АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО МОЛОКУ И МОЛОКОПРОДУКТАМ НА ОСНОВЕ БАЛАНСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны является продовольственная независимость. Главным показателем, характеризующим продовольственную безопасность страны, является уровень (независимости) самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, который определяется на базе балансов продовольственных ресурсов.

Ключевые слова:
продовольственная независимость; балансы продовольственных ресурсов; Доктрина продовольственной независимости; анализ производства молока; поголовье коров.
Текст

Продовольственная безопасность является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны. Ее основные задачи и критерии сформулированы в  Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ в № 120 от 30.01.2010 г.  В соответствии с Доктриной стратегическая цель Российской Федерации — обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием [2].

Основным показателем, характеризующим продовольственную безопасность страны, является уровень (независимости) самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции. Он определяется на базе балансов продовольственных ресурсов.

Балансы продовольственных ресурсов – система показателей, характеризующих источники формирования ресурсов основных видов продовольствия и каналы их использования. Он отражает движение продукции от момента производства до момента конечного ее использования, позволяет осуществить текущий анализ, оценивать потребности в импорте, определять фонды потребления продуктов питания. Балансы составляются статистическими органами за календарный год в натуральном выражении по основным продуктам питания. Балансы, составляемые по видам продукции (за исключением зерна) содержат данные как по сырым продуктам (первоначальным видам продукции), так и продуктам переработки в переводе в основной вид продукции.

Информационной базой при составлении балансов являются данные форм федерального статистического наблюдения, годовых специализированных форм бухгалтерского отчета сельскохозяйственных организаций, выборочных обследований домашних хозяйств, единовременных учетов и переписей, таможенной статистики [2].

Обоснование актуальности оценки продовольственной независимости Московской области

Актуальность и обоснованность оценки продовольственной независимости Московской области по данному виду продукции объясняется тем, что для данного региона характерен значительный стабильный рост численности населения, что непременно ведет к увеличению объема потребления жизненно необходимых для человека продуктов питания.

На рис. 1 приведена динамика численности населения Московской области по годам за период 2011–2016 гг.

Рис. 1. Численность населения Московской области 2011–2016 гг.

Далее проведем анализ производства молока в Московской области и оценим произошедшие изменения, ведь соотношение численности населения и объемов производства молока в регионе оказывает влияние на продовольственную независимость. Для этого составим табл. 1, отражающую динамику производства молока за период 2011–2016 гг.

Таблица 1

Динамика производства молока в Московской области за 2011–2016 гг.

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Поголовье, тыс. гол.

120,9

100,5

109,7

100,3

99,8

97,7

Продуктивность, тыс. тонн

6,0

6,9

5,9

6,4

6,3

6,4

Валовая продукция, тыс. тонн

727,5

693,0

643,9

637,4

631,1

628,9

Товарная продукция, тыс. тонн

440,9

429,7

396,6

407,3

412,1

422,9

Уровень товарности, %

60,6

62,0

61,6

63,9

65,3

67,2

 

По данным табл. мы видим, что численность поголовья изменяется, причем значительно. Наибольшая численность поголовья имеет место в 2011 г., когда она составляла 120,9 тыс. голов, а наименьшая 97,7 тыс. голов в 2016 г., таким образом, численность поголовья коров Московской области в 2016 г. по сравнению с 2011 г. сократилась на 19%. Продуктивность, наоборот, в 2016 г. увеличилась по сравнению с 2011 г. Наибольшая продуктивность наблюдается в 2012 г., это связано с тем, что поголовье в этот год значительно снизилось, но при этом не произошло сильного спада объемов производства. Уровень товарности продукции в сельском хозяйстве Московской области увеличился на 6,6 п.п., что говорит об увеличении доли хозяйств, занимающихся рыночным производством сельскохозяйственной продукции. Это является безусловным преимуществом, потому как говорит об увеличении инвестиционной привлекательности отрасли в динамике.

Далее установим факторы и причины изменения объема производства продукции. Известно, что объем производства продукции молочного скотоводства зависит от поголовья и продуктивности животных, обеспеченности скота кормами и помещениями, рационов кормления, породности животных, условий их содержания.

Мы провели факторный анализ изменения объемов производства молока, учитывая влияние факторов первого уровня, к которым относятся численность поголовья животных и их продуктивность (табл. 2).

Таблица 2

Результаты расчетов показателей, необходимых для проведения факторного анализа производства молока

 

ВП0

ВП

ВП усл

ВП 1

ВПпг

ВПпр

2011

-

-

-

-

-

-

2012

727,5

-34,5

603

693

-124,5

90

2013

693

-49,1

756,93

643,9

63,93

-113,03

2014

643,9

-6,5

591,77

637,4

-52,13

45,63

2015

637,4

-6,3

638,72

631,1

1,32

-7,62

2016

631,1

-2,2

615,51

628,9

-15,59

13,39

Для расчетов введем условные обозначения:

ВП – объем производства предыдущего года;

ВП – разница в объеме производства текущего и предыдущего года;

ВПусл– произведение продуктивности предыдущего года и поголовья коров анализируемого года;

ВП1–  произведение продуктивности и поголовья коров анализируемого года;

ВПпг – изменение поголовья коров;

ВПпр – изменение продуктивности.

На основании данных показателей проведем факторный анализ производства молока в Московской области, результаты анализа обобщим в табл. 3.

Таблица 3

Факторный анализ объема производства молока по Московской области 2011–2016 гг.

Год

Изменение

в том числе, за счет

поголовья

продуктивности

2011

-

-

-

2012

-34,5

-124,5

90

2013

-49,1

63,93

-113,03

2014

-6,5

-52,13

45,63

2015

-6,3

1,32

-7,62

2016

-2,2

-15,59

13,39

 

Таким образом, мы видим, что в 2016 г. по сравнению с 2015 г. производство молока сократилось на 2,2 тыс. тонн, в том числе за счет уменьшения среднегодовой численности поголовья на 2,1 тыс. голов надой уменьшился на 15,59 тыс. тонн, а из-за увеличения продуктивности коров на 0,1 тыс. тонн, объем производства увеличился на 13,39 тыс. тонн. Объем производства молока непосредственно связан с уровнем продовольственной независимости.

Оценка уровня продовольственной независимости Московской области

Проведем анализ показателей продовольственной независимости Московской области за 2011 – 2016 гг. по молоку и молокопродуктам и степени достижения пороговых значений, установленных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации на основе методики Н.И. Шагайда и В.Я. Узун.

В табл. 4 консолидируем данные из балансов производственных ресурсов по молоку и молокопродуктам за период 2011–2016 гг., которые потребуются нам для дальнейших расчетов.

Таблица 4

Данные балансов производственных ресурсов молока и молокопродуктов за 2011 – 2016 гг.

 

 

Ресурсы

Использование

 

Запасы на начало года

Производ-ство

Ввоз, включая импорт

Итого ресурсов

Производс-твенное потребление

Потери

Вывоз, включая экспорт

Личное потребле-ние

Запасы на конец года

 
 
 
 

2011

83,1

727,5

2314,5

3125,1

53,6

0,5

1206,0

1774,0

91,0

 

2012

91,0

693,0

2470,7

3254,7

56,3

0,6

1187,1

1873,9

136,8

 

2013

136,8

643,9

2514,1

3294,8

51,3

0,3

1179,1

1921,5

142,6

 

2014

142,6

637,4

2383,8

3163,8

53,7

0,6

1138,2

1816,1

155,2

 

2015

155,2

631,1

2196,2

2982,5

60,3

1,3

895,3

1844,5

181,1

 

2016

181,1

628,9

2317,3

3127,3

51,8

0,5

993,6

1883,5

197,9

 

В табл. 5 наблюдается положительная динамика запасов молока и молокопродуктов на начало и конец года: в 2016 г. по отношению к 2011 г. запасы выросли более чем в 2 раза.

Прежде чем переходить к анализу данных, следует дать некоторые пояснения по методике расчетов. Уровень продовольственной независимости продуктами в настоящей работе рассчитан по формуле:

ПН = (ОП / ОЛ) х 100,

где ОП – объем производства + изменение запасов (запасы на начало года – запасы  на конец года); ОЛ – объем потребления (объем личного + объем производственного потребления).

Итоги расчетов продовольственной самообеспеченности Московской области молоком и молокопродуктами представлены  в табл. 5.

Таблица 5

Итоги расчетов продовольственной независимости Московской области по молоку и молокопродуктам по методике Н.И.Шагайда и В.Я.Узун

Согласно данной методике, экспорт учитывается в составе показателя «объем производства», так как этот объем используется на потребление как внутри страны, так и для экспорта [3].

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации утверждены пороговые значения показателя по молоку и молокопродуктам на уровне не менее 90% [4]. Таким образом, получается, что уровень продовольственной независимости Московской области недостаточен. Из табл. 4 мы видим, что недостаток восполняется за счет ввоза молока из регионов, где имеются обширные луговые пастбища, богатые разнообразными зелеными кормами. Основной центр молочного животноводства в России – это Приволжский федеральный округ, на который приходится почти треть всего отечественного производства молока (около 9,5 млн тонн).

Далее рассмотрим методику, основанную на показателях оценки производства и потребления продовольствия, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [2]. Показатели оценки продовольственной безопасности региона соотнесены со следующими критериями:

– уровень продовольственной самообеспеченности региона;

– степень удовлетворения физиологических потребностей населения в продовольственной продукции;

– уровень экономической доступности продовольствия [1].

Уровень продовольственной самообеспеченности региона предлагаем оценить с помощью коэффициента самообеспеченности (Кс), который характеризует, насколько в полном объеме регион обеспечивает потребности населения в различных видах продовольственной продукции за счет местного производства:

где q – фактический объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции в регионе за отчетный период;

n – численность населения, проживающего на территории региона;

qp – количество продовольствия, необходимого для 1 чел. в соответствии с установленными рациональными нормами потребления (для расчетов будем использовать 330 кг/чел./год) [3].

Рассчитаем уровень продовольственной независимости Московской области по методике, основанной на показателях оценки производства и потребления продовольствия, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. В результате проведенных расчетов Кс может принять различную величину: значение показателя можно отнести к низкому (Кс ≤ 0,5), допустимому (0,5 < Кс ≤ 0,9) или оптимальному уровню (0,9 < Кс≤ 1) самообеспеченности региона продовольствием. Результаты приведены на рис. 2.

Рис. 2. Коэффициент самообеспеченности, рассчитанный на основе показателей оценки производства и потребления продовольствия, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации

Показатель самообеспеченности Московской области молоком и молокопродуктами, рассчитанный по данной методике, несмотря на увеличение производства молока и молокопродуктов, также, как и в первом случае показывает низкий уровень.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что население региона не обеспечено молочными продуктами в соответствии с рациональными нормами питания.

Главным источником обеспечения продовольственной независимости являются сельскохозяйственные организации, поэтому необходима усиленная поддержка их со стороны региональных властей.

Современное состояние молочного подкомплекса формирует угрозу продовольственной независимости Московской области, поэтому возникает необходимость разработать эффективно действующий механизм управления молочным подкомплексом, который поможет вывести регион из сложившейся обстановки. Данный механизм складывается из целого комплекса мероприятий, таких как: поддержка племенного животноводства; повышение доступности краткосрочных и долгосрочных кредитов для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций; повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе; внедрение энергосберегающих технологий; укрепление материально-технической базы; проведение противоэпидемиологических мероприятий; комплекс мер по развитию кооперации и интеграции с сельскохозяйственными перерабатывающими предприятиями АПК; оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства; создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.

Решение одной назревшей проблемы поможет устранить и другие. Так, увеличение объемов собственного производства молока в хозяйствах всех категорий позволит довести его потребление населением региона до рекомендуемых норм, снизит импорт молока, а также предоставит возможность экспорта данного продукта.

 

Благодарности: выражаю благодарность за помощь и ценные советы при подготовке статьи научному руководителю канд. экон. наук Тихоновой Анне Витальевне, доценту кафедры статистики и эконометрики РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

 

Список литературы

1. Интегральная оценка продовольственной безопасности регионов ЮФО/ Антамошкина, Е.Н. - М.:Вестник Волгоградского государственного университета, 2014. - с.6 - 16 (Серия 3: Экономика. Экология).

2. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828. - (Дата обращения: 02.12.2017)

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 №593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.consultant.ru. - (Дата обращения 20.12.2017)

4. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы / Н.И. Шагайда, В.Я. Узун. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 110 с. - (Научные доклады: экономика).

5. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. Тихонова А.В. Страхование в сельском хозяйстве: элемент защиты или очередной барьер на пути к успеху? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2016. - № 6. - С. 41-46.

7. Тихонова А.В. Об основополагающих принципах государственной поддержки сельского хозяйства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 6 (339). - С. 111-121.

Войти или Создать
* Забыли пароль?