7].

Отдельно необходимо отметить роль государственных программ, направленных на развитие лесопромышленного комплекса, в формировании конкурентной среды в регионах. В данном вопросе наиболее показателен пример Республики Коми и Вологодской области.

Одной из задач государственной программы Республики Коми «Развитие промышленности» (подпрограмма 1 «Основные отрасли промышленности Республики Коми») является обеспечение стабильного роста промышленного производства предприятий лесопромышленного комплекса Республики Коми. Основываясь на сведениях годового отчета о реализации Программы за 2016 г. и годового отчета о реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Коми за 2015 г. можно сказать о сравнительно активной позиции органов государственной власти республики в вопросе развития конкурентной среды в лесопромышленном комплексе [4, 8].

В частности, в 2016 г. со стороны органов власти республики было оказано содействие промышленным предприятиям в разработке бизнес-планов в сфере лесопромышленного комплекса по открытию новых производств (новых видов продукции), модернизации существующих производств с учетом конкретных преимуществ Республики Коми, было подготовлено 7 экспертных заключений по инвестиционным проектам. К примеру, подготовлены экспертные заключения по бизнес-планам открытия новых производств (новых видов продукции), модернизации существующих производств на предприятиях Республики Коми: лесоперерабатывающего предприятия в Удорском районе (ООО «НАТО»), лесопильного производства ООО «Леспил», лесоперерабатывающего завода в п. Койдин и др. Также был проведен анализ информационных материалов по бизнес-предложениям открытия новых производств (новых видов продукции).

Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми подготовлены отраслевые заключения в части проектов, включенных в Перечень инвестиционных проектов, формируемый в целях предоставления налоговых льгот, в том числе: «Реконструкция и расширение производства санитарно-гигиенических изделий (СГИ)», реализуемого ОАО «Сыктывкар Тиссью Групп», «Создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», реализуемого АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», «Мини ТЭЦ с котлами для сжигания древесных отходов и турбинной установкой для выработки электроэнергии», реализуемого ООО «СевЛесПил» [8].

В рамках государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» осуществляется господдержка предприятий, занимающихся производством древесного биотоплива [9]. В частности из регионального бюджета Республики Коми предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на организацию производства топливных брикетов и гранул. В частности в 2013–2016 гг. при поддержке Правительства Республики Коми создано 14 производств топливных гранул и брикетов с общей производственной мощностью около 90 тыс. тонн в год, на которых работает более 120 чел.

Еще один инструмент для развития производства биотоплива, используемый в рамках реализации программы, – создание сети площадок временного складирования древесных отходов. Площадки нацелены на развитие промышленного производства в сельских районах республики. На них происходит концентрация древесных отходов с многочисленных малых лесопильных производств для последующей переработки в биотопливо [10].

Также необходимо отметить, что органы власти Республики Коми в рамках действия государственных программ участвуют в организации продвижения региональных промышленных товаропроизводителей на общероссийский и международный уровень, проводят  переговоры о возможных вариантах сотрудничества, в том числе с потенциальными инвесторами, партнерами по сбыту продукции лесопромышленного комплекса республики [8, 10].

На территории Вологодской области действует государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014–2020 гг.» [11]. Целью подпрограммы 3 «Развитие лесопромышленного сектора экономики» государственной программы является обеспечение экономического развития лесопромышленного сектора экономики. Для достижения цели и решения задач подпрограммы 3 запланирована реализация мероприятий, которые непосредственно направлены на развитие конкурентной среды в лесопромышленном комплексе региона:

  • сопровождение приоритетных инвестиционных проектов в области лесов;
  • организация строительства лесных дорог.

По данным отчета о ходе реализации государственной программы за 2016 г., объем привлеченных инвестиций по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов за 2016 г. по сравнению с 2015 г. вырос в два раза. В части исполнения второго мероприятия подпрограммы в 2016 г. определены приоритетные направления строительства лесных дорог, однако нужно отметить то, что финансирование на реализацию мероприятия выделено лишь на 2020 г. в размере 120 000 тыс. руб. [11].

В последние годы одним из самых эффективных инструментов государственной политики по развитию конкурентной среды, в частности снижения барьеров для входа на региональные рынки и увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности, является внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт).

Принятие унифицированного Стандарта имеет важное значение для обеспечения реализации системного и единообразного подхода к деятельности исполнительных органов государственной власти по развитию конкурентной среды на всей территории страны, а также в части распространения лучших практик деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по развитию конкуренции. Включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является важнейшим шагом на пути формирования благоприятной конкурентной среды и оздоровления предпринимательского климата, а также правовым основанием для осуществления дальнейших мероприятий в области развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. В результате проведенного анализа исполнения органами государственной власти требований Стандарта можно сделать вывод, что в каждом субъекте Северо-Западного федерального округа разработана нормативно-правовая база внедрения Стандарта на территории региона, а также выполнены  требования Стандарта [12].

Отметим, что одним из требований Стандарта является утверждение перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции. Анализ региональных нормативно-правовых документов показал, что рынок лесопереработки включен в перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции лишь только в Архангельской области.

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что основными нормативно-правовыми инструментами развития конкурентной среды в лесопромышленном комплексе регионов СЗФО является нормативно-правовое и экономическое регулирование через государственные программы, стратегии и концепции развития субъектов РФ. Достаточно новым инструментом государственной политики по развитию конкурентной среды, в частности снижения барьеров для входа на региональные рынки и увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности, является внедрение Стандарта развития конкуренции.

В большинстве рассмотренных нормативно-правовых и стратегических документов развитие конкурентной среды в лесопромышленном комплексе не является приоритетным и рассматривается лишь как часть социально-экономического развития региона. При наличии акцентов на развитии предпринимательства в лесной отрасли (как, например, в Республиках Коми и Карелии, Вологодской и Архангельской областях), отсутствие четких задач, инструментов и целевых показателей развития конкурентной среды требует существенной доработки со стороны органов государственной власти регионов.

Список литературы

1. Заместитель руководителя Рослесхоза Михаил Клинов провел совещание с руководителями лесных ведомств Северо-Западного федерального округа [Электронный ресурс] //Сайт «Российские лесные вести». URL:http://roslesvesti.ru/zamestitel-rukovoditelya-rosleshoza-mihail-klinov-provel-soveshhanie-s-rukovoditelyami-lesnyh-vedomstv-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga/ (дата обращения 01.02.2018).

2. Вохмянин И.А. Анализ состояния конкурентной среды отраслей экономики Вологодской области [Электронный ресурс]// Вопросы территориального развития. 2016.№ 4. URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1974 (дата обращения 01.02.2018).

3. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года [Электронный ресурс] //Официальный Интернет-портал Республики Карелия.URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Leader/Document/Strategy2020/(дата обращения 01.02.2018).

4. Годовой отчет о реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Коми за 2015 год [Электронный ресурс]// Министерство экономики Республики Коми. URL:http://rkomi.ru/page/5948/(дата обращения 01.02.2018).

5. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920. URL:http://docs.cntd.ru/document/444743929(дата обращения 01.02.2018).

6. Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 22 мая 2014 года № 381-р. URL:https://dvinaland.ru/-2m5atddc(дата обращения 01.02.2018).

7. Концепция реализации проекта «Территориальный бренд Архангельской области «Архангельский лес» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 18 февраля 2014 г. № 53-пп. URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=123032848&rdk =1&backlink=1(дата обращения 01.02.2018).

8. Годовой отчет о реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие промышленности» за 2016 год [Электронный ресурс]// Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми: официальный сайт. URL:http://minprom.rkomi.ru/ left/razvitie/realiz/ (датаобращения 01.02.2018).

9. Государственная программа Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» [Электронный ресурс]// Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. URL:http://mpr.rkomi.ru/left/vosproizvodstvo_1/(дата обращения 01.02.2018).

10. Гибеж А.А. Биоэнергетика в Республике Коми [Электронный ресурс] // Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.URL: http://biotoprk.ru/governance/minprom(дата обращения 01.02.2018).

11. Годовой отчет о реализации государственной программы «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014 - 2020 годы» за 2016 год. [Электронный ресурс] // Департамент лесного комплекса Вологодской области. URL: http://www.forestvologda.ru/page/ strategic/docs(дата обращения 01.02.2018).

12. Сайты территориальных органов ФАС России [Электронный ресурс] // URL:http://fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html(дата обращения 01.02.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?