сотрудник
ФГБУН УдмФИЦ УрО РАН Физико- технический институт (ведущий научный сотрудник)
сотрудник
Ижевск, Россия
сотрудник
ФГБУН УдмФИЦ УрО РАН Физико- технический институт (ведущий научный сотрудник)
сотрудник
Ижевск, Россия
сотрудник
Ижевск, Россия
Описана методика оценки остаточных напряжений в ободьях цельнокатаных вагонных колес с использованием эффекта акустоупругости при электромагнитно-акустическом способе возбуждения-приёма сигналов. Даны краткие технические характеристики прибора. Описана методика определения коэффициента акустоупругости контролируемой стали. Представлены результаты определения остаточных напряжений в новых и бывших в эксплуатации вагонных колёсах. Описан способ контроля натяга бандажей локомотивных колес по измеренным значениям остаточных напряжений методом акустоупругости с использованием электромагнитно-акустического преобразования. Представлены результаты определения остаточных напряжений в бандажах до и после посадки на колёсные центры и результаты контроля натяга бандажей.
цельнокатаные вагонные колеса, бандажи локомотивные, остаточные напряжения, натяг, электромагнитно-акустический метод, акустоупругость
1. Серьезнов А. Н., Муравьев В. В., Степанова Л. Н. и др. Быстродействующая диагностическая акустико-эмиссионная система. - Дефектоскопия. 1998. № 7. С. 8-14.
2. Серьезнов А. Н., Муравьев В. В., Степанова Л. Н. и др. Локализация сигналов акустической эмиссии в металлических конструкциях. - Дефектоскопия. 1997. № 10. С. 79-84.
3. Камышев А.В., Никитина Н.Е., Смирнов В.А. Измерение остаточных напряжений в ободьях железнодорожных колес методом акустоупругости. - Дефектоскопия. 2010, №3. С. 50-54.
4. Дымкин Г.Я., Краснобрыжий С.А., Шевелев А.В. Ультразвуковой метод измерения остаточных механических напряжений в ободьях цельнокатаных колес с учетом собственной анизотропии материала. - Дефектоскопия. 2013, №1. С. 12-18.
5. РД 32.144-2000. Контроль неразрушающий. Колеса цельнокатаные, бандажи и оси колесных пар подвижного состава. Технические требования.
6. СТО РЖД 1.11.002-2008 Контроль неразрушающий. Элементы колесных пар вагонов. Технические требования к ультразвуковому контролю.
7. BS EN 13262:2004+A2:2011 Railway applications. Wheelsets and bogies. Wheels. Product requirements.
8. Муравьев В. В., Муравьева О. В., Стрижак В. А. и др. Оценка остаточных напряжений в ободьях вагонных колес электромагнитно-акустическим методом. - Дефектоскопия. 2011. № 8. С. 16-28.
9. Муравьев В.В., Волкова Л.В. Лапченко М.А. Ультразвуковой контроль остаточных напряжений в бандажах колес локомотивов при производстве. - Дефектоскопия. 2015. № 5. С. 3-16.
10. Муравьёва О. В., Стрижак В. А., Прякин А. В. и др. Электромагнитно-акустический преобразователь / Патент РФ на полезную модель №127931 от 23.11.2012. - 3с.
11. Муравьев В. В., Муравьева О. В., Стрижак В. А. и др. Электромагнитно-акустический преобразователь / Патент РФ на полезную модель №134658 от 31.05.2013. Опубл. 20.11.2013, Бюл. N 32. - 8 с.
12. Стрижак В. А., Пряхин А. В., Обухов С. А., Ефремов А. Б. Информационно-измерительная система возбуждения, приема, регистрации и обработки сигналов электромагнитно-акустических преобразователей. - Интеллектуальные системы в производстве. 2011. №1. С. 243-250.
13. ГОСТ Р 52731. Контроль неразрушающий. Акустический метод контроля механических напряжений