ТЕХНОЛОГИИ И УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыт воспитательный потенциал технологий приобщения детей и молодежи к культурному наследию, обозначены условия их эффективной реализации. Даны характеристики и представлено основное содержание технологий.

Ключевые слова:
технологии воспитания, культурно-образовательный проект, приобщение к культурному наследию, освоение культурных ценностей.
Текст

 

Приобщение детей и молодежи к культурному наследию является одной  из актуальных проблем современного общества и важным целевым приоритетом воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва) подчеркивается важность эффективного использования уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, предоставления равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, а также поддержки мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что одним из требований школьного образования является присвоение обучающимися общечеловеческих ценностей, а также освоение культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы [2, с. 63].

Согласно Основам государственной культурной политики, сфера культуры рассматривается как часть коллективной идентичности россиян, важнейшая составляющая информационной безопасности российского общества.

Актуальность обозначенных задач диктует необходимость разработки и внедрения в воспитательный процесс образовательных организаций, социально-культурных и досуговых центров технологий приобщения детей и молодежи к культурному наследию. Такие технологии, включающие в себя сочетание интеллектуальной и  эмоционально окрашенной творческой деятельности, обладают высоким педагогическим потенциалом и становятся сферой становления индивидуальности и личностной самореализации.

В основе технологий лежит императив духовности, определяющий эмоционально-нравственное отношение личности к культурному наследию человечества. Эмоционально-эстетические переживания, развитие нравственных и эстетических чувств, способности к восприимчивости объектов и явлений художественной сферы, искусства,  позитивный опыт взаимодействия с культурным наследием – все это в значительной степени способствует развитию общей культуры личности, являются актуальными характеристиками ее воспитанности.

При осмыслении феномена «культура» в контексте культурологического подхода в современном воспитании мы опирались на такие основополагающие понятия, как восхождение личности в контекст культуры, ее ориентация на духовно-нравственные ценности, постижение культурных традиций, ценностное отношение к культурному наследию, формирование личности подрастающего человека как субъекта культуры. Именно этот культурологический потенциал  является наиболее значимым условием становления культуры личности, развития воспитанности детей и подростков.

Технологии приобщения к культурному наследию, воздействуя на духовное становление детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимодействия с культурной средой, обогащают мир эмоциональных состояний,  развивают дар воображения, чувственной отзывчивости, образного восприятия окружающего мира, его культурных ценностей.

Доминирующими в развитии личности являются именно духовно-нравственные ориентиры. «Ценности – отношение – поведение»  – вот те основные категории, которыми  оперирует воспитание.

Освоение окружающего культурного пространства является необходимым  условием реализации культурно-образовательных технологий.

Технология приобщения детей и молодежи к культурному наследию может быть реализована в форме культурно-образовательного проекта, который  представляет собой относительно новую педагогическую категорию и направлен на исследование различных   объектов, явлений и событий культуры, осмысление культурных доминант, определяющих развитие общества в разные исторические эпохи. Специфика культурно-образовательного проекта заключается в том, что культурологическая проблема анализируется в контексте культурных процессов и в котором явления, события, объекты, феномены культуры отражают  идеи и мировоззренческие позиции. 

Следует отметить жанровое разнообразие форм и средств реализации технологий приобщения детей и молодежи к культурному наследию. Это могут быть как долгосрочные, так и краткосрочные проекты, организация фестивалей, праздников. Технология, реализуемая в рамках школы, может лежать в основе деятельности этнографического кружка, студии и т.п.

Необходимость решения проблемы приобщения детей и молодежи к мировому культурному наследию приводит к поиску новых психолого-педагогических средств. Одним из таких средств является арт-педагогика современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения средств искусства для решения многообразных педагогических задач. Арт-педагогика представляет собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса  развития детей и молодежи через искусство и художественно-творческую деятельность. Составляющая термина «арт» акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества и т.д.) в воспитании подрастающего поколения.

 Педагогическая система арт-педагогики дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал личности.

В арсенале арт-педагогики существуют интересные и оригинальные методики, арт-технологии. Арт-технология – это творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для личности творческих действий (взаимодействий),  система педагогических методов, реализация  которых  способствует ее активному формированию, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании.  Логика построения этой деятельности –  поэтапная реализация игровых технологий с использованием языка искусства – музыки, поэзии, живописи.

Нами разработаны авторские арт-технологии, приобщающие детей и молодежь к классической музыке, живописи, поэзии, воспитывающие эстетический вкус, способность к образному мышлению, воображению, развивающие эмоционально-чувственную восприимчивость к объектам и явлениям культуры. К таким технологиям относятся: «Погружение в мир природы и музыки», «К тайникам своей души», «Звучащая Вселенная», «Путешествие за три моря: Открытий, Талантов и Творчества», «В стране Зазеркалья», «Карнавал животных», «Волшебный лес», «Планета Цветок», «В мире экофантазии», «Музыкальная живопись М.Чюрлениса», «Сияние» и др. [3]. Специальный музыкальный ряд, сопровождающий арт-технологии,  включает произведения русских и зарубежных композиторов-классиков – Г. Генделя (сюита «Музыка на воде»), Д. Маруани («Космическая опера»), Н. Римского-Корсакова (музыкальная картина «Садко»), Я. Сибелиуса (сюита «Пеллеас и Мелисанда»), Б. Сметаны (концертная сюита для фортепиано «На морском берегу»), фортепианные прелюдии М. Чюрлениса и др.

В целом, технология приобщения детей и молодежи к культурному наследию в воспитательном процессе образовательных организаций предполагает:

  • изучение ценностей культуры прошлого и активное освоение современных культурных достижений;
  • построение образовательного процесса с учетом достижений,  культурных традиций мирового, российского и регионального уровней, исторических, культурно-бытовых особенностей родного края;
  • использование в учебном и внеучебном процессе произведений искусства и культуры, постижение учащимися культурных традиций предков;
  • приобщение к национальным традициям художественного, музыкального, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, их истокам;
  • создание учащимися современных образцов, изделий художественного, декоративно-прикладного искусства, народного промысла на основе преемственности традиций.

В российских школах накоплен богатый опыт технологического обеспечения процесса приобщения детей и молодежи к национальным культурным традициям. Так, реализация  такой технологии предусматривает единство учебной и внеурочной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению достижений мировой, российской и национальной культуры на уроках, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, кружков, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о культуре, полученных на уроках, расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что народные традиции, национальная художественная культура – это часть нашей повседневной жизни. Как правило, основные направления реализации технологии, которая предусматривает как теоретические, так  и практические занятия – изучение истории родного края, создание уголка старинного быта, пропаганда русских народных традиций. Основными формами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи родного края, проведение викторин, внеклассных мероприятий, составление родословной своей семьи. Лекции и беседы строятся в русле знакомства с историей, культурой и бытом жителей региона. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин являются важным компонентом учебно-воспитательного процесса в школе, воспитывают ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность, расширяют кругозор учащихся. Составление летописи города, района, села и школы, родословной своей семьи воспитывают осознание того, что каждый человек имеет глубокие и давние корни на земле, важности описания происходящих сегодня событий, которые в скором времени станут нашей историей.

В Москве в настоящее время реализуется ряд культурно-образовательных технологий, направленных на постижение российского культурного наследия.

Уникальная технология «Открытый фестиваль искусств “Дню Победы посвящается…”»  реализуется в рамках фестиваля искусств в России и представляет собой совместное сотворчество ВУЗ-школа. Миссия проекта – перелистать страницы истории Великой отечественной войны; осмыслить тему Великой отечественной войны через существующие в самых различных жанрах произведения искусства; способствовать сохранению культурной памяти о великих страницах нашей истории; обеспечить широкий доступ всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры, создать новую эффективную систему военно-патриотического воспитания детей и молодежи посредством искусства.

К целевым установкам проекта относятся:

1. Сохранение, исследование и приумножение исторического культурного наследия, выявление новых форм творчества.

2. Утверждение в сознании и чувствах детей и молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа отечественного образования.

3. Развитие отечественного просветительства, эстетическое воспитание и приобщение талантливой молодежи к ценностям музыкального искусства, знакомство с новым поколением молодых музыкантов – победителей всероссийских и международных конкурсов.

4. Укрепление культурных связей между регионами России в области образования в сфере искусства, возрождение практики шефства над учебными заведениями.

Фестиваль, основанный в 2013 г. силами творческих коллективов Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, проходит ежегодно в мае-июне и представляет концептуально продуманную серию событий. Он включает Федеральную программу (хоровые гала, в том числе детских и молодежных коллективов, концерты симфонической музыки, литературно-музыкальные композиции, драматические спектакли, круглые столы, творческие встречи с мэтрами российской культуры, мастер-классы) и региональную программу, важной частью которой является музыкально-просветительский проект патриотической направленности «Вахта памяти».

Широкую известность в Москве получил «Всероссийский арт-фестиваль семейной направленности "ЦветоМузыка"», который представляет уникальный проект современной городской культуры, призванный объединить лучшие творческие достижения в социокультурной сфере. «Цветомузыка» – это фестиваль идей, каждое мероприятие которого способствует личностному развитию и самореализации слушателей, укреплению семейных ценностей, проявлению внимания к лицам с ограниченными возможностями. Используя современные арт-, медиа-, цифровые технологии в гармоничной связи с высокопрофессиональными традициями классического искусства, фестиваль позволил определить и заполнить собственный сегмент городского культурного пространства событиями, направленными на расширение зрительской аудитории, воспитание эстетического и нравственного потенциала, художественного вкуса, интеллектуальное и духовное развитие как детей и молодежи, так и взрослого населения, их приобщение к культурному наследию.

 Так, в  программу Фестиваля, который был реализован в ноябре-декабре 2016 г., были включены такие культурные события, как  художественная выставка известной московской художницы Ирены Грегор;  перфоманс с 3D-видеоинсталляциями картин Ирены Грегор «Мистерия цвета»;  концерты классической музыки и танца с использованием видеомэппинга;  открытые мастер-классы известных музыкантов и арт-терапевтов для детей и взрослых; обучающие уроки игры на блок-флейтах; чтение сказки «Счастливые жирафики»; показ детского музыкального спектакля «Детский АльтБом»; видеопоказ симфонической поэмы «Прометей» со светом. 

 

И. Грегор «Гармония»

 

В 2017 г., в год экологии, одним из направлений программы фестиваля стал проект «ЭкоМузыка», который  пропагандирует ценности здорового образа жизни, бережного отношения к здоровью и природным ресурсам посредством музыкального и изобразительного искусства.

В фестивале приняли участие молодые талантливые музыканты, художники, мультипликаторы, актеры, в чьем творчестве большое место отводится социальной тематике и гармоничному развитию личности.

В мероприятия фестиваля были включены художественные выставки в различных выставочных залах Москвы; концерт-открытие фестиваля с классической музыкой, театрализацией, световым шоу и видеоинсталляцией «оживающих» картин;  открытый концерт – эстафета «Детишник», в котором юные таланты смогли выразить себя в различных творческих жанрах – музыке, театре, танце, пении, живописи и ораторском искусстве; мультимедийный театрализованный концерт-перфоманс с участием оркестра инструментов, созданных из переработанных материалов;  гала-концерт фестиваля, награждение участников дипломами, грамотами и памятными подарками. Проект включил в себя организацию образовательных мастер-классов для детей и взрослых различной направленности:  обучение игре на различных инструментах;  технологии эколого-эстетического воспитания посредством музыки;  арт- и музыкотерапию;  экологические мастер-классы «Вторая жизнь ненужных вещей»;  уроки живописи;  презентации актуальных работ в сфере мультипликации и мультимедийных проектов, посвященных детям с особенностями развития.

Реализация музыкально-просветительского проекта – арт-фестиваля семейной направленности «ЦветоМузыка» содействует  укреплению культурных связей школа-Вуз, института российской семьи посредством искусства;  созданию творческой и благоприятной культурной среды в Москве и других регионах Российской Федерации, поддержанию культурно-исторической идентичности и развитию культурного самосознания детей и молодежи, взрослого населения, используя современные арт-, медиа-, цифровые технологии в гармоничной связи с высокопрофессиональными традициями классического искусства. Участие в проекте расширяет доступ к национальному художественному наследию российских композиторов и художников, в том числе и проживающих в отдаленных регионах России; предоставляет новые возможности для реализации творческих способностей молодых музыкантов и художников, их профессионального роста; позволяет сосредоточить внимание на интеграции людей с ограниченными возможностями и особенных детей в социокультурную жизнь.

Результатом реализации культурно-образовательных технологий является повышение уровня воспитанности личности. Решение проблемы диагностики воспитанности личности заключается, прежде всего, в  изучении всего  спектра ее эмоционально-нравственных отношений с объектами и предметами культурного наследия. Следует отметить, что представленные ниже показатели и их содержательные характеристики тесно связаны между собой, а также зависят от психологических, возрастных особенностей и общекультурного развития. Итак, показателями эмоционально-нравственного отношения к культурному наследию являются следующие параметры:

–  проявление эмоционально-чувственной восприимчивости к  предметам и явлениям культуры, художественно-эстетическим объектам, искусству, их постижение и понимание;

–  проявление эмоциональной отзывчивости, способность к эмоциональному настрою и реагированию на культурные объекты и явления;

– способность к развитию эмоционально-эмпатической впечатлительности, сопереживанию, «вчувствованию», вживанию в образы культурных объектов, искусства;

– способность к ассоциативному и образному восприятию художественных объектов, одухотворенное к ним отношение, способность к фантазии, продуктивному воображению;

– способность к рефлексии как к процессу самопознания личностью внутренних психических состояний, личностных форм восприятия и оценки культурных объектов;       

   –   развитие опыта созидательной и художественно-предметной деятельности, творческая интерпретация многообразия окружающего мира посредством художественного образа.

В целом, реализация культурно-образовательных технологий, обладающих высоким воспитывающим потенциалом, способствует популяризации российских культурных, нравственных и семейных ценностей, сохранению, исследованию и приумножению исторического культурного наследия нашей страны, предоставлению к ним доступа разных слоев населения.

 

Список литературы

1. "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013.

3. Экологическое образование и воспитание молодежи: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования /Самкова В.А., Клемяшова Е.М. и др.- М.: ИАЭП, 2016. - 416 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?