ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОЙ БАЗЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Большое значение для формирования здорового образа жизни студентов имеет воспитательный процесс, организованный в условиях загородных спортивно-оздоровительных баз. У студентов, активно включившихся в организованный педагогический процесс в условиях загородного спортивно-оздоровительной базы, кроме обучения двигательным навыкам и умениям, развития функциональных возможностей организма происходит формирование мотивационно-ценностного аспекта личностной физической культуры

Ключевые слова:
здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая среда, мотивация, частота сердечных сокращений, загородная база
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Актуальность. Состояние физического здоровья школьников и студентов из года в год ухудшается. По оценкам специалистов, в настоящее время до 90% абитуриентов, поступающих в различные вузы России, уже имеют те или иные морфофункциональные отклонения и хронические заболевания, а 40% из них нуждаются в лечебной физической культуре. Рост заболеваемости, инвалидность, смертность населения России, высокие показатели нравственного нездоровья людей (наркомания, социально-негативное поведение), – всё это заставляет искать пути решения данных проблем [1, с. 92; 2, с. 88; 5, с. 219-220].

В последние годы всё чаще говорят о физической культуре не только как о социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Поэтому образование в вузе ориентировано на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учёбе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач (М.Я. Виленский, 1999; Д.Н. Давиденко, 2006; Л.И. Лубышева, 1996).

Образование по дисциплине «Физическая культура и спорт» студенты получают в урочной форме – в течение учебного года во время, запланированное в расписании занятий, под руководством квалифицированных преподавателей. А также и во внеурочное время – это занятия в секциях, самостоятельные занятия. Большое значение для формирования здорового образа жизни студентов имеет воспитательный процесс, организованный в условиях загородных спортивно-оздоровительных баз. Помимо того, что данный процесс носит заранее спланированный характер и ведётся под руководством, как правило, преподавателей физического воспитания; в загородных условиях дополнительными здоровьесберегающими компонентами являются факторы внешней среды [3, с. 26]. Однако в имеющейся литературе авторы статьи не нашли объективных показателей, подтверждающих положительное влияние пребывания студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды загородной базы.

Цель исследования: на основании объективных показателей подтвердить эффективность влияния пребывания студентов в загородных оздоровительных комплексах на формирование устойчивых мотивационных факторов к занятиям физической культурой.

Организация и методы исследования. В исследовании принял участие 231 человек – студенты первого курса Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ), находящиеся в учебном спортивно-оздоровительном лагере «Шеланга» (УСОЛ).

Уровень физического развития оценивали по следующим показателям: рост, вес, объёмные размеры грудной клетки до и после выдоха, динамометрия левой и правой кисти, систолическое и диастолическое давление, частота сердечных сокращений в покое, индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

Результаты исследования.

Проведенное в начале смены анкетирование показало, что все студенты приехали в УСОЛ отдыхать активно и желают принимать участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Режим дня учебного спортивно-оздоровительного лагеря включает в себя, кроме приёмов пищи, занятия аэробикой, спортивными играми, туристические походы, плавание.

В начале и в конце каждой из трёх смен в учебном спортивно-оздоровительном лагере «Шеланга» авторами статьи были проведены следующие измерения: рост, вес, объёмные размеры грудной клетки до и после выдоха, динамометрия левой и правой кисти.

Наиболее доступными в исследовании и достаточно информативными показателями работы сердечно-сосудистой системы являются частота сердечных сокращений и артериальное давление (ЧСС и АД). Исследование показателей АД студентов выявило: систолическое и диастолическое давление утром достоверно (Р<0,05) ниже показателей измерений, проводимых днём и вечером, во всех трёх сменах. Между показателями АД студентов днём и вечером достоверных различий не выявлено.

Показатели ЧСС, также фиксируемые у студентов утром, днём и вечером в начале и в конце смены, достоверно ниже утром, чем днём, а днём ниже, чем вечером. К концу пребывания в УОЦ показатели ЧСС студентов имеют тенденцию к снижению, по сравнению с показателями, зафиксированными в день приезда.

Индекс Гарвардского степ-теста – комплексный показатель, по которому можно судить о физической работоспособности человека, – имеет тенденцию к увеличению у студентов от начала смены к её концу. Правильно организованные исследования (с привлечением к процессу самих испытуемых) в результате позволили студентам овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического здоровья и психического благополучия.

Так как контингент испытуемых состоял из студентов – будущей элиты общества, – участие их в организованном исследовании имело немаловажное значение для понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности. Участие студентов в качестве болельщиков, организаторов, судей, участников физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий позволило сориентировать их на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, выработало потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом [4, с. 84].

 

Заключение. Таким образом, у студентов, активно включившихся в организованный педагогический процесс в условиях учебного спортивно-оздоровительного лагеря «Шеланга», кроме обучения двигательным навыкам и умениям, развития функциональных возможностей организма, происходит формирование мотивационно-ценностного аспекта личностной физической культуры. Иными словами, студенты, как показали результаты исследования, смогли не только отследить и оценить динамику позитивных изменений своих функциональных показателей, субъективных ощущений, но и получили возможность изменить свое отношение к занятиям физической культурой с формально-пассивного на активно-осознанное.

Список литературы

1. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 91-92.

2. Васенков Н.В., Фазлеева Е.В. Формирование здорового образа жизни студентов как ориентир функционирования системы физкультурно-спортивной деятельности в вузе / Materialy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania sa nauka i technikami-2011». - Volume 58. Fizyczna kultura i sport. - Przemysl. Nauka i studia. - 88 str.

3. Жукова И.В. Вариативное управление процессом формирования здорового образа жизни студентов вуза: Автореф… дис. канд. пед. наук. - Казань: ФГНУ ИПП ПО РАО, 2014. - 23 с.

4. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе //Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6.- С. 83-85.

5. Фазлеева Е.В. Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в физическом воспитании студентов // Е.В. Фазлеева, Л.И. Исаева, Ф.Х. Чемоданова / Материалы VIII международной научно-практической конференции 27 апреля 2015 г. - Прага: Изд-во World Press, 2015. - С. 218-220.

Войти или Создать
* Забыли пароль?