СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены обновленные подходы к управлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий, рассмотрены составляющие ВЭД, выделены и проанализированы внешние и внутренние проблемы ВЭД предприятий, предложены направления их решения.

Ключевые слова:
внешнеэкономическая деятельность предприятия, маркетинговые исследования, управление ВЭД, проектный подход.
Текст

 

 «Развиваться эффективно можно только вместе, выстраивая кооперацию с другими странами».

В.В. Путин,

Петербургский международный экономический форум, 2016 г.

 

 

 

С  80-х годов ХХ в. в России был осуществлен переход от межправительственных внешнеэкономических связей к ВЭД на уровне предприятий. Отмена монополии государства на международную экономическую деятельность позволила предприятиям расширить рынки реализации продукта, распределять возможные риски, снижать себестоимость продукта при увеличении объемов его производства, увеличивать производительность труда путем внедрения передовых  технологий, повышать качество продукта,  внедрять более эффективные бизнес-процессы управления организацией.

ВЭД сложна из-за взаимного столкновения стандартов стран и учета интересов участников, поэтому требует работы по сопровождению продукта от производителя к потребителю.

Представляется возможным выделить внешние и внутренние проблемы ВЭД предприятий. Внутренние проблемы вызваны тенденциями развития той или иной страны в правовой базе, структуре партнеров, товарной структуре торговли. Внешние проблемы связаны с процессами глобализации и либерализации.

Можно выделить следующие составляющие ВЭД предприятия (см. табл.):

Таблица

 

Составляющие ВЭД предприятий

 

Составляющие ВЭД

Содержание

Форма реализации

Внешнеторговая деятельность

Предпринимательство в международном обмене продукта (товары, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности

Экспорт и импорт

Производственная кооперация

Совместная деятельность партнеров во взаимносвязанных техпроцессах, разделение труда

Совместное производство

Международное инвестиционное сотрудничество

Взаимодействие партнеров в финансовых и материально-технических вопросах

Деятельность по  соглашениям о разделах продукции. Создание предприятий в нескольких странах. Совместное производство

Валютные и финансово-кредитные операции

Поддержка ВЭД предприятия по предыдущим позициям в осуществлении платежа и минимизации риска

Выбор форм, фьючерс,

страхование

 

 

Рассматриваемые проблемы внешнеэкономической деятельности возможно комплексно учитывать при разработке эффективно работающих систем и методов управления в виде моделей управления [13; 17].

Следует выделить следующие направления ВЭД промышленного предприятия: внешняя торговля, варианты технико-экономического и научно-технического взаимодействия. Внешняя торговля состоит из экспорта и импорта товаров, а также включает товарообменные сделки и сделки на основе давальческого сырья, состязательные формы организованной торговли, например, биржи, аукционы и торги (здесь и далее см.: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17]).

Отметим, что современное технико-экономическое сотрудничество включает взаимодействие в сферах промышленного и гражданского строительства, услуги в инжиниринге, консалтинге и т.д. ВЭД в сфере научно-технического взаимодействия включает обмен результатами достижений в науке и технике, а также совместные НИОКР [12; 18; 19].

К другим направлениям ВЭД относят такие, как производственно-сбытовая кооперация и участие в стратегических альянсах, вывоз капитала для приобретения промышленной недвижимости с целью получения предпринимательской прибыли и привлечения иностранных инвестиций, участие в деятельности на фондовых рынках и приобретение акций, создание СП, приобретение прав на владение или распоряжение ресурсами в зарубежных странах и предоставление концессий в России с распределением полученной продукции, создание зарубежных филиалов и взаимодействие с третьими странами.

Некоторые предприятия в силу различной специфики имеют преимущества, облегчающие внешнеэкономическую деятельность. К ним относят предприятия с опытом международного взаимодействия, предприятия сырьевых отраслей с разными ценами продукции на различных рынках, конверсируемые предприятия с передовыми технологиями, предприятия, ранее осуществлявшие ВЭД с помощью ведомств, организации на базе расформированных внешнеторговых фирм и др.

При осуществлении ВЭД предприятие сталкивается с проблемами финансового, маркетингового и управленческого характера.

Трудности финансового плана заключаются в необходимости осуществления дополнительных затрат из маркетинговых исследований предпринимательской среды зарубежных стран, географических, демографических, политико-правовых, экономических, научно-технических, культурных, социальных и других особенностей спроса и организации бизнеса; осуществлении дополнительных затрат на содержание высококвалифицированного и узкоспециализированного персонала; потребности в модификации и адаптации товаров к требованиям зарубежных рынков; необходимости вложения инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение производства, в создание и поддержание сбытовой сети предприятия.

Управление внешнеэкономической деятельностью имеет свою специфику: необходим отбор, развитие узкоспециализированного персонала;  внедрение международной системы контроля и обеспечения качества, учет различных рисков, проведение дорогостоящих маркетинговых исследований рынков и продуктов с учетом географических, демографических, политико-правовых, экономических, научно-технических, культурных, социальных особенностей спроса и организации бизнеса, а также поиск зарубежного партнера [17].

Обычно выход организации на мировой рынок достаточно затратен и  длителен по времени. Р. Хельм выделяет два основных направления выхода на зарубежный рынок: самостоятельный и несамостоятельный. Различают две ключевые формы самостоятельного вступления на рынок – прямой экспорт и инвестирование за рубежом (от учреждения собственного филиала до создания полностью собственного предприятия за границей) [3].

У прямого экспорта низки эффективность маркетинговых и сбытовых операций и скорость выхода на рынки. С помощью посредников на целевом рынке удается повысить эффективность маркетинга продукции [2; 20].

Понятно, что для эффективного осуществления деятельности предприятия необходимо создание системы методов управления ВЭД.

В управленческой деятельности возможно определить группы методов: административные, экономические, маркетинговые. В зависимости от субъекта процесса управленческой деятельности, возможно определение групп методов: методы деятельности отдела ВЭД, методы отдела маркетинга, методы финансовых служб.

Важно выделить следующие конкурентные преимущества предприятия во внешнеэкономической деятельности [16]:

a) анализ результатов, полученных методами, основанными на неэкономических факторах: общеэкономическое состояние рынка; масштабы производства; применение эффекта опыта; экономический потенциал организации; поиск и грамотное применение финансов; применение инновационных концепций продуктов; маркетинговые исследования; грамотное сегментирование рынка;

b) методология интеграции процессов производства и сбыта: контроль поставщиков; внедрение в цепочки распределения продуктов; взаимодействие с конкурентами по продуктам;

c) административные методы: лицензирование продуктов; использование служебных площадей;

d) аналитика развитости инфраструктурных характеристик рынка: организованность и открытость рынков труда, капиталов, продуктов и технологий; дистрибьюторская сеть; виды торговли, подразделений по консалтингу, информации, лизингу и другим услугам; межфирменные кооперации;

e) учет географических факторов, границ, расположения предприятий: логистика; транспортные возможности перевозки продуктов; потери качества продуктов при транспортировке;

f) методология маркетинга: исследование потенциального спроса, переговоры; определение каналов реализации продуктов, реклама, комплекс фосстис; формирование сбыта, выставки и аукционы.

Наиболее важными из вышеперечисленных методов представляются планирование ВЭД и маркетинг, как  система внутрифирменного управления, направленного на изучение спроса, налаживания работы предприятия по выпуску конкурентоспособных продуктов и получения прибыли.

Открытые и более развитые рынки обычно имеют ряд отличительных особенностей: они требовательнее к качеству продуктов из-за более развитой конкуренции, затруднено их исследование, не всегда легко выбрать правильные стратегии и посредников, в странах различны законодательство, валюта, политика, культура, традиции и обычаи. Также маркетинговая деятельность зависит от вида товара и других факторов [1].

Исследования рынков товаров необходимы для того, чтобы принимать эффективные управленческие решения.

Одной из функций управления является функция организации, которая представляет процесс управления и выбор организационной структуры. В управлении необходима специализация людей и оргструктур по выполнению определенной работы.

Этот процесс начался в XX в.: сформировались два типа управления: линейный и функциональный. Линейная структура – подчиненность нижнего уровня управления более высокому. В середине ХХ в. был осуществлен переход к дивизиональному управлению, при котором отделения имеют самостоятельность (здесь и далее см. подробнее: [4; 5; 6; 11]).

В практике управления организации ВЭД можно выделить следующие типы построения структур: по видам (функциям) внешнеэкономической деятельности (для небольших фирм, работающих с узким ассортиментом на малом числе зарубежных рынков); по товарно-отраслевому принципу (для фирм, работающих с широким ассортиментом инновационной продукции и разной технологией производства, непродолжительными жизненными циклами на малом числе развивающихся рынков); по географическому принципу (для большинства гибко работающих фирм, производящих большинство товаров); по группам потребителей / по рыночным сегментам (для фирм, рассчитанных на удовлетворение индивидуализированных требований узких групп потребителей с акцентом на качество обслуживания); матричная структура (для управления продуктовыми проектами и программами фирм).

В проектном подходе работа организации дробится по отдельным проектам, назначаются цели и временные отрезки, определяются руководители проектов и роли, описываются требования к их компетенциям, отбирается персонал во временные коллективы, работа каждой команды проходит с периодическими контрольными проверками, после завершения проекты закрываются. Так может строиться работа с персоналом в коллективах, где необходимы оригинальные результаты или инновационные продукты.

Управление проектами подразумевает разрушение существующих жестких иерархических организационных структур и адаптацию методик управления, которые заменяют старые традиционные связи на новые, корпоративные [15]. Можно перечислить особенности проектного управления: настрой на новое и оригинальность; преимущество цели перед процессом; поэтапный характер деятельности; работа вне узковедомственных рамок и в нескольких направлениях сразу; жесткие сроки инициации и завершения деятельности; точные финансовые ресурсы; значительно большая производительность работы [17].

Успех каждого предприятия во многом определяется уровнем развития технологий, а также персоналом, соответствующим уровню этих технологий. Создание инновационного продукта в большинстве случаев требует инновационных технологий, что связано с изменением требований к компетенциям их персонала.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления нововведениям. Инновация может не приниматься по причине потенциального влияния на существующие социальные связи в организации, так как угрожает иерархии власти и престижа, сложившимся на основе установленной технологии, точнее – предлагаемой ею системе контроля [20].

Персонал организаций обладает разным интеллектуальным капиталом, также имеет разные типы темпераментов и наклонности. Своевременная профориентация может включить самомотивацию будущего работника еще во время учебы. Этот подход может задействовать такие требования к должности, как квалификация, образование, знания, умения, навыки, мышление, способности, гибкость, мобильность, результаты конкурсных побед и т.д. После составления подобного перечня требований к должностям можно проводить переназначение персонала.

Все вышеназванное имеет важное значение в благоприятных условиях, когда развитие компании и продвижение на внешние рынки осуществляется в контексте традиционных рыночных отношений. Но в неблагоприятной ситуации, связанной с проявлениями кризисных и прочих потрясений в экономике и внешней (международной) торговле, включая введение и расширение санкционных мер (см.: [7; 8; 9; 10]), когда «правила игры» во внешней среде могут существенно модифицироваться, потребуется значительно больше ресурсов для достижения поставленных целей. Не случайно, как показывает мировой опыт, в такие периоды отмечается заметное снижение деловой активности.

 

 

Список литературы

1. Баш Ю. 2007. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России // Внешняя торговля. - № 1. - С. 28-34.

2. Борисова С.Н. 2006. Формирование механизма управления внешнеэкономической деятельностью предприятий Российской Федерации. - М.: Кнорус. - 306 с.

3. Воловик В.В. 2008. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: Эксмо. - 412 с.

4. Гладков И.С. 2016. Менеджмент: учебное пособие / 3-е изд. - М.: ИЕ РАН, Проспект. - 216 с. ISBN: 978-5-98163-054-5 ISBN: 978-5-392-19308-0

5. Гладков И.С. 2006. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / 2-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний. - 215 с. ISBN: 5-94774-429-5

6. Гладков И.С. 2003. Менеджмент. - М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко». - 312 с. ISBN: 5-94798-199-8

7. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. // Власть. - № 3. - С. 94-105.

8. Гладков И.С. 2016. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в. - Власть. - № 4. - С. 52-61.

9. Гладков И.С. 2013. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации. - Власть. - № 5. - С. 014-018.

10. Гладков И.С. 2011. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования) // Власть. - № 9. - С. 160-165.

11. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2016. История мировой экономики: Научное издание - Справочник / 2-е издание. - М.: ИЕ РАН, Проспект. - 383 с.

12. Горбунова М.Л., Морозова Т.С. 2013. Контрактное обеспечение внешнеторговой деятельности: направление совершенствования работы предприятий в условиях ВТО // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - № 3-3. - С. 47-51.

13. Горбунова М.Л., Приказчикова Ю.В. 2016. О стратегиях выхода российских инновационно активных несырьевых компаний на внешние рынки // Российский журнал менеджмента. Т. 14. - № 4. - С. 49-80.

14. Грачев Ю.Н., Ю.Н. Плотников. 2006. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: МФО. - 382 с.

15. Заренков В.А. Управление проектами / 2-е изд. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2010. - С. 9.

16. Кивикари У. 2007. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России // Вопросы экономики. - № 8. - с. 83-88.

17. Носаков И.В., Носаков В.Н. 2016. О человеческом капитале в инновационной деятельности организации // Научно-исслед. журнал Управление экономическими системами, Кисловодск [Электронный ресурс].

18. Синецкий В.И. 2009. Внешнеэкономические операции: организация и техника. - М.: Международные отношения. - 146 с.

19. Фолсом Р.Х. 2006. Международные сделки / Р.Х. Фолсом, Дж. Гордон, Дж. А. Спаногл. - М.: Логос. - 334 с.

20. Инновационное управление [Электронный ресурс] // http://center-yf.ru/data/Menedzheru/innovacionnoe-upravlenie.php

Войти или Создать
* Забыли пароль?