г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлена информация по особенностям архитектуры, дизайна и инженерного оборудования дома семьи Винчестер, расположенного в США. Проанализировано влияние архитектурных стилей Викторианской эпохи на здание. Рассмотрено различное инженерное оборудование, используемое в доме, на-пример, водоснабжение и вертикальный транспорт. Показаны многообразные дизайнерские решения комнат и санитарно-технических помещений. Было выяснено, что на архитектуру и строительство дома в то время очень оказал влияние спиритизм, которым увлекалась его хозяйка. Она не скупилась постоянно возводить и перестраивать дом, вводить в интерьер различные мистические и тайные знаки, известные только ей. Приводится информация о других особенностях дома, которые позволили ему стать известным и одновременно притягательным для туристов со всех уголков мира.
архитектура; дизайн; инженерное оборудование; здание; строительство; реконструкция; объемно-планировочные решения.
Каждый запроектированный дом, здание и сооружение несет в себе задумки его создателя – архитектора, который вкладывает в свое творение определенный смысл и старается выделяться из толпы специалистов своего времени [1].
Дом Винчестеров – жилой дом, расположенный в Соединенных Штатах Америки (г. Сан-Хосе, штат Калифорния). Он представляет собой особняк, который не хочет походить на другие такие здания, выделяясь своими исключительными особенностями. В этом есть заслуга его хозяйки – Сары Винчестер, которая на протяжении тридцати восьми лет своей жизни воплощала свои нестандартные, а порой и безумные идеи, которые позволили стать этому зданию знаменитым на весь мир [2].
В 1884 г. Сара Винчестер – наследница фамилии и богатств семьи Винчестер – покупает данный дом и начинает воплощать свои идеи в реальность. На тот момент она являлась вдовой сына создателя известной на весь мир винтовки – Оливера Фишера Винчестера. Огромное состояние империи создателя оружия позволило Саре не ограничивать себя в фантазиях, что отразилось на всей архитектуре и интерьере данного дома.
В те годы мощное влияние на сознание людей оказывал спиритуализм – общение с духами умерших людей. Сара Винчестер, ставшая рано вдовой, зацепилась за эту возможность и по преданию после спиритического сеанса с помощью медиума вышла на контакт со своим умершим мужем, который заявил о том, что на роду лежит проклятье от убитых из винтовки людей. Чтобы избежать проблем, дух якобы рекомендовал ей купить новый дом и переехать на Запад США, где духи не смогут ей навредить.
В том же году Сара Винчестер наняла бригаду рабочих и, отказавшись от помощи профессиональных архитекторов, взяла на себя все дела по строительству и дальнейшей реконструкции своего творения.
Объемно-планировочные решения дома Винчестеров разрабатывались исключительно в голове хозяйки и без каких-либо чертежей доносились до рабочих, которые охотно выполняли все поручения Сары. Иногда некоторые планы помещений она чертила на салфетках. Рабочие охотно выполняли указания хозяйки, т.к. она платила им хорошие деньги (в 3 раза выше по сравнению со стандартными расценками). Таким образом, по историческим фактам установлено, что строительство данного дома никогда не прекращалось.
Так как полностью отсутствовали поэтажные планы, то говорить о точном количестве комнат не представляется возможным. Более того, Сара очень любила делать необдуманные перепланировки, менять цвет комнат буквально через несколько недель после их покраски, а также возводить в помещениях дополнительные стены. На сегодняшний день в доме находится порядка 160 комнат, но по слухам количество их было намного больше.
Дом строился как огромный лабиринт со своими загадками и секретами, которые были известны только ее хозяйке – госпоже Саре Винчестер. Многие люди того времени обвиняли ее в безумстве.
Основную идею, которую преследовала Сара Винчестер, при проектировании внутренних помещений – запутать духов, чтобы они не смогли до нее добраться и нанести ей вред. В комнатах делалось много нестандартных решений, например, устанавливалось несколько дверей, причем некоторые открывались непосредственно в глухую стенку или напрямую вели на улицу (комнаты на втором этаже здания). Кроме того, в некоторых комнатах окна делались в полу.
В доме насчитывается около 40 лестниц. Некоторые из них очень крутые и узкие, по ним сложно подняться. Кроме того, существуют лестницы, ведущие в потолок, т.е. в никуда. Площади комнат очень сильно разнятся, причем имеются совсем крошечные и с низкими потолками, по которым можно передвигаться взрослому человеку только согнувшись.
Стоит также отметить тесные коридоры в некоторых частях дома, а также большое количество потайных ходов в стенках, через которые и любила передвигаться хозяйка дома.
Интересны некоторые дизайнерские решения санитарно-технических помещений (туалетов), в которых установлены почему-то стеклянные двери. Кроме того, на улице около дома было возведено несколько фонтанов, запроектирована прачечная, была построена водонапорная башня, часто давления в водопроводе не всегда хватало для подачи воды на верхние этажи [3-4]. До землетрясения этажность дома доходила до 6 этажей, а сейчас осталось только 3 этажа.
Для обогрева дома использовалось 47 каминов. Сара Винчестер для того, чтобы запутать духов, проектировала фальшивые инженерные коммуникации – некоторые трубопроводы идут в никуда и не подключаются непосредственно к инженерным системам здания. В доме было проведено электричество, также имелся свой электрогенератор. В некоторых комнатах были установлены электрозвонки для вызова слуг. Позднее был установлен гидравлический лифт. Кроме того, была построена сушильная камера для сухофруктов.
Отдельно стоит сказать об окнах. Они не похожи друг на друга. Индивидуальный дизайн был создан по желанию Сары. Сегодня количество окон составляет около 10 тыс.
В доме находится большое количество витражей. Рисунки необычны и никто не знает, что за смысл скрывается в них. Каждый витраж создает мистическую загадку и завораживает. Все они изготавливались под заказ и доставлялись из Европы.
Сара Винчестер была одержима числом 13. Очень часто в некоторых комнатах можно увидеть 13 окон или лестницу с 13 ступеньками. В гардеробной имелось 13 крючков для одежды.
Специально по желанию хозяйки была запроектирована комната без окон для проведения спиритических сеансов. Кроме того, имелась голубая комната, где Сара накрывала столы для обеда со своими призрачными гостями. Количество персон было 13.
Рядом с домом был разбит парк, в котором работало 10 садовников. Там имелось много растений со всех уголков света. Парк не отгораживался забором. Имелись цветники и фруктовые деревья.
Для интерьера хозяйка закупала дорогие обойные ткани из Индии. Они до сих пор хранятся в кладовых дома. Вся мебель изготавливалась под заказ лучшими мастерами. Хозяйка не скупилась на роскошь.
Дом был построен в стиле архитектуры Викторианской эпохи [5], хотя прослеживаются и восточные влияния, особенно Индии. Архитектура дома – соединение элементов разных исторических эпох. Части дома строились с использованием большого количества деталей, имелась резьба по фасаду. В доме имелись башни и балконы, а также островерхие крыши.
После смерти хозяйки в 1922 г. строительство дома прекратилось. Последние мысли хозяйки так и не были воплощены в жизнь. Через несколько лет попытались составить поэтажные планы дома Винчестеров, но некоторые архитекторы отказывались работать, заявляя, что дом производит на них очень плохое влияние. Многие говорили, что дом внутри выглядит мрачно и страшно, как бы давит, заставляя скорее выходить из него.
Сегодня дом используется как экзотический аттракцион, по которому водят экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об инженерных системах дома, архитектуре, истории возведения и о жизни хозяйки. Большое количество комнат закрыто. Экскурсии водят по определенному маршруту. Многие впечатлительные посетители заявляют, что слышат странные звуки, шорохи и чьи-то шаги…
Дом Винчестеров оставляет о себе двоякое впечатление. С одной стороны – красота интерьера, дорогое мебелирование, нестандартный подход к дизайну и интересные архитектурные приемы. С другой стороны – мрачность места, подкрепленная большим количеством легенд, относит этот дом к нехорошим постройкам, внутри которых чувствуешь себя неуютно, скованно, а также в некоторой степени тревожно. Нестандартное мышление и неограниченная фантазия хозяйки всегда будет одновременно и манить к дому, и отторгать от него. Однако, приносить дополнительный доход в казну штата, наделяя туристов многочисленными эмоциями, этот дом, без сомнения, умеет очень хорошо.
1. Бирюкова Н.В. История архитектуры [Текст]. Н.В. Бирюкова. - М. Ин-фра-М. 2007. - 367 с.
2. Гуили Р.Э. Энциклопедия привидений и духов [Текст]. - М.: Вече, А. Корженевский, 1997. - 656 с.
3. Орлов Е.В. Инженерные системы зданий и сооружений: Водоснабжение и водоотведение [Текст]. Е.В. Орлов. - М. Издательство Ассоциации строитель-ных вузов. 2017. - 218 с.
4. Николадзе Г.И., Сомов М.А. Водоснабжение [Текст]. Г.И. Николадзе, М.А. Сомов. - М.: Стройиздат, 1995. - 688 с.
5. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры [Текст]. Н.Ф. Гуляницкий. - М. Стройиздат. 1984. - 334 с.