ПРОБЛЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ В МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время в молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе брачно-семейных отношений, в сфере репродуктивных установок и поведения, в оценке роли и ценности семьи как социального института и для человека, и для общества, и для государства. Следствием противоречий являются: предпочтение молодежью незарегистрированных форм брака; восприятие факта развода как нормы общественной жизни; увеличение статистики рожденных вне брака детей и несовершеннолетних матерей; увеличение возраста вступления в брак; переживание молодыми семьями материальных затруднений и потребности в социально-психологической поддержке. Сегодня большое значение приобретают новые методы, помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как гомеостазис общества, так и личностное равновесие. К этим методам относится социальный пиар, призванный решать разные социальные проблемы, в том числе и такую важную, как укрепление социального института семьи, посредством различных акций

Ключевые слова:
молодая семья, молодежь, незарегистрированные формы брака, материальные затруднения и потребности в социально-психологической поддержке, социальный пиар как метод решения социальных проблем укрепления социального института семьи
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Укрепление ценности семьи в сознании молодежи, укрепление социального института семьи в настоящее время становятся актуальными проблемами общества.

В современной России именно в молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные перемены и противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе брачно-семейных отношений, в сфере репродуктивных установок и поведения, в оценке роли и ценности семьи как социального института и для человека, и для общества, и для государства [7].

Воззрения современной молодежи на ценность семьи по результатам опросов характеризуются отдаленной позицией в рейтингах ценностей. Молодые россияне семье уготовили не первые роли: семья не вошла даже в пятерку приоритетов. Большинство (18%) респондентов ВЦИОМ назвали приоритетным доход, 11(%) предпочли порядок и стабильность, еще 8% считают главной ценностью возможность самореализации [8].

Причинами такого отношения к семье могут быть, согласно результатам исследований НИЦ Института молодёжи РФ, следующие проблемы: 43% молодёжи указывают на недостаток средств как на свою главную проблему; опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей; глобальной же проблемой современной молодежи является недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. В российском законодательстве не предусмотрен механизм поддержки молодых семей, ввиду чего единственным средством поддержания удовлетворительного уровня жизни является помощь родителей.

         Современным молодым семьям присуща тенденция к сожительству, нежелание регистрировать брак. По мнению демографов из НИУ ВШЭ, в России сожительство пока находится на переходном этапе: еще не стало абсолютным заменителем брака и не считается предпочтительным для совместного рождения и воспитания детей.

В то же время главным доводом за сожительство выступает чувство свободы и независимости в отношениях. По данным последней Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, около 4,4 миллиона пар состояли в незарегистрированном браке. Причем среди граждан младше 30 лет доля сожительств превышает 35 процентов [10].

Большая группа молодежного населения относится к студенчеству. Официально зарегистрированные союзы – 61% студентов состоят в юридически оформленном браке, а 39% – в гражданском [10].

Россияне отказываются от «штампа в паспорте» из-за отсутствия веры в прочность института брака, а также опасений за свое жильё и другое имущество, которое придётся делить в случае развода [1].

Вследствие предпочтения молодежью незарегистрированных браков увеличивается рождаемость вне зарегистрированного брака. На одну женщину, не состоявшую в зарегистрированном браке, в 1993-1994гг. приходилось 0,65 рождения, в 2002-2003 – 0,74, в 2011-2012 – 0,75. В настоящее время наблюдается большое количество рождений у несовершеннолетних: 40тыс. из 20млн. рожениц – несовершеннолетние девушки [5].

Около трети, то есть 5 млн. из 17 млн. российских семей приходится на матерей-одиночек с детьми. В России почти 2 млн. несовершеннолетних матерей. Это указывает на серьёзный кризис института семьи.

Обнаруживается ориентация в основном на однодетные семьи. Статистика показывает, что одного ребенка хотят 48%, двух – 39%, троих и более – 13% [3].

Тем не менее, по статистике, с 2010 года количество многодетных семей увеличилось на 25% и на 2017 год составляет 1 млн. 566 тыс. [10].

Первые пять лет брака по-прежнему – самые сложные, и на них приходится самый большой процент разводов. К разводам стали относиться намного проще и воспринимают данное явление как норму общественной жизни. По данным 2016 года количество разводов составило 61,7% от общего количества заключенных браков. Хотя еще в 2015 году этот показатель разводов в России составлял 52,7% [10].

Результаты социологического анализа причин и факторов трансформаций незарегистрированных браков в современной России позволяют сделать следующие выводы: незарегистрированные браки связаны с различными массовыми социальными явлениями, имеющими в различные времена экономический, идеологический, географический, этнографический, демографический, политический, стратификационный характер; со стремительной сменой социальных стандартов, устанавливающих основные показатели высокой статусности: образование, материальное благополучие и личную независимость; с нарастающими миграционными процессами, требующими частых перемен смен места жительства отдельными членами семьи.

Российская Федерация не признаёт правомерность существования незарегистрированных отношений, поскольку нет никаких обязательств, имеющих юридическую силу. Также в Семейном кодексе РФ гражданский брак не имеет своего определения, но данное понятие имело хорошие шансы попасть под юрисдикцию СК РФ в 2015 году и через два года считаться законным браком. Основанием для законодательной инициативы послужили собранные 100 000 подписей в поддержку такого законопроекта, но эта идея не нашла никакой поддержки у российских парламентариев, как 2015, так и 2017 году. Позиции политиков к понятию гражданский брак в 2017 году также остались неизменными.

Следует отметить, что современная структура молодой семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации [4].

Это обусловлено желанием отделиться от родителей, быстрее адаптироваться к ролям супругов, родителей. Кроме этого, наблюдается демократизация семейных отношений. (https://studwood.ru). Причиной появления этой тенденции является тенденция гуманизации. Оба супруга нуждаются в удовлетворении эмоциональных потребностей личности во внимании, заботе, поддержке, уважении.

Материальные и финансовые потребности по-прежнему являются значительными на ранних этапах семейных отношений. На данный момент 73% (по данным Росстата) молодых семей живут за чертой бедности, среди которых около 34% с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнения ими в полной мере репродуктивной и других социальных функций.

         Духовно-нравственные ориентиры молодежи не изменились. Молодые люди по-прежнему стремятся к самореализации и карьерному росту, перенося момент вступления в брак на второй план. Начиная с 2013 года, основным возрастом для замужества стал промежуток 25-30 лет. Количество девушек, которые вышли замуж в этом возрасте в 2 раза больше в 2015 г., чем в 1980 г. Если ранее наши родители вступали в брак до 25 лет, то сейчас ситуация поменялась.

Похожая ситуация и для мужчин. Мужчины стали вступать в брак в еще более зрелом возрасте, даже группа 35 лет и старше вступает в брак чаще, чем молодые люди до 25 лет.

В среднем возраст для регистрации семьи в России на 5-7 лет выше, чем был 30 лет назад; составляет 28 лет для девушек и 32 года для мужчин (по оценкам Fastlife и данным Госкомстата). В западных странах наблюдается похожая тенденция к увеличению возраста для брака: в Польше этот возраст – около 28 лет, а в Швеции – 34 года. В целом по России, с учётом Крыма, в январе-декабре 2016 года зарегистрировано 986 тысяч браков против 1161 тысячи браков в 2015 году (снижение на 15,1%).

         Таким образом, в условиях глубокой социальной дифференциации – дифференциации доходов, молодые семьи по разным причинам попадают в категорию дисфункциональных семей. Молодежь, потенциально готовящаяся создать семью, переживает определённые трудности, речь о которых шла выше. Всё это делает проблему социально-психологической работы весьма актуальной для всех категорий молодых семей.

         В данный момент в России наиболее весомым показателем дезадаптированности молодой семьи является неспособность обеспечить прожиточный минимум каждому члену семьи. Это проблема стоит довольно остро даже в центральном регионе. В целом социальная дезадаптация понимается как неэффективная реализация молодой семьей своих основных функций:

а) воспроизводства (качественного и количественного) населения;

б) обеспечения материальных средств для поддержания жизни ее членов.

Социальная поддержка и защита молодых семей является приоритетным направлением социальной политики государства, так как призвана обеспечивать гармоничное развитие новой ячейки общества.

Сегодня большое значение приобретают новые методы, помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как гомеостазис общества, так и личностное равновесие. К этим методам относится социальный пиар, призванный решать разные социальные проблемы, в том числе и такую важную как укрепление социального института семьи, посредством различных акций.

Социальный PR − это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (позитивных) отношений, а также формирование позитивных моделей поведения, в данном случае, по отношению к семейным ценностям и внутри семейной системы. Деятельность в этом направлении требует нестандартных подходов. Наиболее востребованными инструментами в данном контексте являются организация специальных федеральных программ социальной поддержки, социально-психологические мероприятия, социальная реклама.

Связи с общественностью в области психологии семьи могут быть рассмотрены как деятельность по продвижению морально-нравственных ценностей семьи с помощью PR-технологий, направленных на сохранение и укрепление значимости социального института семьи.

Для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции, необходимо налаживание серьезного и глубокого взаимопонимания со всеми, от кого зависит их успех и процветание, осуществление информационно-коммуникативной деятельности в сфере укрепления социального института семьи. То есть необходима разработка комплексной коммуникационной кампании проекта «Молодая семья», которая позволит установить взаимопонимание и согласие между государством и молодежью, как целевой аудиторией, потенциально планирующей создание семьи, а также будет стимулировать позитивное восприятие молодежью семейных ценностей.

Ближайшая цель коммуникационной кампании по оптимизации отношения молодёжи к ценности семьи является формирование положительного общественного мнения для обеспечения гармонизации общественных интересов и создания положительного настроя общественности к решаемой проблеме. Именно грамотная, последовательная и качественная система взаимодействия с молодёжной аудиторией позволит выстроить успешные коммуникации. Для реализации этого условия необходима двусторонняя коммуникация, т.е. обратная связь между деятельностью государственных органов и группами общественности, т.е. молодежью и общественностью в целом. Иными словами, важна соотнесённость интересов молодёжи и государства, реализация стратегической цели функционирования и развития государственной социальной политики, направленной на поддержку семьи, с учётом интересов и потребностей молодежи. В этой связи необходимы PR-инструменты как важная составляющая коммуникационной кампании (как система информационно аналитических и процедурно-технологических действий) [9, 11].

 

Основные направления деятельности по связям с общественностью в сфере государственной социальной политики, направленной на поддержку семьи:

1. PR Федеральных программ «Обеспечение жильем молодых семей»;

2. PR деятельности и услуг специальных социально-психологических центров поддержки молодых семей;

3. PR деятельности по оказанию психологической помощи семье.

Реализация PR 1

1. Государственная социальная политика, направленная на адаптацию семьи реализует в настоящее время и усиливает выполнение следующих целей:

  •  увеличение количества внедряемых федеральных программ, направленных на улучшение условий жизни молодых семей;
  •  государственные выплаты семьям;
  •  социальные выплаты, предоставление жилья и бесплатного образования детям.
  •  мероприятия, направленные на социализацию молодежи.

Ниже приводится перечень действующих во Владимирской области программ по субсидированию молодых семей:

Федеральная подпрограмма«Обеспечение жильем молодых семей» (часть федеральной программы «Жилище» на 2015-2020гг.). Действует на основании постановления № 889 от 25.08.2015г.

Областная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области» (часть программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» на 2014-2020гг.). Работает на основании постановления № 1390 от 17.12.2013г.

Муниципальные программы, в которых задействованы условия областной инициативы. Например, действует программа «Обеспечение жильем молодых семей города Владимира», действующая с 2004г. (постановление № 3775 от 14.10.2014г.), а также аналогичные программы в административных центрах районов области.

Создаются различные государственные программы помощи молодым семьям. Например, Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2011-2020 годы была утверждена правительственным постановлением в декабре 2010 года. Она разрабатывалась для решения жилищной проблемы в целом. Данная программа реализует национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам РФ».

Одна из подпрограмм этой целевой программы – «Молодой семье – доступное жилье» – предусматривает господдержку (субсидию) при приобретении (строительстве) жилья молодой семьей. Рассчитана на 2011-2020 годы.

Благодаря данным государственным программам уменьшилось число семей, нуждающихся в жилых помещениях. В 2012 году их количество составляло 417.611, а в 2016 – 387.683 семьи [10].

Как и раньше, молодым супругам в России необходимо время, когда они вынуждены проходить определённые ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место, общаться в кругу сверстников.

С посткризисного 2009 года наблюдался ежегодный прирост числа компаний, которые берут на работу выпускников, а с 2014 года, наоборот, – снижение.

Каждая пятая компания (20%), рассматривающая неопытных соискателей, предлагает им работу специалистом по продажам, закупкам или по работе с клиентами. Позиции помощников ассистентов основных специалистов назвали в 13% организаций. Примерно 11% работодателей принимают выпускников на инженерные специальности, столько же – на любые стартовые позиции в компании.

Молодежь стремиться освоить профессии, связанные с экономикой и управлением (27%). Государство же стремиться сократить бюджетные места на эти специальности и выделяет деньги на инженерные профессии (46% бюджетных мест за последние 10 лет) [2].

Реализация PR 2

Социально-психологическая адаптация к семейной жизни реализуется в специальных социально-психологических центрах поддержки молодых семей.

За последний год наблюдается небольшая положительная динамика в сфере создания семьи, однако для достижения более весомых результатов необходима дальнейшая поддержка молодых семей. Около 26% (по данным Росстата) молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.

         Основной целью деятельности Центра поддержки молодых семей является повышение социально-психологической защищённости молодого поколения.

Потребителями государственных услуг являются: молодежь (молодые граждане) – лица в возрасте от 14 до 30 лет; молодая семья – семья, в которой супруги или один из них не достигли возраста 30 лет, а также родители в возрасте до 30 лет, имеющие несовершеннолетних детей.

Реализация PR 3

Оказание психологической помощи семье заключается в формировании осознания ценности брака, детей и т.д.; в психологических знаний, необходимых в супружеской жизни; педагогических навыков и способностей к воспитанию детей; экономических и хозяйственно-бытовых знаний; «приспособления человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями данного общества и с собственными потребностями и интересами».

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время представление о браке у молодёжи имеет ряд особенностей: снижение значимости мотива любви и ответственности при выборе спутника жизни; расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнёра по повседневному общению; рассогласование образов партнёрши, с которой хотелось бы общаться, и будущей жены; пигмалионизм; нереалистичность и завышение требований к потенциальному партнёру по браку. В психологическом сопровождении нуждается весь период добрачных отношений (возможно, через посредство введения в программу обучения старшеклассников дисциплины «Психология семьи»), поскольку его содержание проецируется на качество содержания всех этапов жизненного цикла семейной системы.

 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в современных условиях специфику государственной социальной политики, направленной на поддержку семьи, определяет потребность в грамотном позиционировании и ведении открытого диалога с молодёжной аудиторией по всем существующим сегодня проблемам семьи. В коммуникационной кампании необходим постоянный мониторинг реализуемых действий, для того чтобы определить реакцию общественности касательно проводимых мероприятий, оценивать результаты деятельности для выработки рекомендаций на будущее.

Для этого необходимо: во-первых, исследовать уровень сформированности психологической готовности молодежи к семейным отношениям; во-вторых, предложить программу социально-психологической поддержки молодежи, готовящейся к созданию семьи и молодым семьям; в-третьих, исследовать мнение молодежной аудитории о качестве реализации федеральных социальных поддерживающих программ, оказании социально-психологической поддержки в практической деятельности с немедленным внедрением корректирующих действий; в-четвертых, организовать и провести комплекс мероприятий, направленных на практическое внедрение главной идеи – усиление ценности семьи в молодёжной среде; в-пятых, оценить результативность предложенной коммуникационной кампании [6; 9; 11].

Выбор коммуникационных средств для реализации этой цели достаточно широк – это и средства массовой информации, и реклама, и публичные выступления, и пресс-конференции, и презентации, и создание имиджа, и использование символики, празднеств, обрядовых действий, и многое другое, что способствует формированию эмоционально-положительного отношения молодежи к ценности семьи как социального института.

Совмещение рассматриваемых моделей двусторонней коммуникации позволит максимально эффективно использовать результаты проводимых исследований о стратегически важных целевых аудиториях, а также осуществить выбор коммуникативных технологий для достижения взаимопонимания и гармонии интересов между государством и молодёжной аудиторией, а также общественностью в целом, по проблеме укрепления социального института семьи.

Список литературы

1. Ростовская Т.К. Особенности матримониального поведения российской молодежи. - URL: http://regionculture.ru/Rostovskaya_02.pdf (дата обращения 07.04.2017).

2. Российская ежедневно-политическая газета «Известия» // ИЗВЕСТИЯiz: ежедн. Интернет-изд., 2017. - URL: http://iz.ru (дата обращения 19.10.2017).

3. Fastlife и данные Госкомстата. - URL: http://fastlife.su/ (дата обращения 19.10.2017).

4. Учебные материала онлайн. - URL: https://studwood.ru (дата обращения 19.10.2017).

5. Официальный сайт телерадиокомпании. «Первый канал». - URL.: www.1tv.ru (дата обращения 19.10.2017)

6. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» / Р.Н. Абрамов, Э.В. Кондратьев. - М.: КноРус, 2012. - 262 с.

7. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2004. - 243 с.

8. Российская ежедневная газета «LENTA.RU». - URL: https://lenta.ru/ (дата обращения 19.10.2017).

9. Новиков Д.В. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - 91 с.

10. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 19.10.2017).

11. Шишкин Д.П. PR-кампании: методология и технология: учебное пособие / Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко. - СПб: Роза мира, 2004. - 187с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?