ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГАХ МЕДИТАЦИЙ-ВИЗУАЛИЗАЦИЙ «ВНУТРЕННЕЕ ЖИВОТНОЕ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются усложняющиеся требования к профессиональным действиям сотрудников полиции и значение проведения тренинговых форм психологической работы в русле интегративной трансметодической модели психологической помощи. Представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей и стратегий преодоления стресса у участников тренингов по саморазвитию личности. В исследовании приняло участие 108 человек. По результатам проведения медитации-визуализации «Внутреннее животное» участники были разделены на три группы (экспериментальную и две контрольных). В целях нахождения общего в индивидуально-личностных особенностях использовался 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (16 PF (А)). В силу того, что архетипический образ представляет актуальную психологическую проблематику, для преодоления которой у личности не хватает осознаваемых способов, у респондентов изучались особенности коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации», выявляющего особенностей поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения. Для сопоставления выборок и определения значимых различий бал использован t-критерий Стьюдента. По каждому фактору и стратегии преодоления сравнивались экспериментальная группа и контрольные группы. При проведении тренинговых занятий по личностному саморазвитию с использованием медитации-визуализации «Внутреннее животное» проявились ее диагностические возможности.

Ключевые слова:
интегративная психология, психологический тренинг, медитации-визуализации, архетипические образы животных, стратегии преодоления стресса; индивидуально-психологические особенности.
Текст

     Многочисленные публикации сегодня посвящены не простым условиям службы в полиции. Данные исследований [5, 18, 21, 22, 23 и др.] указывают не только на высокий уровень стрессовых воздействий, которым подвергаются сотрудники органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей, но и обо все более усложняющихся требованиях предъявляемых к сотруднику. Это требования к повышению его психофизической и психоэнергетической устойчивости к стрессам, умению действовать в различных нестандартных и чрезвычайных ситуациях, развитию волевых усилий. В целях подготовки курсантов и слушателей высших образовательных организаций МВД России к профессиональным стрессам, повышенной активности, многообразными сложным как физически, так и умственно действиям и другим неблагоприятным факторам, а также развитию навыков преодоления негативных эмоциональных состояний, овладения основами психофизической и психоэнергетической регуляции, в течение трех лет (2015-2017) проводились тренинговые занятия по личностному саморазвитию, в которых приняло участие 108 человек.

   Выбор тренинговой формы работы как метода развития личности и курсантов и слушателей был обусловлен эффективностью позитивно-развивающего воздействия на личность в целом групповых форм психологической работы вообще и тренингов в частности, которая показана во многих научных работах [1, 2, 4, 19 и др.]. Создание данных тренингов основывалось на разработанной интегративной трансметодической модели психологической помощи [11, 12, 13, 14], в основе которой лежит субъектно-соучаствующая методология [15, 16] и концептуальный синтез идей из разных теоретических систем психотерапии, психокоррекции и психоконсультирования, готовность быстро и гибко менять подход, стремление к органичному использованию методик из различных направлений психологической помощи, что позволяет использовать в работе такие средства, методы и приемы, которые приводят к наиболее эффективному результату, оптимально подходят для решения конкретных проблем в конкретной ситуации, соответствуют индивидуально-психологическим особенностям личности как клиента, так и специалиста-психолога, индивидуальным особенностям и профессиональным возможностям. Кроме того, при разработке концепции тренингов по личностному саморазвитию главным образом использовался спектр практик и методик трансперсональной психологии, который тоже основан на интегративной методологии, весьма широк и достаточно хорошо описан в научной литературе [7, 8, 10 и др.] и представляют собой систему методов целостного (холистического) преобразования. Это потенциальный резерв для духовного и личностного развития, расширения мировосприятия, развития креативности и внутренней целостности. Они работают как механизм, раскрывающий внутренние ресурсы организма на различных уровнях: физическом, психическом и духовном. Следует отметить, что трансперсональные практики имеют особенности, которые настораживают специалистов-психологов ведомственных вузов, но именно они являются мощным ресурсным средством. Особенности эти заключается в том, что трансперсональные практики работают, во-первых, с трансовым опытом, который сугубо индивидуален в каждом конкретном случае, во-вторых, имеют большое количество видов (так называемых модальностей) и форматов, в-третьих, базой для работы выступает измененное состояние сознания. Основа их эффективности заключается в использовании глубинных ресурсов психики для достижения необходимых изменений.

     Одной из психотехник, используемой в тренинговом занятии была медитация-визуализация в которой предлагалось представить образ «внутреннего животного», «животных силы» [3, 8]. Считается, что данная психотехника восходит к культу тотемных животных и шаманским практикам, а научно базируется на диссертации Д. Стивенса «Звери силы, ментальные образы и самореализация». В ней он статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие, эти люди больше живут в настоящем, у них более отчетливые мотивации, у них положительное отношение к жизни [20].

   Обращаясь к К.Г. Юнгу, отметим, что животное, с его точки зрения, олицетворяет нечеловескую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного, чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает. Поэтому, соотнесения себя с животным означаетвключение бессознательного и его ресурсов, прикосновение к источнику жизни. По характеру и содержанию психотехника является способом соприкосновения с коллективным бессознательным через направленную визуализацию в измененном состоянии сознания.

     В процессе проведения обсуждения после проведения данной психотехники выяснялось какие образы (каких животных) визуализировались. У 5,5% курсантов и слушателей медитация-визуализация проходила неуспешно (участникам не удавалось расслабится и визуализировать образ), еще 5,5% «назначали» себе «животное силы», т.е. образ животного визуализировался сознательно. 7,4% участников засыпали во время проведения психотехники. 19,4% участников тренинга либо отказывались от обсуждения, либо были неискренни в своих высказываниях. Еще одна немногочисленная группа визуализировала незооморфные образы (герои мультфильмов, люди и др.). В 59,5% случаев визуализированный образ был зооморфен.

     Данный факт нужно считать естественным, так как, активизируя бессознательные уровни психики, психотехника поднимала универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение, т.е. архетипические образы. Архетипические образы представляют собой часть содержания архетипов коллективного бессознательного – вечно существующих вневременных единиц воздействия, выступающих регуляторами первичной человеческой натуры, представляющих собой формирующий принцип человеческого существования [9].

     В 1919 году К.Г. Юнгом в статье «Инстинкт и бессознательное» предложил, ставшею традиционной позицию о сущности и характере архетипов: «… трансформированные в образы психические процессы или первичные модели поведения» [25, с. 429]. Напомним, К.Г. Юнг предполагал, что архетипы коллективного бессознательного – это универсальные модели поведения, характерные для всех народов, а коллективное бессознательное как врожденный, глубинный слой бессознательного, идентично у всех людей и является «всеобщим основанием душевной жизни каждого» [26]. Рассуждая о взаимосвязи инстинктов и архетипов, К.Г. Юнг писал: «инстинкт – это автоматический наружный образ действия, а архетип – это расклад для понимания внутреннего смысла» [26]. Таким образом, архитепический образ несет «врожденное, неосознанное знание квази-восприятие образов, которое является формирующим фактором для результатов спонтанной фантазии» [25], т.е. знание, присущее бессознательному и доступное через интуицию. С точки зрения К.Г. Юнга, животные, которых мы видим в сновидениях или во время активного воображения, как правило, являются образами наших инстинктов, транслирующие нам знание, закрытое для сознания, но связанное с инстинктивным паттерном поведения, смысл которого утрачен.

     Из вышесказанного следует, что психотехника по визуализации в медитации образа «внутреннего животного», помогает обнаружить скрытую от сознания ресурсную проблему, бессознательное на «своем языке» показывает сознанию актуальную проблематику личности. Каждый архетипический образ помогает увидеть себя как в «зеркале», понять и выявить потенциальные психологические трудности, проработать их не входя в травматические эпизоды. Отметим также, что осознание «поднятого» материала через осознание архетипического образа представляется достаточно важным, поскольку слепое следование инстинкту оставляет нас в бессознательном, а понимание смысла наших действий позволяет действовать разумно. Для понимания того, какие инстинкты скрываются за обликом того или иного животного, полезно изучить архетипические образы этих животных, поскольку в юнгианской традиции между инстинктом и архетипом существует связь, которая была описана выше. Интерпретировать образы животных, «приходящих в наше сознание» необходимо для того, чтобы воспользоваться этой подсказкой бессознательного.

     Вернемся к результатам проведения тренинговых занятий. Из 59,6% случаев, с визуализированным зооморфным образом, 31,3% (20 человек из 64) курсантов и слушателей в медитации своим «внутренним животным» видели медведя. Частота этого архетипического образа в данной социальной группе обусловило дальнейшее исследование. В целях нахождения общего в индивидуально-личностных особенностях предполагалось изучить у данных курсантов и слушателей (экспериментальная группа (ЭГ)) индивидуально-психологический профиль личности на основе 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (16 PF (А)) [6]. В силу того, что архетипический образ представляет актуальную психологическую проблематику, для преодоления которой у личности не хватает осознаваемых способов, у данной выборки респондентов изучались особенности коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации» [17], выявляющего особенностей поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения. В эмпирическом исследовании были выделены две контрольные группы. Контрольную группу №1 (КГ 1) составили курсанты и слушатели, у которых медитация-визуализация проходила неуспешно, либо образ животного визуализировался сознательно, либо засыпали во время проведения психотехники (20 человек). Контрольную группу №2 (КГ 2) составили курсанты и слушатели, у которых визуализировался зооморфный образ (20 человек). Результаты исследования индивидуально-психологический черт личности представлен в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Усредненные индивидуально-психологический профили личности на основе 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (16 PF (А))

     Для сопоставления выборок и определения значимых различий бал использован t-критерий Стьюдента. По каждому фактору сравнивались экспериментальная группа и контрольные группы.

Таблица 1.

Критические значения для данных выборок

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71

 

     Так были обнаружены значимые различия по фактору С (слабое «я» сила «я») между экспериментальной и контрольной группой №1 получен результат: tЭмп = 4.6. Полученное эмпирическое значение t (4.6) находится в зоне значимости. Между экспериментальной и контрольной группой №2.            Полученное эмпирическое значение t находится в зоне неопределенности.

     По фактору G («Сверх-я» слабость / «сверх-я» сила) при сравнении экспериментальной и контрольных групп №1 и №2 получен результат: tЭмп = 3.1 и tЭмп = 4.5. Полученные эмпирические значения t (3.1) и t (4.5) находятся в зоне значимости.

     По фактору Q3 (импульсивность – контроль желаний) при сравнении экспериментальной и контрольных групп №1 и №2 получен результат: tЭмп =6.9 и tЭмп = 9.7. Полученные эмпирические значения t (6.9) и t (9.7) находятся в зоне значимости.

    По фактору Q4 (нефрустрированность – фрустрированность) при сравнении экспериментальной и контрольных групп №1 и №2 получен результат: tЭмп = 3.8 и tЭмп = 3.8. Полученные эмпирические значения t (3.8) и t (3.8) находятся в зоне значимости.

    Таким образом, экспериментальная группа, визуализирующая образ медведя, по индивидуально-психологическим характеристикам отличается от контрольных групп №1 и №2 эмоциональной устойчивостью, выдержанностью, спокойствием, работоспособностью, умением избегать трудности, высокой нормативностью, сильным характером, обязательностью, настойчивостью, ответственностью, наличием высокого чувство долга, развитым самоконтролем и волей, эффективными лидерскими качествами, в сочетании с расслабленностью, отсутствием фрустраций и излишней удовлетворенностью.

    По итогам эмпирического исследования были отмечены и значимые различия у контрольной группы №2, визуализирующей различные зооморфные образы, по факторам: F, L, M. Это дает возможность охарактеризовать данную группу как более беззаботную, жизнерадостную, импульсивную, откровенную, доверчивую, внутренне расслабленную, неподозрительную, мечтательную, с богатым воображением, увлеченную внутренними иллюзиями, возможно менее уравновешенную.

   Проведем параллель между полученными результатами и архетипическим образом медведя. Как правило, в разных мифоэпическихсистемах он символизирует силу, смелость, стойкость, выносливость (факторы C, G, Q3), но и жестокость, ярость (в исследовании таких данных не получено), а также леность (фактор Q4). Кошкарова Ю.А., считает, что по сути, образ медведя воплощает архетип самости, отражающий личное зрелое самосознание человека и объективный взгляд на мир[9]. Таким образом, визуализация образа медведя, может свидетельствовать о гармоничном состоянии личности курсантов и слушателей в данный момент жизни, об ощущении в полной мере своих жизненных сил и возможностей, энергетических ресурсов, об удовлетворении самим собой.

    Рассмотрим результаты изучения у экспериментальной и контрольных групп особенностей коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации». Усредненные результаты представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Усредненные результаты особенностей коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации»

    Аналогично предыдущему анализу результатов для сопоставления выборок и определения значимых различий бал использован t-критерий Стьюдента. По каждой стратегии преодоления сравнивались экспериментальная группа и контрольные группы. Критические значения для данных выборок представлены в таблице 1.

   Были обнаружены значимые различия по более частому использованию активной стратегии «ассертивные действия» представителями экспериментальной группы при сравнении ее с контрольными группами №1 и №2 получен результат: tЭмп = 20.1 и tЭмп = 12.6. Полученные эмпирические значения t (20.1) и t (12.6) находятся в зоне значимости. Таким образом, группа, визуализирующая во время медитации образ медведя преимущественно пользуется активной и уверенной стратегией преодоления стресса, в достаточной мере у представителей этой группы развиты стратегии «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки». Значимые значения по использованию стратегий преодоления также получены у контрольной группы №2 при сравнении с экспериментальной группой и контрольной группой №1 по стратегиям «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки». Данные стратегии контрольной группой №2 используются чаще, что также является конструктивным при преодолении стресса. Существенные различия в использовании стратегий «осторожные действия», «импульсивные действия» и «избегание» наблюдаются у контрольной группы №1. При сопоставлении с другими группами по t-критерию Стьюдента полученные эмпирические значения находятся в зоне значимости, также как и по стратегиям «асоциальные действия» и «агрессивные действия».

     Для подтверждения выводов, рассчитаем общий индекс конструктивности стратегий преодолевающего поведения (ИК)[27]для каждой группы.

Таблица 2.

Усредненные результаты особенностей коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации»

Стратегии преодоления

ЭГ

КГ №1

КГ №2

Ассертивные действия

24,05

9,48

15,43

Вступление в социальный контакт

22,38

9,57

28,00

Поиск социальной поддержки

21,81

9,71

28,57

Осторожные действия

8,52

24,33

9,48

Импульсивные действия

9,57

24,38

9,57

Избегание

9,33

23,00

9,71

Непрямые действия

10,19

10,29

10,19

Асоциальные действия

9,48

15,19

9,86

Агрессивные действия

8,90

15,10

9,57

 

     ИК рассчитывается по формуле, ИК=АП:ПА где АП – сумма показателей субшкал 1,2,3; ПА – сумма показателей субшкал 6,8,9.

     Конструктивная стратегия является «здоровым» и активным преодолением, а в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека. ИК оценивается в соответствии со следующими параметрами:ИК <  0,85 – низкая конструктивность;ИК = {0,86 – 1,1} – средняя конструктивность;ИК > 1,1 – высокая конструктивность.

  • ИК (ЭГ)=24,05+22,38+21,81 / (9,33+9,48+8,90)=68,24 / 27,71=2,46 – высокая конструктивность;
  • ИК (КГ 1)=9,48+9,57+9,71 / 23,00+15,19+15,10=28,76 / 53,29=0,54 – низкая конструктивность;
  • ИК (КГ 2)=15,43+28,00+28,57 / 9,71+9,86+9,57=72 / 29,14=2,47 – высокая конструктивность.

     Подводя итог, следует отметить, что при проведении тренинговых занятий по личностному саморазвитию с использованием медитации-визуализации «Внутреннее животное» проявляются ее диагностические возможности. Так, например, курсанты и слушатели, у которых медитация-визуализация проходит неуспешно, либо образ животного визуализируется сознательно, либо они засыпают во время проведения психотехники, обладают низкой конструктивностью в преодолении стрессовых ситуаций, не стрессоустойчивы, не умеют использовать как свои внутренние ресурсы, так и социальные. Если же курсантам и слушателям удается визуализирующей различные зооморфные образы, то это дает возможность говорить о наличии внутреннего (психологического) благополучия в данный момент времени, отсутствия у них ярко выраженной внутренней проблематики, умения пользоваться конструктивными стратегиями преодоления стресса с положительным использованием социальных контактов. Визуализация образа медведя, может свидетельствовать о личностной зрелости и гармоничном состоянии личности в данный момент жизни, стрессоустойчивости и умению справляться со стрессами с помощью подключения внутренних и социальных ресурсов.

Список литературы

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: Практ. рук-во. - М., 1999.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное пособие. - М., 2000.

3. Вачков И.В. Метафорический тренинг. - 2-е изд. - М.: «Ось-89», 2006.

4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2002.

5. Гольцева Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний // Вестник Томского государственного педагогического университета №6, 2012. с. 221-227.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПБ., 2003. С.265.

7. Козлов В.В. Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. - М., 2004.

8. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - С. 12-15.

9. Кошкарова Ю.А. Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России. - М.: Изд-во «Раритет-Инфо», 2012.

10. Лабковская Г.С. Интенсивные интегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство [Электронный ресурс]. - URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения: 25.01.2018).

11. Мальцева Т.В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: Учебное пособие. - Руза, 2012.

12. Мальцева Т.В. Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 328-333.

13. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: монография. - М.: Московский университет МВД России, Изд-во УРАО, 2005.

14. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

15. Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы: Дис. … доктора психол. наук. - М., 2000.

16. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении: научно-практическое пособие. - М: ВНИИ МВД России, 2005.

17. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001. С. 313 -316.

18. Пряхина М.В., Кобозев И.Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика. - СПб., 2011.

19. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб: Питер, 2006.

20. Стивенс Д., Седлетски-Стивенс Л. Секреты шаманизма - София, Киев, 1996 - С. 4.

21. Стряпина Н. В. Особенности формирования эмоциональной устойчивости у слушателей, проходящих первоначальную подготовку // Прикладная психология и педагогика. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2016. Т.1. №.1. С. 6-6. DOI:https://doi.org/10.12737/18802.

22. Уразаева Г.И. Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел и психологическая безопасность их личности: Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика: Материалы «Международной научно-практической конференции. - Ч. 1. - Казань, 2012. - С. 576-582.

23. Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел. Автореф. дис. … к.пс.н. - СПб, 2009.

24. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного [Текст] / К.Г. Юнг // Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.

25. Якоби, И.И. Психологическое учение К.Г. Юнга [Текст] / И.И. Якоби // Юнг К.Г. Дух и жизнь. - М.: Практика, 1996.

26. URL: https://royallib.com/book/yung_karl/instinkt_i_bessoznatelnoe.html (дата обращения: 25.02.2018).

27. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/08/18/strategii-preodoleniya-stressovyh-situatsiy-sacs-s (дата обращения: 25.01.2018).


Войти или Создать
* Забыли пароль?