аспирант с 06.07.2017 по настоящее время
Вологда, Вологодская область, Россия
В работе проведен анализ документов стратегического планирования, государственных программ и других региональных нормативно-правовых актов на наличие в них акцентов, направленных на развитие конкуренции в лесопромышленном комплексе субъектов Северо-Западного федерального округа. Стандарт развития конкуренции рассматривается в качестве нового инструмента государственной политики по развитию конкурентной среды, в части снижения барьеров для входа на региональные рынки и увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности. В большинстве рассмотренных нормативно-правовых и стратегических документов развитие конкурентной среды в лесопромышленном комплексе не является приоритетным и рассматривается лишь как часть социально-экономического развития региона, что требует существенной доработки со стороны органов государственной власти регионов.
конкуренция, конкурентная среда, лесопромышленный комплекс, нормативно-правовое регулирование.
Лесопромышленный комплекс занимает важное место в экономике регионов Северо-Западного федерального округа как по удельному весу выпускаемой продукции, основных производственных фондов, валютной выручки, так и по количеству рабочих мест. В 2016 г. по объему дохода в бюджетную систему России СЗФО занимал первое место среди федеральных округов (7,9 млрд руб.). Сумма платежей составила 26,7% от всех платежей по России, в том числе в федеральный бюджет – 25,3%, без учета налоговых отчислений от предприятий лесопромышленного комплекса [1].
Отметим, что в современных условиях экономической и политической интеграции, учитывая требования членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), проблемы развития конкурентной среды в лесопромышленном комплексе, как одном из ведущих секторов экономики регионов Северо-Запада, приобретают приоритетное значение.
Целью проведенного исследования является изучение вопросов нормативно-правового регулирования конкурентной среды в лесопромышленном комплексе, выявление слабых и сильных сторон деятельности органов государственной власти на примере регионов Северо-Западного федерального округа [2].
Одним из основополагающих документов стратегического планирования, определяющих цели, задачи, приоритеты и механизмы решения по всем основным направлениям социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации является Стратегия социально-экономического развития региона. Во всех регионах Северо-Западного федерального округа также была разработана и утверждена данная стратегия.
Анализ региональных нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что в Стратегиях социально-экономического развития только трех субъектов СЗФО акцентировано внимание, как на развитии лесопромышленного комплекса, так и на развитии конкурентной среды – Республика Коми, Республика Карелия и Вологодская область (табл. 1).
Таблица 1
Документы стратегического и нормативно-правового регулирования, направленные на развитие конкурентной среды в ЛПК регионов СЗФО
Субъект СЗФО |
Стратегия социально-экономического развития региона |
Другие НПА, государственные программы, стратегии, направленные на развитие ЛПК в регионе |
|
Акцент на ЛПК |
Акцент на развитии конкурентной среды |
||
Республика Карелия |
есть |
есть |
Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах в сфере промышленной политики в Республике Карелия» |
Республика Коми |
есть |
есть |
Постановление Правительства республики Коми «О государственной программе Республики Коми «Развитие промышленности» |
Архангельская область |
есть |
нет |
Закон Архангельской области «О промышленной политике в Архангельской области» Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 г. Концепция реализации проекта «Территориальный бренд Архангельской области «Архангельский лес» Распоряжение Правительства Архангельской области «О состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса Архангельской области» Государственная программа Архангельской области «Развитие лесного комплекса Архангельской области (2014–2020 гг.)» |
Вологодская область |
есть |
есть |
Закон Вологодской области «О промышленной политике на территории Вологодской области» Государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014– 2020 гг.» |
Ленинградская область |
есть |
нет |
- |
Новгородская область |
нет |
нет |
Долгосрочная областная целевая программа «Развитие лесного хозяйства Новгородской области на 2011–2020 гг.» |
Псковская область |
нет |
нет |
Государственная программа Псковской области «Развитие лесного хозяйства на 2014–2020 гг.» Закон Псковской области «О промышленной политике в Псковской области» |
Мурманская область |
нет |
есть |
- |
Калининградская область |
нет |
нет |
Государственная программа Калининградской области «Окружающая среда» (подпрограмма «Развитие лесного хозяйства Калининградской области») |
Ненецкий автономный округ |
нет |
нет |
- |
г. С-Петербург |
нет |
нет |
- |
Источник: разработано автором |
В «Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года» лесопромышленный комплекс выделен как один из базовых секторов экономики региона. Для повышения конкурентоспособности территории в Стратегии изложена система проектов, включающая федеральные и региональные проекты, имеющие стратегическое значение – не только привлекающие инвестиции на территорию республики, но и решающие задачи комплексного развития региона.
Основным результатом реализации данных проектов является повышение международной конкурентоспособности республики, привлечение инвестиционных ресурсов и развитие производственной и технологической инфраструктуры, а значит и развития конкурентной среды региона.
Отметим, что одним из наиболее крупных региональных проектов республики является проект «Лесная Карелия», предусматривающий развитие лесопромышленного комплекса и формирование конкурентоспособного бизнеса в лесном секторе [3].
В Стратегии Республики Коми (далее – Стратегия) одним из направлений социально-экономического развития определено развитие конкуренции, а также развитие малого и среднего предпринимательства. В части рационального и эффективного природопользования одним из направлений является развитие лесного хозяйства, в части развития промышленных комплексов – развитие лесопромышленного комплекса.
Согласно Стратегии, целью развития конкуренции в регионе является создание благоприятной конкурентной среды для появления новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов в Республике Коми. Приоритетные направления, оказывающие влияние на создание благоприятной конкурентной среды в Республике Коми, являются:
- сохранение, развитие действующих и создание новых производств и сфер услуг;
- развитие инвестиционных процессов;
- увеличение транспортных грузопотоков;
- формирование рынка квалифицированной рабочей силы [4].
Основные задачи в достижении указанной цели и ожидаемые результаты их реализации нами отражены в табл. 2.
Таблица 2
Задачи развития конкурентной среды и результаты их реализации
Задачи развития конкурентной среды |
Ожидаемые результаты реализации |
|
|
Источник: составлено автором на основе [4] |
В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области одной из задач в сфере промышленности является создание условий для углубленной переработки сырья промышленными организациями Вологодской области (в том числе в лесопромышленном комплексе), приводящей к повышению доли добавленной стоимости, создаваемой в регионе, а также создание региональной экономической зоны промышленно-производственного типа по глубокой переработке древесины, создание и развитие промышленных кластеров, в том числе в лесной отрасли, в целях укрупнения производственных цепочек, локализованных полностью или преимущественно на территории Вологодской области.
В рассматриваемом документе особое внимание уделяется сфере предпринимательства и развития конкуренции в регионе. Одной из главных задач, стоящих перед органами государственной власти региона в данном вопросе, является создание благоприятной конкурентной среды за счет сокращения административных барьеров при создании и ведении бизнеса, сокращения прямого участия органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления в деятельности хозяйствующих субъектов, развития системы антимонопольного регулирования, основанной на соблюдении баланса интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг [5].
Несмотря на то, что в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области отсутствует акцент на развитие конкурентной среды, необходимо отметить, что помимо Стратегии органами государственной власти региона принят ряд других стратегических документов в сфере лесной промышленности. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области утверждена «Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 года». Она направлена на решение важнейших структурных проблем лесопромышленного комплекса, развитие технологий и инноваций, создание условий для реализации принципов государственно-частного партнерства и других факторов устойчивого развития. Генеральной целью Стратегии является повышение эффективности лесопромышленного комплекса Архангельской области на основе развития глубокой переработки древесины и комплексного использования лесосырьевых ресурсов. Стратегией предусматривается расширение роли малого бизнеса в достижении целей и задач использования сырьевого, промышленного и трудового потенциала лесопромышленного комплекса Архангельской области. На основе анализа структуры и инициатив малого предпринимательства сделаны выводы о наиболее перспективных нишах экономики, где присутствие малого бизнеса может дать быстрый положительный эффект. Согласно Стратегии поддержка предпринимательства, а значит и развитие конкурентной среды в лесном секторе, возможны за счет реализации механизмов и инструментов государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области» [6].
В соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 14 сентября 2010 г. N 450-рп «О состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса Архангельской области» разработана Концепция реализации проекта «Территориальный бренд Архангельской области "Архангельский лес"». Реализация проекта отвечает целям «Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года» и направлена на решение задач повышения конкурентоспособности, инвестиционной активности и формирования привлекательного имиджа Архангельской области на территории Российской Федерации и за рубежом [7].
Отдельно необходимо отметить роль государственных программ, направленных на развитие лесопромышленного комплекса, в формировании конкурентной среды в регионах. В данном вопросе наиболее показателен пример Республики Коми и Вологодской области.
Одной из задач государственной программы Республики Коми «Развитие промышленности» (подпрограмма 1 «Основные отрасли промышленности Республики Коми») является обеспечение стабильного роста промышленного производства предприятий лесопромышленного комплекса Республики Коми. Основываясь на сведениях годового отчета о реализации Программы за 2016 г. и годового отчета о реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Коми за 2015 г. можно сказать о сравнительно активной позиции органов государственной власти республики в вопросе развития конкурентной среды в лесопромышленном комплексе [4, 8].
В частности, в 2016 г. со стороны органов власти республики было оказано содействие промышленным предприятиям в разработке бизнес-планов в сфере лесопромышленного комплекса по открытию новых производств (новых видов продукции), модернизации существующих производств с учетом конкретных преимуществ Республики Коми, было подготовлено 7 экспертных заключений по инвестиционным проектам. К примеру, подготовлены экспертные заключения по бизнес-планам открытия новых производств (новых видов продукции), модернизации существующих производств на предприятиях Республики Коми: лесоперерабатывающего предприятия в Удорском районе (ООО «НАТО»), лесопильного производства ООО «Леспил», лесоперерабатывающего завода в п. Койдин и др. Также был проведен анализ информационных материалов по бизнес-предложениям открытия новых производств (новых видов продукции).
Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми подготовлены отраслевые заключения в части проектов, включенных в Перечень инвестиционных проектов, формируемый в целях предоставления налоговых льгот, в том числе: «Реконструкция и расширение производства санитарно-гигиенических изделий (СГИ)», реализуемого ОАО «Сыктывкар Тиссью Групп», «Создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», реализуемого АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», «Мини ТЭЦ с котлами для сжигания древесных отходов и турбинной установкой для выработки электроэнергии», реализуемого ООО «СевЛесПил» [8].
В рамках государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» осуществляется господдержка предприятий, занимающихся производством древесного биотоплива [9]. В частности из регионального бюджета Республики Коми предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на организацию производства топливных брикетов и гранул. В частности в 2013–2016 гг. при поддержке Правительства Республики Коми создано 14 производств топливных гранул и брикетов с общей производственной мощностью около 90 тыс. тонн в год, на которых работает более 120 чел.
Еще один инструмент для развития производства биотоплива, используемый в рамках реализации программы, – создание сети площадок временного складирования древесных отходов. Площадки нацелены на развитие промышленного производства в сельских районах республики. На них происходит концентрация древесных отходов с многочисленных малых лесопильных производств для последующей переработки в биотопливо [10].
Также необходимо отметить, что органы власти Республики Коми в рамках действия государственных программ участвуют в организации продвижения региональных промышленных товаропроизводителей на общероссийский и международный уровень, проводят переговоры о возможных вариантах сотрудничества, в том числе с потенциальными инвесторами, партнерами по сбыту продукции лесопромышленного комплекса республики [8, 10].
На территории Вологодской области действует государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014–2020 гг.» [11]. Целью подпрограммы 3 «Развитие лесопромышленного сектора экономики» государственной программы является обеспечение экономического развития лесопромышленного сектора экономики. Для достижения цели и решения задач подпрограммы 3 запланирована реализация мероприятий, которые непосредственно направлены на развитие конкурентной среды в лесопромышленном комплексе региона:
- сопровождение приоритетных инвестиционных проектов в области лесов;
- организация строительства лесных дорог.
По данным отчета о ходе реализации государственной программы за 2016 г., объем привлеченных инвестиций по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов за 2016 г. по сравнению с 2015 г. вырос в два раза. В части исполнения второго мероприятия подпрограммы в 2016 г. определены приоритетные направления строительства лесных дорог, однако нужно отметить то, что финансирование на реализацию мероприятия выделено лишь на 2020 г. в размере 120 000 тыс. руб. [11].
В последние годы одним из самых эффективных инструментов государственной политики по развитию конкурентной среды, в частности снижения барьеров для входа на региональные рынки и увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности, является внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Стандарт).
Принятие унифицированного Стандарта имеет важное значение для обеспечения реализации системного и единообразного подхода к деятельности исполнительных органов государственной власти по развитию конкурентной среды на всей территории страны, а также в части распространения лучших практик деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по развитию конкуренции. Включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является важнейшим шагом на пути формирования благоприятной конкурентной среды и оздоровления предпринимательского климата, а также правовым основанием для осуществления дальнейших мероприятий в области развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. В результате проведенного анализа исполнения органами государственной власти требований Стандарта можно сделать вывод, что в каждом субъекте Северо-Западного федерального округа разработана нормативно-правовая база внедрения Стандарта на территории региона, а также выполнены требования Стандарта [12].
Отметим, что одним из требований Стандарта является утверждение перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции. Анализ региональных нормативно-правовых документов показал, что рынок лесопереработки включен в перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции лишь только в Архангельской области.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что основными нормативно-правовыми инструментами развития конкурентной среды в лесопромышленном комплексе регионов СЗФО является нормативно-правовое и экономическое регулирование через государственные программы, стратегии и концепции развития субъектов РФ. Достаточно новым инструментом государственной политики по развитию конкурентной среды, в частности снижения барьеров для входа на региональные рынки и увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности, является внедрение Стандарта развития конкуренции.
В большинстве рассмотренных нормативно-правовых и стратегических документов развитие конкурентной среды в лесопромышленном комплексе не является приоритетным и рассматривается лишь как часть социально-экономического развития региона. При наличии акцентов на развитии предпринимательства в лесной отрасли (как, например, в Республиках Коми и Карелии, Вологодской и Архангельской областях), отсутствие четких задач, инструментов и целевых показателей развития конкурентной среды требует существенной доработки со стороны органов государственной власти регионов.
1. Заместитель руководителя Рослесхоза Михаил Клинов провел совещание с руководителями лесных ведомств Северо-Западного федерального округа [Электронный ресурс] //Сайт «Российские лесные вести». URL:http://roslesvesti.ru/zamestitel-rukovoditelya-rosleshoza-mihail-klinov-provel-soveshhanie-s-rukovoditelyami-lesnyh-vedomstv-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga/ (дата обращения 01.02.2018).
2. Вохмянин И.А. Анализ состояния конкурентной среды отраслей экономики Вологодской области [Электронный ресурс]// Вопросы территориального развития. 2016.№ 4. URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1974 (дата обращения 01.02.2018).
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года [Электронный ресурс] //Официальный Интернет-портал Республики Карелия.URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Leader/Document/Strategy2020/(дата обращения 01.02.2018).
4. Годовой отчет о реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Коми за 2015 год [Электронный ресурс]// Министерство экономики Республики Коми. URL:http://rkomi.ru/page/5948/(дата обращения 01.02.2018).
5. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920. URL:http://docs.cntd.ru/document/444743929(дата обращения 01.02.2018).
6. Стратегия развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 22 мая 2014 года № 381-р. URL:https://dvinaland.ru/-2m5atddc(дата обращения 01.02.2018).
7. Концепция реализации проекта «Территориальный бренд Архангельской области «Архангельский лес» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Архангельской области от 18 февраля 2014 г. № 53-пп. URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=123032848&rdk =1&backlink=1(дата обращения 01.02.2018).
8. Годовой отчет о реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие промышленности» за 2016 год [Электронный ресурс]// Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми: официальный сайт. URL:http://minprom.rkomi.ru/ left/razvitie/realiz/ (датаобращения 01.02.2018).
9. Государственная программа Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» [Электронный ресурс]// Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. URL:http://mpr.rkomi.ru/left/vosproizvodstvo_1/(дата обращения 01.02.2018).
10. Гибеж А.А. Биоэнергетика в Республике Коми [Электронный ресурс] // Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.URL: http://biotoprk.ru/governance/minprom(дата обращения 01.02.2018).
11. Годовой отчет о реализации государственной программы «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014 - 2020 годы» за 2016 год. [Электронный ресурс] // Департамент лесного комплекса Вологодской области. URL: http://www.forestvologda.ru/page/ strategic/docs(дата обращения 01.02.2018).
12. Сайты территориальных органов ФАС России [Электронный ресурс] // URL:http://fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html(дата обращения 01.02.2018).