ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРОПЕДЕВТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предложено описание опыта организации групповых проектов в средней школе, а также деятельностные формы обучения – развитие читательской грамотности и обучение средствами музейной педагогики.

Ключевые слова:
проектирование в образовании, метапредметные способности, деятельностное содержание образования, деятельностные формы обучения на уроке, музейная педагогика, проектный семинар, школа майевтики.
Текст

Проектированием как средством познания мира, как способом получения образования я заболела давно.  И каждый   класс, который я получаю как классный руководитель, стараюсь заразить этой идеей: и детей, и их родителей. Взрослым читаю лекции о том, что собственные проекты их детей развивают познавательные,  творческие,  умственные  способности; расширяют  кругозор  и  формируют  взгляды ребёнка;  способствуют  самоутверждению и пр. Главное, что эта работа позволяет выращивать в ребенке субъекта своего собственного образования. Детей учу, как сделать проект быстро, интересно, познавательно и  хорошо  его представить. Конечно, проекты не родились на пустом месте: я познакомилась с  разными методиками и  множеством  педагогических  теорий таких выдающихся педагогов, как Н.П. Капустин,  Ю.С. Виноградов,  Н.К. Винокурова, Н.Е. Щуркова, Е.Н. Саплина; поработала  в  тесной  взаимосвязи  с психологами и, наконец,  встретила  на  своём  пути  «Школу  майевтики» С.И. Краснова. В результате осознания теории и апробации ее на опыте, получилось несколько деятельностных форм, применяемых мною  как в рамках преподавания моего предмета, так и во внеурочной деятельности. 

 

1. Деятельностные формы обучения на уроке. 

Итак, с  чего  начать проектирование? В  любом  классе  проектная работа  начиналась  у  меня  с  того,  что  я  на  протяжении  месяца задавала ребятам  один и тот же вопрос: что  тебе  интересно? 

– Моя  семья, – говорил  ребёнок, и  мы начинали  думать,  что написать о семье.   

О выдающихся способностях?  Увы, их нет. О системе  воспитания? Нет, не  то...  

– А вот  в  семье  10  человек  детей,  и  я  люблю,  когда  мы  собираемся  на  праздники! 

 Во  время  таких  бесед «по делу» мы выходим  на  идею  «Традиции  русской  семьи». Это самый  лёгкий  путь. 

– Что  ты  любишь? 

– Я  шоколад  люблю… О,  точно,    изучу  его  историю,  производство  и  пользу  как  продукта  для  человека!    

Варианты: 

– Не,  я  футбол  люблю… 

– Я занимаюсь тхэквондо! 

Таким образом, вовлекая ребёнка  в  работу, мы  приучаем  его к  самостоятельной  «добыче»  знаний, их  анализу,  выводам. Но! 

В 2011 г. я взяла  класс  детей, которые  «не  клюнули»  на   мою  наживку…Сделано  было  всё: выбраны  темы,  проведены  беседы  с детьми  и   родителями.  Но работа не  пошла: из  24-х  детей  проектов было всего лишь 2: один  про  кошек, второй про художников-пейзажистов. Я проанализировала ситуацию  и  решила изменить методику работы с этими детьми. 

Проекты можно создавать и  в  рамках  учебного  материала. Будучи историком  по  образованию,  я  разработала деятельностную форму обучения на  своем предмете. И в конце  учебного года, выбрав  темы  из  учебников  6 класса, мы начали  готовить  каждый  свой  учебный проект. Делали всё  вместе  и  поэтапно (один  раз  в две  недели  я  объявляла,  над  чем работаем на данном этапе). 

  • читаем  свою  тему  в  учебнике; 
  • составляем  план изучения; 
  • подбираем  список  Интернет-ресурсов; 
  • собираем  материалы  по  своей теме  в Word-файл; 
  • пишем  введение: почему  взял  эту  тему, что  хочу  узнать, что  рассказать  товарищам; 
  • делаем вывод: что  узнал  нового, что  удивило, что  может пригодиться в современной  жизни; 
  • подбираем  иллюстративный материал для оформления; 
  • составляем  план  для  презентации; 
  • формулируем гипотезу. 

Самое главное – дети вынуждены прочитывать тот материал, который идёт в работу. Даже если они просто  скопировали и отправили мне текст, я его обработала,  выбросила лишнее, одно из заданий: прочти и подчеркни, что на твой взгляд самое важное. 

Всё очень  простенько. Но, извините, не  дала  характеристику  учащихся. В конце  5-го  класса  у  меня  было  два  «хорошиста» из  24-х, остальные – не тихие «троечники»,  человек  7 заикаются, а  ещё треть  класса  имеют «3»  только  в  дневнике,   по-честному  – это  «2». Этапы  работы  контролировала  лично, то есть файл  собрали,  прислали, я  прочитала, что-то  добавила  или  убрала. И так  4  месяца! Да, я  видела, где  приложили  руку  родители,  но  главным всё же  было  дойти  до  цели: сдать пробный экзамен  по  истории.  Во время  экзамена  надо  было  показать  презентацию  и  рассказать  о  своей  работе. Это были  публичные  выступления  перед  детьми и  учителями. Работой я  осталась  довольна,  хотя те,  кто  на  уроке  имел  «5»,  вдруг  получал  «3»,  и  наоборот. 

Осенний семинар учителей  «Школы  майевтики», на котором происходил обмен   опытом  с  учителями, работающими в проектной парадигме, подтолкнул   на  дальнейшие  размышления. 

Курс  был  взят  на музейный  комплекс «Царицыно». Понятие «разрозненный  проект»  и  способы его осуществления  осознавала  впервые. Решила идти    уже  проторенной  дорожкой:  тема «Эпоха  Просвещения»  для  32-х  чел.  в  классе. Составила  списки выдающихся  людей эпохи Просвещения Европы  и  России и  предложила  ребятам  на  выбор для подготовки рефератов. 

Работать начали в  сентябре, к декабрю  провели  открытый  урок  «Как  из  доклада  сделать  проект?» на  основе  проделанной  ребятами  работы. Самый  главный результат – готовность   к  выступлению  всех. Ответственность  и  горящие  глаза детей были  лучшей  наградой за  удержание  этой  высоты. Но  это  было  не  окончание,  а  начало  второго  этапа  работы. В  апреле  нас  ждала  музейная  конференция в  «Царицыно»,  добровольцев   на  участие   было  семеро. Собравшись,  стали  решать,  какую  тему  взять,  какая  ближе,  доступнее? 

Другую работу  вели  работники  музеев, где  мы  успели  побывать  за  этот  год. Своим примером  они  приобщали  нас   к  знаниям, поощряя  порой  неловкие   шаги. 

 Итак, темы  выбраны: «Образование и  воспитание». Разобраны все темы, начинается  систематизация материала. Мы  собираемся, задаём  вопросы,  сравниваем  систему  образования эпохи Просвещения  и   нашу современную школу: что  изменилось, что  осталось  нерушимым. Выступления  проходят  очень  живо  и  интересно.  Старшеклассники  обсудили  с  нами  на  конференции  спорные  вопросы.  Некоторые выводы, к которым пришли в ходе жарких дискуссий, удивили даже взрослых.  

Работа  года  выполнена.  К концу учебного года  у  меня  6  «хорошистов»  и  8  чел. с 1 «тройкой» – мой  резерв. Через год в Царицыно мы защитили уже не два проекта с семью мальчишками, а два проекта по орденской системе и три проекта по цветам, а всего участвовало 18 чел. Ребята расширили свой словарный запас, кругозор, научились работать с научными статьями, прислушиваться друг к другу, помогать. 

 

2. Культура чтения (литературное развитие читателя-школьника)  

Тридцать лет работаю учителем  не в гимназиях и лицеях, не с одарёнными детьми, а с самыми обычными, из районов Чертаново, Аннино, Ясенево и Бутово. И всё это время слова моего педагога по практике Невской Нины Константиновны у меня как флаг впереди отряда бойцов: цель у тебя должна постоянно быть в голове. Главная моя цель – научить детей любить и ценить книгу. Ещё в детстве я поражалась, как можно хорошо учиться и не знать или не понимать элементарных вещей, сама я очень много читала. 

Первые 6 лет проработала в начальной школе, и я знаю, чему и как можно научить детей, и чётко вижу недостатки нашей сегодняшней школы и пытаюсь их исправить по мере сил. Главная проблема сегодня: нежелание читать, неумение читать, а самое главное – человек должен сам ощутить необходимость в чтении – значит, одна из задач – поставить ребёнка в такие условия, чтобы он начал читать книги. 

С пятого класса я начала проводить такую  форму  работы, направленную на развитие интереса к  чтению, – библиотечные уроки при поддержке школьного библиотекаря (в школе № 2009 – Змеевой Валентины Николаевны). Занятия небольшие, порой меньше урока – минут тридцать, – посвящённые разным писателям и поэтам. Как в картинах художников есть своя неповторимость, уникальность,  так и в произведениях писателей мы искали особенности их языка, построения предложений, особенности изложения. Я не учитель литературы, мне не знаком этот материал и как с ним работать, но  мы читали рассказы и повести, сказки и поэмы, знакомились с биографиями авторов, и мои дети начали читать, пока не Толстого и Тургенева, мы до них не доросли, а Носова, Барто, Маршака, Пермяка, Драгунского, Житкова. С большим интересом ходили к малышам на переменах, читали им вслух, проводили конкурсы и викторины. Я начала искать современных авторов, которые будут доступны нашим детям, понятны и просты. И каждую книгу, прочитанную мной, я приносила в класс и показывала и восхищалась каким-нибудь интересным моментом, и книга находила своего читателя. 

Литературные выезды «Школы Майевтики» очень помогают в моей цели: мы читаем книгу, которую потом со всеми анализируем и пишем свои рассказы. Но туда едут только те, кто может оплатить проживание, так  как мы живём в лагере 3–4 дня, значит, не весь класс. Есть, конечно, у меня друзья по боевому оружию, которые привлекают к чтению весь класс, и даже, если дети не едут с нами на выезд, они знают произведение,  но таких маловато. Поэтому придумали фестиваль «Перо Жар-птицы», где ребята могут прочитать и проанализировать произведение нешкольной программы. 

Фестиваль «Перо Жар-птицы» проводится третий год. С какой целью? Самое главное – привлечь детей к чтению и научить думать.  Но  все понимают, что за один раз, за одну встречу это не удастся. Нужен целый комплекс мер... 

Фестиваль наш молодой, каждый год мы пытаемся найти какое-то оптимальное решение для достижения нашей глобальной цели, мы в поиске. Каждый год придумываем что-то новое или отказываемся от каких-то идей. Первый год анализировали русские сказки: «Гуси - лебеди» и «Колобок», на второй год взяли сказки разных народов России. 

В этом году домашним заданием стало представление музеев после выступлений ребят и мы с волонтёрами решили, что это должен быть отдельный конкурс, отдельное мероприятие. Музеев в комплексе много, нужно продумать программу музейного дня в году и провести его. А вот что о нашем фестивале: в этом году хорошо прошла работа по группам, волонтёров правда пришлось готовить несколько дней, но им понравилось. Не знаю пока, как участникам работа в группах, но одна из задач – убедить и научить ребят разных школ нашего комплекса общаться между собой, прислушиваться друг к другу, –  по-моему, удалась. Да и цель достигнута: мы читали произведения, и всем было интересно. 

Наш фестиваль украшают выступления кружка вокала: ребята не только поют, но и ставят спектакли по мотивам разных литературных произведений. Многие спрашивают, какого автора показывают, и берутся за книгу. Очень приятно, когда рядом работают единомышленники, которые каждый по-своему вносят вклад в наше общее дело. 

Мой класс 9 «Ж» выпустился, нет тех, кто остался с несданными экзаменами: кто-то пошёл в десятый, кто-то ушёл в колледж, я опять с пятиклассниками, но беда та же: не читают, техника чтения уровня второго класса, раскачиваться некогда, надо спешить. Использую уже накопленный опыт с детской литературой. 

13 января – «старый» Новый год. В СП – 3 школы № 2009 прошёл фестиваль «Новогодних историй», в котором приняли участие 5-7 классы. Попробую высказаться с позиции педагога, готовившего детей к фестивалю и выступающего организатором мероприятия. Главная цель, которую мы перед собой ставили, – показать, как много произведений, которые можно было бы прочитать, написано про Новый год. С этой точки зрения из пяти классов-участников – четыре класса представили не популярные, а даже незнаковые истории. То есть можно сказать, что опыт удался. 

 Теперь с позиций подготовки. Дети не только играли, но и подбирали костюмы, рисовали декорации, освещали и озвучивали выступление, и это не одни и те же – вовлечены были почти все дети класса. Даже когда они спорили и обижались друг на друга, они учились общаться и идти на компромиссы – в этом и есть воспитание. 

31марта Корнею Ивановичу Чуковскому исполнится 135 лет. 5"З" перечитал знакомые с детства сказки (кто-то, конечно, знал их наизусть, а кому-то пришлось свои сказки прочитать впервые) и приготовил для малышей 2-3 классов занимательные вопросы и задания. Марафон прошёл удачно и для одних, и для других. Спасибо десятиклассникам: не бросили пятиклассников в игре, где-то помогали, где-то просто были рядом, а где-то удивлялись деловитости молодёжи... Главное – пятиклассники читали сами, всё делали сами… 

Ещё одна форма работы в 5-6 классах: по темам параграфа подбираю художественную литературу, порой читаем на уроке, задаю на каникулы читать книгу, устраиваю марафоны между двумя классами в параллели. И первые авторы, которых мы читаем – Киплинг Р. и Емец Д.  

Мечта встретиться с живым автором была всегда,  и вот в этом году она осуществилась. Готовимся к встрече с писателем Д.А. Емцем. Делимся тем, что прочитали и обмениваемся книгами. 

Какие книги мы читаем? Или хотим прочитать? Как мы о них узнаём? В нашей школе начался необыкновенный марафон, классы соревнуются: кто больше прочитает книг Дмитрия Емца. Почему Дмитрия Александровича Емца? Во всём виновата я: всех пятиклассников и их родителей уговорила прочитать книгу «Звездолёт из каменного века» Д.А.Емца. Для некоторых это первая книга этого автора, для других он уже их хороший друг по серии книг «Таня Гроттер». Но так или иначе марафон стартовал. 31 января собрались те, кто читал и готов рассказать о своих любимых произведениях, или те, кто не читал, но услышав впечатления ребят, решил попробовать, а вдруг понравится. И у этого марафона есть финишная черта – встреча с автором Дмитрием Александровичем, на которой мы подведём итоги этого марафона. А пока все книги из библиотеки разобраны – на полках школьного буккроссинга они не залёживаются, а ещё ребята начали обмениваться книгами, которые были у них дома.  

Когда ты читаешь книгу, возникает множество вопросов, и тебе хочется задать их самому автору, но, как правило, это невозможно. Сегодня у читателей книг Дмитрия Емеца была такая возможность. Ребята рассказали о понравившихся книгах, о едких высказываниях, которые они запомнили, и, конечно, они задавали и задавали вопросы. Рассказал Дмитрий Александрович и о своей большой семье, и о том, как работает по утрам, о том, как получал образование и когда написал первую сказку. Успели мы и похвастаться Дмитрию Александровичу нашим музеем, почитали рассказы, написанные на последних сессиях «Школы Майевтики», а Алёна Иванюшина показала свой мультфильм «Радуга». В заключение встречи самые ярые поклонники получили книги с автографом автора и, сфотографировавшись с писателем-фантастом, отправились читать новые книги. Успех налицо. За время подготовки образовалась группа детей читающих и даже соревнующихся, кто прочтёт больше книг Дмитрия Александровича. Мою эстафету подхватили библиотекари, да и кому же ещё, придумали квест к году российского кино: «Кино и книга». 

1 декабря прошёл первый квест. Задуманное библиотекарями нашего комплекса мероприятие для привлечения детей к чтению было очень объёмно. Казалось, наши дети столько не знают и не читают. Когда классному руководителю 6 класса принесли направления подготовки, первое, что она сказала: «Нет! Мы не осилим!» Затем началась подготовка. Дети смотрели фильмы, читали или вспоминали книги, обсуждали их на классном часу. Ходили в библиотеку за недостающей литературой, спорили с библиотекарем Валентиной Николаевной о книгах. И вот результат! У нас первое место! ОЙ! ОЙ! ОЙ! Как мы недооцениваем наших ребят…Они молодцы! Просто надо в них поверить! 

А теперь о квесте. Я думаю, что получилось здорово! Ребятам на станциях было интересно и не только участникам игры, но и тем, кто по другую сторону баррикад задавал вопросы и ставил оценки. 10 «З» наконец-то испытал себя в соуправлении школой, ощутил свою значимость, а не потребительское отношение к школе. Нашлось место и для 8 «З», который все организовывал,  сопровождал ребят по станциям. 
А неполадки?! Так первый блин всегда комом! И не могло, да и не должно было быть всё хорошо! Техника отказала! Ничего! Все песни, клипы и мультфильмы библиотекари могут разослать классным руководителям, а те с большим удовольствием проведут уроки, беседы, диспуты о книгах! Взрослым тоже понравилось. Они вдохновились: увидели, что в результате подготовки формируется активно читающая группа ребят. И новый «Экологический» квест не заставил долго ждать. В апреле мы провели квест для пятых классов. Шестые не захотели полностью отдать пальму первенства пятым, поэтому готовились и те, и другие. Читали, искали, подбирали, составляли и второе место забрали. 

Библиотекарь-единомышленник – это очень хорошо, особенно, если он привлекает ребят к активному чтению. 6 класс «З» из кружка «Мудрая сова» сам готовит вахту памяти по блокадному Ленинграду.  

Не верьте тем классным руководителям, которые рассказывают, что дети ничего не хотят делать. Ученики 6 класса «З» в прошлом году выступали с Днем памяти о блокаде Ленинграда перед 5–8 классами, в этом году на кружке «Мудрая сова» они нашли сценарий под руководством библиотекаря Змеевой Валентины Николаевны, добавили в него нужный, на их взгляд, материал и провели вахту памяти в 5–7 классах. В прошлом году их выступление было более подготовлено, организовано, но в этом важен их собственный опыт подготовки, их понимание всех успехов и промахов. Ребята рассказывали о «дороге жизни», о ста двадцати пяти блокадных граммах хлеба, о девочке Тане Савичевой и её дневнике, о девятой симфонии, звучащей над окружённым городом. 

Огромный неиспользуемый ресурс – районные библиотеки и книжные магазины. С районными библиотеками общалась от случая к случаю: встреча с писателем фронтовиком или  выход книги по краеведению. В летнем городском лагере познакомилась с районными библиотеками и их работой подробней: квесты, лектории, викторины – кладезь для работы классного руководителя. Они не только зовут к себе, но и сами приезжают с мероприятиями. И книжные магазины начали проводить ряд мероприятий для привлечения детей и родителей к чтению и печатной продукции, их интересы конечно коварны – доход. Но для нас это ещё один интересный и необычный вид работы, например, первоклашки с удовольствием ходили на мастер-класс «Книжкин Айболит» – ремонтировали книги с печатным браком и получили призы и подарки. Готовимся к квесту по книге Стивенсона «Остров сокровищ». 

Теперь подведём итог. Все читают? Нет. В результате опроса детей выясняем, что читают только тогда, когда перед ребятами есть какая-то конкретная цель. Усовершенствуем цель: сделать чтение средством существования, развить познавательный интерес детей. И тут мы работаем с музеями и экскурсиями. 

 

 3. Ресурсы музейной педагогики 

Музей в жизни школьника, чаще всего, развлечение. С какой целью мы организуем экскурсии для профильных классов по темам, дублирующим учебник? Я, как учитель, работающий в этих классах, знаю, зачем это делаю я. Первое – материал опережающего обучения даёт глубже усвоить изучаемое, второе – если это сложно для понимания, то повторение и возвращение с новыми и новыми фактами расширяет наши знания. И, пожалуй, самое главное – я пытаюсь сделать из них активных слушателей и заинтересованных учеников, своих соратников по изучению предмета. 

6–7 октября «Московский центр музейного развития» проводил конференцию «Неформальный подход к "формальному" образованию: Урок в музее». Её цель: подвести итоги двухлетней работы музеев и школ в создании нового продукта «Урок в музее». 

Наша школа стоит у истоков этого движения: мы активно сотрудничаем с музеем «Царицыно», участвуем в разработке уроков в музейном пространстве… 

Школа… Уроки... Ученики…  

Когда и зачем школьному учителю вести детей в музей? «Все развлечения после уроков!», – так говорят учителя и директора школ, не понимающие всей значимости музейного образования. Мне 48 лет – из них 41 год я в школе, мне 48 лет – из них 44 года я в музеях. Наверное, надо отдать должное моим родителям, которые ещё до школы привели меня в московские музеи, открыли для меня волшебную сказку знаний. Я не представляю школы без музеев, музеев без детей. Самой высокой похвалой для меня являются слова выпускников: «Мы очень скучаем по музеям и театрам» или «Я с дочкой обошла столько музеев…». Очень длинная педагогическая жизнь, очень разные дети и родители, но я чётко знаю, что экскурсии, музеи, театры являются более серьезным образовательным ресурсом, чем школьный урок. 

Сегодня музеями создано огромное количество программ, в которых дети через игру познают мир, изучают науки, знакомятся с экспонатами. А ведь было время, когда, приводя детей на экскурсию в московский Кремль, мне приходилось уходить с чувством вины перед детьми и обидой на экскурсовода, который не зажёг, не заинтересовал ребят уникальными памятниками культуры. Мной была составлена карта музеев и экскурсий Москвы, где отмечено, в каком музее, к какому уроку можно найти дополнение, углубление, закрепление материала школьного учебника. И когда мне говорят: «Ты снова ведёшь их развлекаться?!». Я воспринимаю это почти как оскорбление. 

Второй год методисты, педагоги, профессора создают потрясающий проект: «Урок в Музее». Перерабатывая огромное количество методической литературы, знакомясь с различными школьными учебниками, выслушивая замечания участников проекта: детей и учителей. В конце концов, Закон об образовании и школьные стандарты по предмету они изучили досконально. Результаты их работы очень интересны. Приведу пример: Музей космонавтики, урок физики: «Давление газов». Я – учитель истории, со школьной скамьи у меня не сложились отношения с физикой не потому, что было не интересно, а потому, что я была молодая и амбициозная, педагог по физике была молодая и поставила цель самоутвердиться в классе – короче, нашла коса на камень… Итак, мой второй подход к физике в музее. Начну с того, что урок шёл 50 минут, а мне показалось, что он слишком рано закончился. Было интересно! Живая жизнь переходила в физику, а физика в жизнь. Давление газов я усвоила теперь точно на всю жизнь! Три года назад мой класс был в 7-м, и я присутствовала на уроке физики у молодого учителя. Урок был построен методически грамотно, был использован весь материал, но чего-то не хватало… В музее этого ощущения не было, дети готовы были работать и дальше. Но самое главное то, что этот предмет для ребят стал живым, жизненно интересным, а не умер, как для меня в детстве… 

В итоге хочется сказать: обратите внимание на музейных сайтах на такую программу, как «Урок в музее»! 

Что я жду от Исторического музея для детей? Мне надо, чтобы они поняли: исторические находки разнообразны и дают возможность рассматривать не одну теорию происхождения человечества, а разные, чтобы, выйдя к страницам учебника, они помнили и могли оспорить написанные «истины». Чтобы думали, мыслили, рассуждали и пусть высказывают каждый своё мнение, но не стоят на месте, постоянно двигаются вперёд. 

История – это не просто интересно, это ещё очень увлекательно... История человеческой мысли, история человеческих поступков, история человеческого героизма и глупости – это хорошая школа жизни, постигая которую, мы познаём мир. К 6-му классу  дети, читая учебник, должны его дополнять, комментировать, спорить – тогда они будут гимназическим классом, знать столько фактов, что бы легко могли справиться с материалом олимпиад. 

Одним из направлений нашего школьного соуправления всегда был школьный музей. Ребята туда приходят по-разному: кто-то вместе с классным руководителем сначала готовит какие-либо мероприятия: вахты памяти, масленицы, святки, а потом ребята начинают работать сами, потому что интересно, потому, что хотят показать себя или поделиться знаниями, а кто-то приходит через руководителей музея, откликаясь на создание проектных работ или экскурсий для одноклассников или малышей.  

На моем мастер-классе  «Письмо с фронта»  ребят познакомили с настоящими письмами фронтовиков, которые солдаты писали во время войны. Заинтересовавшись, пятиклассники задавали вопросы, обсуждали, а самое главное – попробовали сложить собственные письма, написав их таким образом, чтобы они смогли пройти «цензуру». Когда учеников спросили, с каким событием связан этот урок, то они единодушно ответили: «С 75-й годовщиной Победы в битве под Москвой» 

Ряд интереснейших экскурсий посетили мы с ребятами в Этномире. 

Всё началось с экскурсии в музей Сибири «Сибирь далёкая и близкая». Идём в Сибирь, на улице снежком припорошило тающий снег, под ногами ледяная корка. Ребята не идут, бегут, перепрыгивая сугробы. Дошли. Андрей, коренной житель Камчатки, рассказывал о традициях, обычаях, нравах. Потом на мастер-класс по изготовлению сибирского оберега! Тренируем руки и учимся слушать. Прогулка по Улице Мира. Обед. И бегом в «Сибирь»... Знакомимся с играми народов севера, тренируемся в ловкости и смекалке. И снова Андрей учит нас танцам народов Камчатки, играет на зубанке и, настроив бубен, поёт о далёкой сибирской природе, о матери, которая ждёт сына из-за моря. Возвращаемся на Улицу Мира и мечтаем вернуться в другое время года и познакомиться с другим народом и его культурой. 

  Сегодня музей – это и развитая система разнообразных выставочных проектов – художественных и тематических, стационарных и передвижных, внутрироссийских и зарубежных. Также на территории музея расположена выставка вооружения, военной техники и инженерных сооружений (оружие победы, трофейная техника, железнодорожные войска, военно-автомобильная дорога, артиллерия, бронетехника, военно-воздушные силы, военно-морской флот). Вы видели, как загораются глаза у десятиклассников, которые увидели в музее Великой Отечественной войны разрушенный рейхстаг?! А сколько у них было вопросов по тому, что они услышали и узнали! Я иду, рассказываю, но обязательно что-нибудь не договариваю, оставляю вопрос, на который они должны ответить сами. Материал, который они найдут сами, прошу потом мне рассказать. И они приходят, делятся. 

А у нас снова урок в музее! 10 декабря героические пятиклассники вместо ленивых восьмиклассников оказались в музее Царицыно. Им предстояло быть экспертами рождающегося урока в музее для 10-х классов. На подготовку у нас был один день. Мы выучили все ордена XVIII в. и приехали в музей. Наш руководитель Крючкова Елена Николаевна была в шоке: «не восьмой, а пятый?». Но мы её поразили сначала своими знаниями, а затем энергией и работоспособностью. 

В итоге решено было сделать урок для 4-х классов по окружающему миру. Так как нашим экспертам всё очень понравилось и с заданиями они справились, хоть и приходилось их немного подталкивать, не давать расслабляться, невозможно было не использовать этот потенциал. 

…Театр «Ромен» стал новатором в этот день. Ребята узнали, как делается парик, сколько это занимает времени у гримёра, как завить волосы и примерили макияж на себе. Познакомились с художником-оформителем реквизита и подержали в руках и череп, и рапиру, и ружьё, которое никогда не выстрелит. Увидели и как долог путь костюма от эскиза до выполненного платья. Ну и, конечно, как в цыганском театре обойтись без танца под гитару?! Успели мы заглянуть и в театральный музей, где посмотрели фотографии старых спектаклей и известных актёров. В конце нас ждал спектакль с задушевными цыганскими песнями и интригующим сюжетом сказки «Принцесса Кристана». 

Музеи – это не развлечение, это часть образовательного ресурса, причём активного. Именно знания, полученные на экскурсиях, мастер- классах и квестах, ребята могут использовать в урочное время. Это ещё и развитие интеллекта, толерантности, воспитанности. Пример: после экскурсии в Этномир «Сибирь далёкая и близкая» едем с ребятами на выездную сессию «Школы майевтики», смотрим фильм о традициях башкирского народа. В нём жители деревни играют на зубанке. Мы знакомы с этим инструментом, воспринимаем спокойно, а вот те, кто видит  первый раз – хихикают, показывая свою некомпетентность. Мои дети удивляются их поведению. 

В конце года пятым классам хочу провести  экскурсию, чтобы остались положительные впечатления на всё лето, спрашиваю «куда?»  Выбирают квест по Кремлю и экскурсию за кулисы Никулинского цирка. Предлагаю на выбор, кто куда хочет? Получилось интересно и познавательно. Даже восторженно. Во время квеста всю дорогу с учителем обсуждаем, чем их можно было бы активизировать – карта, название памятников, ребусы. Говорим об этом экскурсоводу. А в конце об этом же говорят наши пятиклассники – значит, работает деятельностный подход и наши современные дети в нём нуждаются. 

Каждый раз, когда я встречаю что-то новое и интересное, у меня захватывает дух и сердце переполняется радостью за людей, которые это придумали и осуществили, и хочется тоже творить и удивлять человечество, хотя бы в лице моих учеников. 

 

Список литературы

1. Краснов С.И., Малышева Н.В. Понятие гуманитарного проектирования в образовании// Педагогика. - 2015. - № 5. - С. 28-34.

2. Краснов С.И., Малышева Н.В. Модель инновационно-образовательного проекта «Школы майевтики» в контексте методологии гуманитарного проектирования // Инновации в образовании. - 2017. - № 9. - С. 100-120.

3. Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании. М: Педагогический поиск, 2009. 208 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?