Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы; дается определение этнопедагогических знаний; осуществляется поэтапный анализ зарождения и развития этнопедагогических знаний с первобытного общества до образования первых древних государств в контексте исторических, этнологических, социополитических, экономических, культурных и других предпосылок.
знания, этнопедагогические знания, воспитание, первобытное общество, род, племя, древние государства, предпосылки.
Актуализация проблематики данной статьи подтверждается возрастающей в настоящее время ролью историко-педагогических исследований. В новых социокультурных и политических условиях России, когда происходят коренные изменения в обществе, осуществляется поиск новых жизненных смыслов, переоценка ценностей, идеалов, общество неизбежно обращается к своему прошлому, в том числе и в сфере воспитания. Обращение к истории – это не только вопрос исторического и ретроспективного плана, это совершенствование современной образовательной системы, наполнение ее позитивным традиционным опытом воспитания, способствующим формированию у детей духовно нравственных ценностей, организации позитивного межнационального общения, приобщению учащихся иных национальностей к русскому языку и русской культуре. В связи с этим проблема включения этнопедагогического знания в учебно-воспитательный процесс всех учреждений системы образования приобретает особую актуальность, так как традиционные этнические культуры содержат богатый опыт, проверенный веками, воспитания у детей и молодежи основ духовности, умения жить в мире и согласии с самим собой, людьми, окружающим миром.
Методологической базой настоящего исследования является: положение о всеобщей связи явлений окружающего мира; о воспитании как биосоциокультурном феномене, о творческой и деятельностной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; исторический, системный и комплексный подходы в изучении социальных и педагогических явлений: М.Б. Алексеева, С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Ф.Ф. Королев, В.П. Кузьмин, Л.И. Новикова; аксиологический, антропологический, деятельностный подходы: А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, Ю.В. Бромлей., С.И. Гессен, В.Е. Гмурман, Л.Н. Гумилев и др.
Теоретическими основами исследования являются: теория цивилизаций в ее историко-социальной интерпретации: Л.Г. Морган, П.А. Сорокин, А.Д. Тойнби, О. Шпенглер и др.; концепция целостного мирового педагогического процесса: В.П. Борисенков, Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова, А.И. Пискунов и др.; положения философии образования и образовательных систем: Г.Н. Волков, О.В. Долженко, Э.Д. Днепров, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов и др.
Прежде всего, необходимо уточнить, что мы понимаем под этнопедагогическими знаниями. Знания рассматриваются в науке, как проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой процесс познания действительности; адекватное отражение результатов познания в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания бывают эмпирическими, выведенными из опыта, практики, и теоретическими, отражающими закономерные связи и отношения, понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Общество требует от школы обеспечения прочных, обширных знаний, расширяющих кругозор человека, формирующих глубину понимания им действительности, умение пользоваться своими знаниями. Первая функция знаний и состоит в том, что они служат основой представлений о действительности. Задача школы состоит в том, чтобы сформировать у школьников общую картину мира на уровне современной науки, так как чем более четко она складывается в сознании человека, тем шире область понимания им действительности и сфера ориентировки в ней. Вторая функция знаний состоит в их роли ориентира при определении человеком направления своей деятельности – практической или духовной. Зная законы, тенденции развития явлений, умея их объяснить, человек избирает способы и принципы действий в соответствии с этими знаниями. Определенные знания характеризуют нормы практической познавательной деятельности в виде правил, указаний алгоритмов и т.д. Третья функция знаний заключается в том, что они служат базой формирования отношения к объектам действительности.
Этнопедагогическое знание – «это особым образом преобразованное, трансформированное знание об этническом воспитании – это такое знание, сущность которого имеет познавательное и воспитательное значение в педагогической культуре конкретного этноса» [10,с. 68].
Для понимания сути воспитания необходимо понять, как и когда оно возникло, какие процессы повлияли на отбор и изменение его содержания, приобретения им этнических признаков необходимо обратиться к самим истокам зарождения человеческого общества. Философские учения, язык, религия, традиции, фольклор, то есть все, что характеризует культуру современных народов – есть продукт их длительного исторического развития. Социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей» [8, с.14].
Сам тезис о биосоциальной природе человека является доказанным. Антропологический подход в воспитании, разработанный К.Д. Ушинским, предполагает при изучении его, как общественного явления, использовать данные всех наук: истории, этнологии, этнографии и др.
Для нас важно, что народная педагогика как сокровищница многовекового воспитательного опыта зародилась в глубокой древности. Сложнейшие процессы антропогенеза и социогенеза были бы невозможны без воспитания. Инкультурация и социализация не могли в полной мере обеспечить передачу новым поколениям социально-исторического опыта. В связи с этим и возникает «целенаправленная деятельность по созданию качеств и свойств личности у каждого растущего человека, а также различные формы ее осмысления и проектирования. Это и есть практическая и теоретическая педагогическая деятельность, направленная на образование новых поколений» [8, c. 14]. При этом традиционные средства и способы воспитания, передаваемые из поколения в поколение, были одновременно первой исторической формой педагогического знания.
По мнению ряда ученых, воспитание, как важнейшая функция общества, возникло с появлением сознания и трудовой деятельности первобытного человека, а именно, с момента, когда он изготовил первое орудие труда. Первобытнообщинный строй называют колыбелью человечества. Именно в этот период человек выделился из мира животных и превратился в «Homo Sapiens» – «человека разумного», это произошло около трех миллионов лет назад.
Периодизация истории человечества на стадии первобытного строя довольно сложна. Имеется несколько ее вариантов. Вопросы происхождения воспитания и приобретения им первичных этнических признаков правомерно рассматривать применительно к общей периодизации истории первобытнообщинного строя.
Столь детальное рассмотрение объясняется тем, что на каждой новой ступени развития первобытного общества в воспитание вносились конструктивные изменения и дополнения, имевшие прогрессивное значение как для поступательного развития, как общества, так и самого человека.
Первобытнообщинный строй в истории человечества является самым длительным. Историки полагают, что если историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образования классового общества до наших дней придется только четыре минуты.
В эпоху раннего палеолита происходит переход первобытного человека к прямохождению и освобождение рук для труда. Это послужило началом формирования человека и выделения его из мира животных. Первобытные люди собирали дары природы, занимались охотой, изготавливали и применяли примитивные орудия труда из камня и дерева. Появление первых примитивных форм производительного труда явилось объективным условием возникновения воспитания. Воспитание этого периода сводится к передаче молодому поколению, накопленного эмпирическим путем, социально-трудового опыта. Дети путем подражания, элементарного научения, многократного повторения трудовых действий взрослых усваивали трудовые операции, социальные правила общежития. Постепенно осуществляется переход от бессистемного, стихийного воспитания к сознательной и целенаправленной передаче жизненного и трудового опыта.
Жизнь первобытных людей среднего палеолита была очень суровой. Значительная территория Земли была покрыта льдом толщиной до двух километров. Но жестокие условия жизни стали одной из причин возникновения ряда прогрессивных явлений и усложнения воспитания. Человек, спасаясь от холода, научился использовать для укрытия пещеры, гроты, природный огонь. Постепенно он учится строить землянки, укрытия и добывать огонь. Все больше расширяется трудовой опыт людей. Люди изготавливают ножи, наконечники для стрел, скребки для обработки шкур, костяные иглы для шитья одежды и обуви из шкур.
К этому периоду ученые однозначно относят появление членораздельной речи. Трудности борьбы за существование, страх перед стихиями природы: землетрясениями, наводнениями, затмениями, ураганами явились причинами возникновения первобытных религий. Люди обожествляли силы природы, животных, растения. Возникают новые, но еще крайне смутные идеологические представления. Естественно, все это влияет на воспитание. Оно осуществляется уже как сознательная передача социального и трудового опыта старшим поколением младшему. Этому способствует и появившаяся речь. Многообразие трудовых процессов: сбор продуктов природы, охота, добыча сырья из каменоломен, изготовление орудий охоты и труда, приготовление пищи расширили объем знаний, что привело к естественному половозрастному разделению труда и внесло изменения в организацию и содержание воспитания. Оно приобретает дифференцированный характер по половым и возрастным признакам. Родившись, ребенок вскармливается матерью, затем в группе со сверстниками воспитывается стариками. Он не столько готовится к будущей жизни, сколько в меру своих сил и способностей включается в жизнь и повседневный труд. Достигнув определенного уровня социальной и физической зрелости, подросток переходил в полноправные и полноценные члены взрослого населения.
Поздний палеолит приходится на время окончания таяния ледника. На земле устанавливается климат, близкий к современному. В жизни людей этого периода происходят прогрессивные изменения: совершенствуются орудия труда и трудовые процессы, развивается культура: фольклор, песни, танцы, живописные красочные наскальные изображения, статуэтки; осуществляются первые попытки упорядочения отношений между полами. Все это послужило основой превращения человека умелого (homo habitis) в человека разумного (homo sapiens).
На этапе позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая организация – родовая община, объединяющая людей одного рода. Мировоззрение человека позднего палеолита усложнилось. Получает распространение культ охотничьей магии. В ходе культовых плясок, обрядов имитировались сцены охоты с успешным ее завершением. Кроме того, этим достигалась, по мнению древних, власть над животным, через овладение его образом в виде рисунка или скульптуры.
Сформировались сложные похоронные обряды. Они свидетельствуют о том, что у древних людей этого периода уже существовали представления о душе и загробной жизни. Таким образом, развитие первобытной культуры явилось предпосылкой для расширения содержания воспитания, появления его новых методов и средств. Наряду с усвоением трудового опыта, дети уже получают определенные знания об окружающем мире, усваивают предания, обычаи, обучаются обрядам, церемониям и т.д.
Важно отметить, что род стал первичным звеном, в котором сложились зачатки социально-этнической организации: родовая собственность на землю, единый язык, религиозная культура и свой специфический фольклор. Но вместе с тем, следует подчеркнуть то, что самостоятельной этносоциальной организацией станет только племя, которое сформируется позже, что существенно отразится на воспитании.
В связи с формированием родовой общины в воспитание вносятся существенные дополнения. В сознание детей внедряются идеи защиты своей земли, своих сородичей. Формируются понятия «свои» и «чужие». Переход во взрослую жизнь завершается специальными обрядами, «инициациями» – или посвящениями – разными для мальчиков и девочек. В ходе их проверяется готовность молодежи к взрослой жизни. Участие в боевых схватках, охоте требовало от юношей умений владеть дубинкой, копьем, хорошо бегать, прыгать, быть выносливым, уметь терпеливо переносить боль. Все это входило в программу испытаний. В настоящее время имеются племена, в которых и сегодня проводятся подобные инициации. Для девушек испытания носили иной характер. Они были направлены на проверку их умений выживать и вести хозяйство в природных условиях того времени.
Важным моментом в истории педагогической мысли является выделение на этапе родовой общины воспитания как особой формы общественной деятельности с начатками идеологии и первоначальными элементами этнической направленности. Содержание воспитание этого периода значительно расширяется. Складываются определенные системы воспитания для мальчиков и девочек. Важное место в формировании мировоззрения древних людей занимает религия. Позитивный опыт воспитания, позволяющий родовой общине не только сохраниться, но и развиваться, строго сохраняется и регламентируется многочисленными традициями, обычаями, обрядами, передающимися новым поколениям.
Период мезолита или средне каменного века характерен совершенствованием орудий труда и охоты. Наконечники и лезвия ножей, копии гарпунов делались как вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стал использоваться каменный топор. Изобретение лука, как оружия дальнего боя, позволило успешно охотиться на птиц и зверей. Люди научились делать силки, охотничьи ловушки, одомашнивать животных. Расширение трудового опыта повлекло за собой и расширение воспитания.
Исследователи полагают, что на этапе мезолита появились «дома молодежи», отдельные для мальчиков и девочек, – первые «учреждения», где целенаправленно, выделенными обществом людьми осуществлялась подготовка детей к самостоятельной жизни. Существенное значение придается военной подготовке мальчиков. Им не только прививаются умения и навыки защиты и нападения, но и целенаправленно формируют такие качества характера, как храбрость, самоотверженность, мужество, стойкость. Большое внимание уделяется усвоению правил религиозного культа, обрядовых песен, танцев, преданий о происхождении рода, великих делах предков. Все это оказывало огромное воспитательное влияние на формирование личности ребенка.
Неолит – последний период каменного века. Это время расцвета техники обработки камня: шлифования, сверления, пиления. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важнейшей чертой эпохи неолита является зарождение скотоводства, земледелия, горного и гончарного дела, ткачества. Возникновение новых видов хозяйства имело прогрессивное значение для развития человеческого общества и пополнения знаний в различных областях, расширило опыт трудовой деятельности человека, качественно изменило характер труда, что естественно отразилось на воспитании.
Появляются зачатки общественного воспитания, вызванные к жизни потребностями общества в более эффективной подготовке подрастающих поколений к сохранению и развитию общественного производства. Обществом выделяются опытные люди, которые знакомят подрастающее поколение с правилами религиозного культа, сказаниями, преданиями, начатками военной и охотничьей подготовки. Это происходило в специально отведенных местах, отдаленно напоминавших школу. В социальном отношении эпоха неолита была временем племен, объединявших несколько родовых общин. В связи с этим, в культурах родов появляются отличительные черты. Появляется новый вид знаний: об отличительных чертах представителей разных родов, об их происхождении и истории, об уважении предков и необходимости быть достойными их, традициях, обычаях, обрядах, которые были началом формирования этнопедагогических знаний. Детям с раннего возраста рассказывали о героических делах предков, преданиях, раскрывающих им суть идеологических установок племени. Воспитание готовило детей того времени к защите сородичей, родовой земли, свободы, при необходимости ценой своей жизни. При этом воспитание продолжает носить равный общественный характер. Вместе с тем значительно расширяется его содержание. Появление новых видов хозяйств, ремесел вызвали к жизни индивидуальное обучение. В жизни общества наряду с трудовыми умениями большую роль начинают играть знания, полученные эмпирическим путем. По мере совершенствования и развития языка появляются ранние образцы устного народного творчества, представлявшие собой начатки народной практической философии и педагогики. В бронзовом веке происходит освоение металла. Это явилось мощным толчком в историческом развитии человечества. Переход к металлическим орудиям труда привел к появлению скотоводческих и земледельческих племен.
Племена явились первой этнической общностью в истории человечества. Они представляли собой объединения родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием происхождения. Племя имело свою землю с четкими границами, язык (или диалект), культуру, религию, общеплеменную власть (вождь и племенной совет), самоназвание и самосознание. Во главе общества стоят родовые старейшины и вожди.
Важным моментом в истории педагогической мысли является выделение на этапе родоплеменной этнической общности воспитания как особой формы общественной деятельности с идеологическим содержанием и этнической направленностью.
Складываются большие культурные общности. Они соответствовали языковым семьям: индоевропейская, финно-угорская, тюркская и др. В этот исторический период возникает частная собственность. Верхушка общества присваивает себе излишки продуктов, материальных ценностей, военную добычу, в том числе пленных, превращаемых в рабов. Это порождает имущественное неравенство, что является причиной начала социального расслоения общества.
В это время происходит активное формирование народной педагогической культуры и в особенности тех ее элементов, которые направлены на сохранение родовых, клановых традиций и родосемейных отношений. Появляются новые формы, методы, средства, способствующие целостности жизнеобеспечивающей территории (при миграции территории может меняться, нет жесткого закрепления территории за этническим общностями). Традиционная педагогическая культура племен этого периода уже включает в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, факторы, методы, средства, содержание обучения и воспитания. Эффективными средствами воспитания детей и молодежи, а также сохранения традиционного воспитательного опыта являются народные традиции, обычаи, обряды, праздники, ритуалы игры, игрушки, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство и т.д.
Воспитательные системы этнических общностей пополняются элементами этнического содержания. Например, идеалы харизматических и культурных героев наделяются чертами, присущими только этому племени, специфические обряды посвящения во взрослую жизнь, своеобразные приемы закаливания и военно-физической подготовки и др. Целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, мужество, отвагу, стойкость.
Эффективным средством этнического воспитания являются сказания, предания, песни и другие формы устного творчества. Они оказывают положительное воздействие на сознание подрастающего поколения. Быть достойными героических предков, осознание себя соплеменником, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей, становится неотъемлемым элементом мировоззрения и этнического самосознания молодежи.
Развитие производительных сил способствует появлению излишков материальных ценностей, что приводит к появлению частной собственности. В результате военных стычек захватываются пленные – появляется рабство. Войны и грабежи способствовали обогащению и возвышению верхушки общества: вождей, старейшин и их приближенных. В результате происходит разложение первобытного общества. Этот процесс был долговременным, сложным и разновременным.
Вытеснение родовых отношений товарно-денежными привело к распаду племен и началу процесса формирования народностей. Они возникли в результате смешения и слияния племен, объединенных кровнородственными отношениями и территориальными связями. Определяющее значение при этом имел общий язык на основе племенных языков, элементы общей культуры и религии, а также наличие хозяйственных связей и общего энтонима (названия).
Первые народности сформировались в районах древнейших мировых цивилизаций: древнеегипетской, китайской, хетто-хатской, шумерской. В этот исторический период семья становится важнейшим общественным явлением. Общественное воспитание дополняется семейным. Наряду с «домами молодежи» стали возникать школы, которые в своей работе широко используют этнопедагогические знания, накопленные народом в течение многих веков.
Правящая верхушка общества сосредотачивает в своих руках зачатки знаний: предсказание наводнений, лунных и солнечных затмений, приемы лечения людей и др. Эти знания умело используются ими для укрепления своей власти. Облекая их таинственностью, мистикой они внушают народу мысли о божественном происхождении знания, о возможности владения им только избранными. В результате происходит разделение между занятиями, требующими умственного и физического труда.
Традиционная этническая педагогическая культура, сохранившаяся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, повседневном труде продолжает развиваться как в семье, так и в развивающихся школах и более того она служит основанием и источником педагогических идей великих мыслителей последующих эпох.
Переход от первобытного общества к рабовладельческому был, как уже отмечено выше, долгим. В разных регионах Земли он проходил в разное время и с различной протяженностью. Наряду с племенами и народностями возникали классовые общества. В них, вместе с новыми формами социализации и воспитания детей, сохранялись и традиционные.
Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в 4 тысячелетии до н. э. возникли города-государства Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия. Эти государства представляли крупные этносы со своей неповторимой культурой. Естественно, что формирующие государственные системы воспитания имели свои этнические характеристики, которые не только не забыты, но развиты и усовершенствованы в новых условиях. Почти в каждом городе имелись школы. Школы в этих древнейших государствах развивались под воздействием разнообразных факторов: социальных, экономических, этнических, географических и др. [7].
Развитие письма, сначала слогового (Ассирия), а затем фонетического (Финикия) упростили обучение грамоте. Это послужило мощным толчком открытия многочисленных школ писцов, которые назывались «домами табличек». Школы писцов опирались в своей работе на традициях народного патриархально-семейного воспитания. Влияние семейно-общинного уклада жизни, народных традиций воспитания на организацию и работу школ сохранялось на протяжении всего существования древних государств, Шумер, Аккад, Вавилона, Ассирии. При этом первостепенное место в обучении отводилось усвоению знаний, способствующих формированию учащихся, как представителей своего этноса – патриотов и защитников Родины.
Древние письменные памятники: Законы царя Вавилонии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), Законы Ассирии (2 половина 2 тыс. до н.э.), летопись ассирийского царя Ашшурбанапала (669-633 гг. до н.э.), книга притч иудейского царя Соломона (965-928 гг. до н.э.) и другие дают описание организации содержания и методов обучения и воспитания школ тех времен. Их работа основывается, прежде всего, на этнических воспитательных традициях предков. Например, в «Поучениях геракллеопольского царя» (XIII в. до н.э.) подчеркивается необходимость использования в воспитании молодежи мудрости предыдущих поколений: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству. В Древней Греции существовал даже закон, по которому родители, не обучившие сына ремеслу, лишались ухода и заботы в старости [4].
Вышеупомянутые письменные памятники свидетельствуют также о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопедагогических знаний. Среди них большое место отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов, ритуалов и жертвоприношений. По этим древним источникам можно сделать выводы, что начатки этнопедагогических знаний, зародившихся еще в первобытном обществе, были восприняты и развиты в период формирования крупных государств.
Но, наряду со школами, главным хранителем народных традиций воспитания детей продолжала оставаться семья. Она, как например, в Индии, являлась первой главной ступенью обучения и воспитания, после которой следовала следующая – общественная. В семейном воспитании твердо придерживались традиций предков. Отец занимал в семье главенствующее положение. Его авторитет поддерживался государством. Но в то же время он был и главным воспитателем детей. В «Кодексе Хаммурапи» (1792–1750 гг. до н.э.) особо подчеркивается, что за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу несет ответственность, прежде всего, отец. В шумерском «Сказании о сотворении мира» и «Законах Хаммурапи» (1792–1750 гг. до н.э.) указывается также, что воспитание является родительским долгом. В воспитании детей родители не только сами использовали прогрессивный воспитательный опыт прошлого, но и требовали этого же от школы. Сохранились клинописные таблички, на которых изложено требование родителей, чтобы учитель в воспитании использовал как образец жизнь предков, мудрых людей и старцев [4].
На жизнь людей древних государств огромное влияние оказывала религия. При храмах, святилищах, функционировали жреческие или высшие школы для избранных: детей высшей знати и жрецов. Они являлись средоточием научных знаний по философии, медицине, астрономии, физике, химии, литературе. В трактатах по философии этого периода также содержатся и обобщения этнопедагогического знания и традиционного этнического, общественного и семейного воспитания. В его содержании существенное место занимает традиционный опыт формирования этнической идентичности и этнического самосознания.
Религия также становится сложной, активной действенной системой воспитания не только детей и молодежи, но и всего народа. За многие века религиозное воспитание сложилось в продуманную педагогическую систему со всеми присущими ей признаками: целью, наставником, воспитанником, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов. Ее целью стало внедрение в сознание людей религиозной идеологии, формирование навыков и привычек богопослушного поведения. Кроме того, религии всех народов во все времена служили мощным средством формирования у верующих основ морали, духовности, так как в них представлен свод нравственных законов: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, чти мать и отца, не прелюбодействуй и др.
Таким образом, в период полного разложения первобытного общества и формирования рабовладельческой формации главными институтами воспитания и обучения становятся семья, государство, религия.
Имущественное и социальное расслоение существенно изменило воспитание. Из всеобщего, равного оно превращается в сословно-классовое. Но государства по-прежнему используют в школах опыт традиционного этнического воспитания для формирования у детей и молодежи этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности к защите своей земли, мужества, смелости, стремление к сохранению территориального и государственного единства.
При появлении ранних типов империй (Рим, империя Александра Македонского, Ацтеки, империя Мин в Китае и др.) начинает формироваться имперское самосознание, связанное с принадлежностью к социально-экономическому культурному центру. При этом этническая принадлежность человека становится вторичной. В связи с этим этническое воспитание направлено, прежде всего, на формирование гражданских позиций, патриотизма, и идеализацию существующих социальных систем и правителей. Одновременно институты религии практически выполняют социальный заказ, во многом нивелируя национальное своеобразие этносов. Этот процесс также связан с появлением так называемых «мировых религий» (христианство, ислам, буддизм), а также мировоззренческих систем: даосизм, конфуцианство, позднее марксизм и др.
Итак, зарождению педагогических знаний, а позже этнопедагогических, способствовал ряд предпосылок: исторических, этнологических, социополитических, экономических, культурных и др. К ним можно отнести следующие: возникновение сознания и трудовой деятельности первобытного человека; усовершенствование орудий труда, расширение трудового опыта, половозрастное разделение труда; появление членораздельной речи и возникновение языческой религии; возникновение примитивных идеологических представлений; развитие первобытной культуры: культовые пляски, обряды, наскальные изображения, статуэтки и др.; развитие устного народного творчества, традиций, обычаев, представлявших начатки практической философии и педагогики; появление первой этнической общности – племени; появление письменности и открытие школ, опирающихся в своей работе на традиционный этнический опыт воспитания; возникновение семьи, способствующей хранению и передаче традиционных народных воспитательных традиций; развитие государств; становление философии, обобщившей традиционные этнопедагогические знания.
Как показывает история, обращение общества к традиционному этническому воспитательному опыту происходит, прежде всего, в периоды национальных войн, религиозных преследований, социальных и политических кризисов. Взамен утраченных идеалов и ценностей общество обращается к традиционной народной культуре в поиске новых идеалов и ценностей. Угроза утраты языка, национальной культуры, этнической самобытности и необходимость консолидации многонационального российского государства актуализируют данную проблему и требуют введения этнопедагогических знаний в образовательный процесс школы, а также ее дальнейшего исследования.
1. Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии [Текст] / Т.И. Алексеева. - М.: Издательство МГУ, 1973. - 332 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV-ХVII вв. [Текст] / cост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - 363 с.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса [Текст] / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. - 412 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
5. Ключевский В.О. Курс русской истории [Текст] / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1987, т.1. - 430 с.
6. Кожахметова К.Ж. Этнопедагогическое знание как предмет методологического исследования [Текст] / К.Ж. Кожахметова // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, - 2003. - Ч. 1. - С. 66-69.
7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики [Текст]: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. - М.: Изд-во Росс. откр. ун-та, 1994. - 138 с.
8. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» [Текст]: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.
9. Любин В.П. Нижний палеолит [Текст] / В.П. Любин // Каменный век на территории СССР. - М., 1970. - С. 40-52.
10. Словарь иностранных слов. - 19 изд. - М.: Русский язык, 1990.
11. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии [Текст] / В.А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 368 с.