Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье дается описание опыта организации проектной деятельности в начальной школе. Проект разработан и реализован педагогами-исследователями экспериментальной площадки «Методологическое обеспечение применения метода проектов в образовательном процессе» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
проектирование в образовании, учебный проект, гуманитарный проект, проектные чтения, детское творчество, метапредметные результаты, ФГОС, федеральные государственные стандарты общего образования.
В современном обществе умение предвидеть, спрогнозировать и спроектировать свою деятельность, а, следовательно, и будущее, становится одним из самых ценных характеристик человека. Для успешной будущей жизни современные школьники должны приобрести необходимые навыки и освоить определенные виды деятельности, необходимые в будущем. Вот почему в настоящее время проектная деятельность очень востребована в педагогике. Согласно ФГОС основного общего образования, основным подходом в современном образовании является деятельностный. Реализовать его позволяет проектная деятельность, при осуществлении которой и формируются необходимые универсальные учебные действия.
В школе под проектной деятельностью часто подразумеваются иные виды и формы деятельности: эксперимент, исследование, реферат, презентация и пр. Эти виды деятельности по-своему хороши для решения собственных задач, но считать их проектами не совсем правильно. Этого можно избежать, если пользоваться при освоении проектной деятельности теорией гуманитарного проектирования. Рассмотрим структуру проекта, которой удобно пользоваться при обучении учащихся проектной деятельности [4].
Структура учебного проекта:
1. Постановка проблемы.
В проекте должна быть ситуация кризиса, организованная учителем и мотивирующая детей на дальнейшую работу по решению проблемы. Поставленная проблема должна быть значима именно для ребенка. Важно, чтобы эта проблема была наполнена именно учебным содержанием, а не социально-бытовым.
2. Выдвижение идей для решения поставленной проблемы.
3. Организация деятельности для воплощения выдвинутых идей. Начинается исследовательская работа обучающихся. Для достижения результата возникает необходимость в кооперации, так как самостоятельно решать проблему не получается. Подключаются одноклассники, родители, библиотекарь и др.
4. Реализация проекта. Обязательно – наличие положительного результата, продукта деятельности.
5. Рефлексия.
В проектной деятельности происходит развитие ребенка, его изменение. Это может быть изменение его роли в группе или степени креативности (от имитатора до генератора идей) [3].
В начальной школе организовывать пропедевтику проектной деятельности можно с 1 класса. В качестве обучающего мы разработали и реализовали с детьми проект «Моя любимая игрушка». Этот проект был реализован в форме проектных чтений по технологии гуманитарного проектирования [2]. Раскроем основные этапы работы по организации проекта в соответствии с изложенными пунктами.
1. В рамках изучения произведений об игрушках (стихи А. Барто, А. Усачёва, Б. Заходера, Саши Чёрного и др.) учитель выводит детей на проблему: отсутствие стихов о современных игрушках.
2. Поиск путей решения проблемы: обсуждение ситуации, выдвижение различных идей. В процессе обсуждения выделяется главное: надо написать свои стихи об игрушках и, возможно, издать свою книгу.
3. Организация деятельности: обзор игрушек, кооперация в творческие группы, планирование. Использование различных средств и ресурсов.
4. Реализация: сочинение стихов, подготовка иллюстраций (детские рисунки), вёрстка книги.
5. Рефлексия (ребята обсуждали, какие встретились трудности и как преодолевались, пытались осмыслить пользу, которую они принесли школьной библиотеке).
Особенности работы отражены в табл.:
Этапы проекта |
Критерии оценки |
Описание проекта |
Проблема Отсутствие стихов, посвящённых современным игрушкам |
Выделение развиваемой деятельности. Актуальность для исполнителя и глубина самоопределения к проблеме. Постановка новой цели деятельности.
|
Чтение и анализ стихотворений. Развитие речи. Объект описания – любимая игрушка. Рассказ об игрушке в стихах. Конечная цель – издание книги. |
Идея Написание стихов и создание книги |
Соответствие поставленной проблеме. Культуросообразность. Оригинальность. Реализуемость. |
Выделяются общественно-важные направления готового проекта: 1. Издание книги в подарок библиотеке. 2. Готовые детские стихи можно включить в сценарий концерта в школе или детском саду. Есть варианты проекта: 1 вариант – стихи о любимой игрушке мамы (папы, бабушки). 2 вариант – игрушки разных народов.
|
Организация Обзор тем (игрушек), кооперация в группы, планирование |
Созданные кооперации (внутри и вовне). Адекватность выбранных средств. Реальный масштаб преобразований. Наличие плана работ. |
Создаются группы для реализации проекта. Группа: сочинитель + иллюстратор + редактор + взрослый = координатор = издатель Вовне: учитель + родители + библиотекарь +… И используются различные средства: уроки чтения, рисования, внеурочная деятельность, домашние ресурсы. Масштаб проекта: мы задействовали учащихся двух классов.
|
Реализация Сочинение стихотворений, рисование иллюстраций
|
Наличие положительного результата, продукта деятельности. Развитие личностно-деятельностных позиций. |
В процессе реализации проекта появляется ПРАКТИЧЕСКИЙ результат деятельности: издание книги. Возможно – самодельная, при наличии ресурсов – печатная. Удовлетворённость достижением цели. Смена (повышение) позиции участия. Переход участников проекта на новую ступень.
Включение готовых продуктов в новые виды деятельности: концерты, совещания между группами. Консультации родителей, смена объекта описания. Экскурсии, спектакли, мультфильмы и пр. |
Рефлексия Слушание и просмотр рисунков в группах, обсуждение, высказывание пожеланий. |
Появление неожиданных и заранее не запланированных результатов. Видение проектировщиками проблемных областей своего проекта и возможностей для их улучшения. Умение оценить собственную позицию и возможности ее развития. |
Выдвижение проблемы. Поиск готовых решений, отказ от создания своего продукта Поиск идей. Создание групп. Привлечение новых членов в группу. Возникновение соперничества между группами. Реализация проекта. Утрата интереса к нему. Выход из проекта. Переключение на другой проект.
|
А теперь предлагаем вам ознакомиться с деталями работы над проектом.
После того, как дети научились читать, совместно со школьным библиотекарем был проведен праздник «Посвящение в читатели». Ребята познакомились с библиотекой, ее особенностями, получили свой первый читательский формуляр.
После этого началось активное посещение школьной библиотеки. Ребята не только брали книги для чтения, но и беседовали с библиотекарем о книгах, авторах и произведениях, получая таким образом первые знания в рамках работы над проектом.
Потом было проведено родительское собрание, на котором родители были подробно ознакомлены с будущей работой детей над проектом.
При изучении творчества А. Барто ребята получили задание принести стихотворение про свою любимую игрушку. Конечно, они отправились за помощью в библиотеку. Вот здесь то и выяснилось, что стихов про современные игрушки практически нет. Дети стали подходить к учителю и говорить о возникших трудностях. И вот тут «неожиданно» в класс пришла библиотекарь. Она подтвердила, что это действительно проблема, что очень многие дети спрашивают про такие стихи, а она им помочь ничем не может. Библиотекарь спросила, не могут ли ребята что-нибудь придумать. После бурного обсуждения было принято решение о написании собственной книги стихов.
На следующей встрече библиотекарь рассказала ребятам о том, как пишется книга, из каких частей она состоит и как оформляется.
Дальше ребята попробовали написать сами свои первые стихи про любимую игрушку. В процессе написания дети поняли, что для создания хорошего стихотворения одного желания недостаточно, необходимы еще знания по основам стихосложения. Мы с ребятами познакомились с ритмом и рифмой, и они получили возможность подредактировать свои стихи. В процессе этой работы были выделены дети, у которых удачнее получалось написание стихов. Таким образом, были выделены будущие кандидаты в «группу поэтов».
По похожему принципу происходил отбор кандидатов в «группу художников».
Работая над страницами книги, дети неизбежно пришли к выводу о необходимости формирования групп. И у нас началась работа по группам.
Вскоре к нам присоединились родители. У них тоже возникло желание не только помочь своему ребенку, но и вспомнить свое детство, свои игрушки и тоже написать стихи!
Чтобы страницы книги выглядели привлекательно, было принято решение вставить в них фотографии детей с игрушкой.
Так стал вырисовываться дизайн-проект будущей книги (стихотворение, рисунок, фото). Были продуманы внешний вид страниц и обложки, текст для вступления на титульном листе, не забыли и про содержание книги.
Потом началась вёрстка книги в соответствии с нашей задумкой. Когда вся книга была «собрана» в электронном варианте, нам снова понадобилась помощь родителей по её печати, ламинированию и прошивке. Книга была сделана в нескольких экземплярах – для подарка школьной библиотеке, для класса и индивидуальный вариант каждому!
В торжественной обстановке книжка была вручена школьному библиотекарю. Ребята рассказывали, как они работали над книгой, какие встретились трудности и как преодолевались, делились своей радостью от завершения долгой работы и той пользы, которую они принесли школьной библиотеке! Очень порадовало, что как итог работы, прозвучал вопрос: «А каких книг еще нет в библиотеке? Что еще нужно сделать для школы?». Дети достигли своих первых результатов, у них появилась готовность идти дальше!
Таким образом, при реализации проекта развитие ребенка идет в нескольких направлениях. Проектно-исследовательская деятельность – это оптимальная форма развития метапредметных и личностных способностей человека. Ребенок достигает всего спектра предметных, метапредметных, личностных результатов. Ученик развивается, становится субъектом деятельности, а не ее объектом. Постепенно меняется роль ребенка в учебной деятельности, он переходит на новую ступень развития (потребитель – имитатор – исполнитель – проектировщик) [1]. При систематической, правильно организованной проектной деятельности (не только в школе, но и в ВУЗе) наученный проектированию молодой человек сумеет успешно решать жизненные проблемы, стоящие перед ним. Он может с помощью полученных умений проектировать свою будущую жизнь и достичь высшей ступени освоения проектирования – стать новатором, а, возможно, и классиком, чей опыт будет востребован следующими поколениями.
1. Краснов С.И. Модель самоидентификации личности в гуманитарном проекте/ Профессиональное образование в России и за рубежом, №2 - 2017. - С. 89-101.
2. Краснов С.И., Малышева Н.В. /Понятие гуманитарного проектирования в образовании// Педагогика. - 2015. - № 5. - С. 28-34.
3. Краснов С.И., Малышева Н.В. / Модель инновационно-образовательного проекта «Школы майевтики» в контексте методологии гуманитарного проектирования // Инновации в образовании. - 2017. - № 9. - С. 100-120.
4. Малышева Н.В. / Гуманитарная экспертиза ученических проектов// Сборник IХ Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании». Часть II. Общ.ред. Г.П.Новиковой//Москва-Пушкино - 2015. - с. 137-149.