Россия
В статье рассмотрены актуальные проблемы мотивации современных студентов на уроках истории. Определяются задачи, стоящие перед преподавателем профессионального образовательного учреждения. Приводятся примеры практических приемов и методов внешней и внутренней мотивации.
мотивация, постиндустриальное общество, референтная группа, сознание, внимание, компетентность, позитив, планирование.
Студент – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями,
а факел, который нужно зажечь.
Л. Арцимович
Данная работа является актуальной, так как тема мотивации обучения никогда не стареет. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно, легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Преподаватель призван разбудить у студентов врожденную потребность в познании, сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности.
Мотивация учебной деятельности не является однородной, зависит от значительного числа факторов, включающих индивидуальные особенности студентов, особенности ближайшей референтной группы, развития студенческого коллектива и иных факторов. С другой стороны, представляя собой психическое явление, мотивация поведения человека всегда является отражением взглядов, установок, ценностных ориентаций той социальной группы, общности, представителем которой является личность. И потому задача преподавателя профессионального образовательного учреждения учитывать эти психологические особенности, а также то, что главным признаком мотивированного поведения человека считается наличие намерения к выполнению деятельности [1].
Только зная то, что движет студентом, что побуждает его к деятельности на уроке, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов организации учебной деятельности. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие.
В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить студента ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Задача преподавателя начального и среднего профессионального образовательного учреждения учитывать психологические особенности подросткового и юношеского возраста, а также то, что главным признаком мотивированного поведения человека считается намерение выполнять деятельность. Другой задачей преподавателя является формирование у студента компетентностного подхода, т.е. студенту нужно понять, что знание это не застывшая догма, это живое явление. Именно поэтому необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать студента трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности [10].
Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если студента не учат, а создают такие условия, в которых он учится. Организация таких условий связана с проблемой развития мотивации. Устойчивый познавательный интерес студентов, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса [7].
Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Педагоги знают, что студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед образовательным учреждением стоит задача по формированию и развитию у обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Образовательная мотивация – система фактов, обусловливающих учебную деятельность и поведение студентов. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. Важное условие образовательной мотивации студента – принятие его как личности со стороны сверстников, родителей и педагогов. Большое внимание на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение студентом собственного развития, что во многом зависит от личности педагога, оказывающего на него повседневное влияние [12].
Сами по себе знания, которые студент получает в учебном заведении, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить диплом, избежать порицания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае его побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.
Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения обучающегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, педагогов т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
• мотивация, имеющая положительный характер. Эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, педагог может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность студентов, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей [4].
Познавательный интерес – сильный внутренний мотив, и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Три кита учебной мотивации:
• это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний;
• ощущение свободы выбора;
• ощущение успешности (компетентности).
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность студентов. Они дают им замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. Нужно, чтобы к студенту пришло понимание, что на уроке он учиться думать, а затем может применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях [13].
Выше мы обратились к общим вопросам внутренней и внешней мотивации. Теперь перейдем к более подробному описанию методов и приемов, используемых нами на уроках.
Особенностью данной работы является то, что автор стремится отразить приемы и методы психологической и педагогической мотивации на всех этапах урока. Для примера выбран комбинированный урок.
Мотивацию лучше начинать еще до начала урока. Здесь очень хорошо помогает музыка, подбираемая к теме урока. Простая перестановка парт также меняет отношение студента к уроку.
1. Организационная часть. Мотивация начинается с приветствия. На этом этапе урока очень важно переключить внимание студентов с предыдущего урока (возможно, любимого и достаточно интересного) на предстоящий. Этому способствуют вопросы и фразы, произносимые доброжелательно и шутливо, а возможно, и строго (в зависимости от ситуации). На этом этапе главной психологической составляющей являются переключение и концентрация внимания и благоприятный настрой на урок.
2. Постановка цели и задач урока. Здесь озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы (особенно если предполагается групповая работа), определяются роли (в случае использования игры), сообщается о системе оценивания (устных и письменных ответов), даются инструкции по выполнению самостоятельных заданий. На этом этапе урока мотивация студентов должна быть максимальной. Речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать обучающихся новой темой. Здесь можно использовать ситуацию предположения, основанную на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. В завершение этапа обязательно ставятся вопросы, которые должны быть как бы «мостиком» к следующему этапу.
3. Актуализация знаний. На этом этапе необходимо организовать действия студентов, направить их на решение проблем и достижение целей урока. Так как материал учебной программы тесно взаимосвязан, то повторение пройденного является необходимой составляющей урока, потому мотивация этого этапа может включать устный опрос, вопросы для повторения. Но при опросе задавать не только те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и, соответственно, более глубокого понимания материала и интереса к нему. Вопросы должны быть соотнесены с индивидуальной, фронтальной или комбинированной формой опроса. Умение задавать такие вопросы – это навык, которому можно и нужно научиться. Нами подготовлена серия общих вопросов, которые можно применять в разных учебных ситуациях.
Можно использовать тестовые задания, но поскольку они уже достаточно надоели, их можно заменить решением кроссвордов, ребусов, шарад, составленных по изучаемой теме студентами предыдущих курсов или преподавателем. Задания должны точно отражать содержание материала темы. На решение отводится время, в зависимости от сложности задания, но не более 5 минут. Очень помогают воспроизведению усвоенных знаний и задания, в которых студентам предлагают найти ошибки в тексте (можно указать количество ошибок). Вызывает у студентов интерес и задание, предлагающее по описанию отгадать предмет, находящийся в «ящике вопросов».
По завершении данного этапа обязательно подводятся итоги, отмечаются наиболее удачные ответы. Здесь особое внимание уделяется студентам, которые раньше не были активными на уроках. Важно поощрять тех, кто задает вопросы. Особенно следует хвалить за вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Особенностями психологической мотивации на данном этапе являются новизна (кроссворд, шарада, ребус), ситуация успеха (при ответе на вопросы) и здоровая конкуренция.
4. Первичное усвоение новых знаний. Вариантов мотивации на этом этапе много. Так как усилению интереса современных студентов способствует занимательность изложения (примеры, факты), вызов удивления (необычная форма преподнесения материала), анализ жизненных ситуаций (факты, связанные с историческими личностями), можно предложить фрагмент учебного фильма по изучаемой теме. Для разных групп выбираются разные фрагменты одного и того же фильма. Выбор зависит от работоспособности, интеллектуального уровня группы, интересов студентов. После просмотра задается вопрос, ответ на который будет кратким содержанием новой темы.
Используются на этом этапе проблемные задания, а также и графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура, иногда носящие противоречивый характер, могут стать началом обсуждения темы.
Не исключается и традиционное изложение нового материала преподавателем. Но оно должно быть эмоциональным. Не обязательны бурные эмоции, возможно повествование «сказочным стилем», который очень подходит к изложению материала о древней истории.
На этом этапе задействованы такие психологические процессы, как образное мышление, воображение и творчество студентов.
5. Первичная проверка понимания. Цель данного этапа урока – повысить внимание студентов к самым основным моментам урока и ликвидировать пробелы в знаниях. Здесь можно предложить следующие методы, повышающие это внимание: ситуативная методика (важно, чтобы студенты не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося), ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах. Можно обсудить проблемное задание (например, можно ли согласиться с мнением: «В 1917 г. царя "смахнули с плеча", что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?»). Часто используется индивидуальный или фронтальный опрос с обязательным поощрением студентов за стремление высказывать свои мысли, делать обобщения, анализировать материал. Не исключается и система карточного опроса (возможно использование тестов). Применяется и тематический диктант (при этом зачитываются определения, а студенты должны написать слова, к которым эти определения относятся).
Главными мотивационными факторами этого этапа являются связь с современностью, неоднозначные оценки и подходы к конкретным фактам. Кроме того, данное направление может стать и фактором воспитания гражданственности студентов [16, 17].
6. Первичное закрепление. Этот этап является продолжением предыдущего. На нем возможны следующие приемы организации закрепления: обобщающая беседа, постановка и решение учебных задач, составление таблиц, использование наглядности, игровые приемы, составление плана, работа с документами. Особое место занимают компьютерные технологии, которые с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала.
Однако видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся, с ними еще надо поработать:
- Смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности, в соответствии со структурой урока.
- Разбить на смысловые блоки.
- Поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.
Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.
На данном этапе у студента формируются психологические процессы: сравнение, обобщение, анализ, умение делать выводы.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
В современной педагогической науке вопрос о домашнем задании является дискуссионным. На наш взгляд, без домашних заданий не обойтись. Домашнее задание призвано дать возможность трудиться спокойно, без спешки, не ожидая оценок педагога и товарищей; работать не с максимальным, но оптимальным для того или иного ученика напряжением; самостоятельно планировать очередность видов деятельности, ход предпринятой работы; привлекать по своему желанию дополнительную литературу; привести все знания в систему. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, студент, пусть хоть на секунду, почувствует вкус, может быть, и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого они (студенты) должны быть увлечены предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку.
Домашнее задание может быть двух или трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют студенты, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. По усмотрению преподавателя эти студенты могут освобождаться от задания первого уровня. Третий уровень используется преподавателем в зависимости от темы урока, подготовленности группы. Это творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется преподавателем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, студентам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн или создать проект.
Задания, которые получает студент на дом, не должны быть тягостными, а, наоборот, вызывать радость и удовлетворение от выполненного, сделанного. Вот почему они должны быть необычными (элемент интереса), посильными и обязательно оцененными.
8. Рефлексия. Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, зависит глубина рефлексии.
Рефлексия на уроке направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Ее цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Существует следующая классификация рефлексии студентами на уроке:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Можно применить цветовой тест Люшера – компьютерный вариант (при наличии достаточного времени и необходимого количества компьютеров), а также карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения (карандашами).
- Рефлексия деятельности. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
- Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.
На этом этапе урока выставляются оценки, которые были, есть и будут одним из самых мощных мотивирующих факторов для студентов. При их выставлении необходимы крайняя объективность, учет многих нюансов, происходящих на уроке. Обязательно указывается на ошибки при ответах, отмечаются лучшие ответы. Студент должен осознавать, что оценка – не «дамоклов меч», а плата за старание, усердие, прилежание.
Считаем, что урок нужно не только начинать на позитивной волне, но также и заканчивать его. Для этого можно использовать прием «Комплимент». На первых курсах учим студентов делать комплименты, которые обязательно должны быть объективным, иначе это будет лесть, а не комплимент, а лесть часто бывает неприятна. Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в которых студенты оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Однако, готовясь к уроку, педагогу необходимо помнить слова К.Д. Ушинского: «Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли».
1. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе [Текст]: практ. пособие для системы постдипломного образования / П.А. Баранов. - М.: Русское слово, 2012.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2002.
3. Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам [Текст] / Г.М. Бурденюк. - Кишинев: Штиинца, 2008.
4. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006.
5. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2012.
6. Дьяченко В.К. Новая дидактика [Текст] / В.К. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2001.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2005.
8. Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию [Текст] / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 6.
9. Ляпкина Н.Н. Структурированная дискуссия и другие способы развития мотивации [Текст] Н.Н. Ляпкина // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 6.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.
11. Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории [Текст] / И.Я. Лернер. - М., 1982. - Гл. 4, 5.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Академия, 2010.
13. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2006.
14. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности [Текст] / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1995. - № 5.
15. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней [Текст] / А.Т. Степанищев. - М.: Дрофа, 2001.
16. Титова Е.Н. Педагогическая система формирования гражданственности студентов в учебном процессе педагогического вуза [Текст] / Е.Н. Титова. - М.: ООО Научно-издательский центр «ИНФРА-М», 2016. Том 0.
17. Титова Е.Н. Становление гражданского мышления и гражданской позиции студентов средствами гуманитарных дисциплин в вузе [Текст] / Е.Н. Титова. - М.: ООО Научно-издательский центр «ИНФРА-М», 2016. Том 0.