АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ФГОС». КЛАСС 2
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Учитывая особые образовательные потребности детей с диагнозом «ранний детский аутизм (РДА)», обучение предмету «Английский язык» имеет свои особенности. Прежде чем создать специальную образовательную программу обучения английскому языку, были глубоко изучены такие понятия как «признаки РДА», «основных области проблем». На основе изученного материала были определены цели и задачи обучающей программы, чётко выделены этапы и приёмы работы с детьми данной категории. Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа обучения в неделю

Ключевые слова:
аутизм, интеллектуальные нарушения, трудности с социальным воображением, вовлечение ребенка, наглядность, смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Пояснительная записка. Во 2 классе МОУ «СОШ им. А.Х. Сижажева» обучается один ребенок с особыми образовательными потребностями (диагноз – ранний детский аутизм).

 

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является аутизм (РДА) [3]. Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Аутизмэто пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  •  недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  •  отгороженность от внешнего мира;
  •  слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)$
  •  неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
  •  недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители или наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям (например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана);
  •  приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  •  неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
  •  однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
  •  разнообразные речевые нарушения при РДА;
  •  у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Три основных области проблем.

Особенности проявлений аутизма зависят от конкретного человека, но основные проблемы можно разделить на три базовые группы. К ним относятся:

  •  трудности с социальной коммуникацией;
  •  трудности с социальным взаимодействием;
  •  трудности с социальным воображением.

Трудности с социальной коммуникацией. Для детей с расстройствами аутистического спектра мимика и прочий «язык тела» – это такой же чужой язык, как если бы все вокруг говорили по-древнегречески. Дети с аутизмом испытывают трудности, как с вербальным, так и с невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения – люди всегда говорят ровно то, что имеют в виду. Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:

  •  выражения лица или тон голоса
  •  шутки и сарказм
  •  идиомы и поговорки (например, когда говорят «Это круто», – имеют в виду, что это хорошо, а не то, что на это трудно взобраться).

Некоторые дети с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать речь для общения очень ограничена. Однако даже не говорящие обычно понимают, что говорят другие люди. Такие дети могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.

У других детей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности – им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек (это явление называется «эхолалия»); или же они очень долго говорят о своих интересах, игнорируя реакцию собеседника.

Детям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят чётко, последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.

Трудности в социальном взаимодействии: «Мы не приобретаем навыки общения естественным образом, мы должны осознанно им учиться». Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут:

  •  не понимать неписанные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно. Например, они могут стоять слишком близко к другому человек или начинать разговор с неуместной темы;
  •  казаться бесчувственными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек;
  •  предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества других людей;
  •  не обращаться к другим людям за утешением;
  •  казаться «странными» и неуместно себя ведущими, потому что им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности.

Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что людям с аутизмом трудно заводить друзей и сохранять дружбу. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми – они просто не уверены, как именно этого добиться.

Трудности с социальным воображением: «Нам трудно понять, что знают другие люди. Нам еще сложнее догадаться, что другие люди думают». Социальное воображение позволяет понимать и предсказывать поведение других людей, понимать абстрактные идеи и представлять себе ситуации вне нашего непосредственного опыта. Трудности с социальным воображением приводят к тому, что детям с аутизмом сложно:

  •  понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей
  •  предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом
  •  понимать концепцию опасности, например, почему лучше не выбегать на оживленное шоссе
  •  участвовать в играх и занятиях, требующих воображения: иногда дети с аутизмом практикуют игры, требующие воображения, однако они предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова
  •  подготовиться к переменам или планировать будущее
  •  справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Адаптированная рабочая программа предназначена для изучения английского языка во 2-м классе – адаптированный уровень.

Рабочая программа по английскому языку для 2-го класса частично реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по английскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

В основу тематического планирования программы положен УМК «English Favourite» С.Г. Тер-Минасовой по английскому языку для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений [1] с корректировкой под индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ.

Цели программы:

  •  смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта при первичном знакомстве с учителем иностранного языка и с новым предметом;
  •  повышение активности ребёнка в процессе овладения основами английского языка;
  •  преодоление трудностей в процессе изучения чужого языка;
  •  развитие всех видов речевой деятельности.

Задачи программы:

  •  обучение его простым навыкам коммуникации на английском языке;
  •  обучение ребёнка более сложным формам выражения своих мыслей на английском языке;
  •  развитие самосознания и личности аутичного ребёнка;
  •  развитие внимания;
  •  развитие памяти, мышления.

Планируемые предметные результаты:

1. Формирование навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

2. Совершенствование навыков чтения слов, словосочетаний и небольших связных текстов.

3. Формирование грамматических навыков по теме «Порядок слов в предложении».

4. Развитие орфографических навыков.

Содержание программы:

1.      Знакомство с алфавитом (проект «Альбом-алфавит»).

2.      Я и моя семья: члены семьи, их имена.

3.      Мой дом: названия комнат, моя комната.

4.      Еда. Напитки: названия некоторых продуктов.

5.      Животные: названия животных.

6.      Мои игрушки: названия игрушек

7.      Одежда: название одежды, одежда в различное время года.

8.      Времена года и погода: погода в различные времена года.

 

Реализация программы проходит в три этапа.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап: вовлечение ребёнка в совместную деятельность изучения иностранного языка; часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна.

Задачи первого этапа:

  1.  Установление первичного контакта с аутичным ребёнком.
  2.  Создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии.
  3.  Преодоление страха общения.
  4.  Общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).
  5.  Постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций.
  6.  Предоставление ребёнку возможности пережить как можно больше положительных эмоций при овладении чужим языком.

Второй этап: усиление психологической и умственной активности ребёнка. Решение этой задачи требует от учителя умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе обучения языку.

Задачи второго этапа:

  1.  Включение ребенка в различные виды речевой деятельности.
  2.  Формирование первичных навыков использования английского языка.
  3.  Научить ребенка выражать эмоции с помощью элементарных единиц общения на английском языке (звуки – слова – выражение).
  4.  Развитие письменных навыков.
  5.  Помочь ребенку передать свои мысли и ощущения через вербальные и невербальные средства коммуникации на иностранном языке.

Третий этап: организация целенаправленного поведения аутичного ребёнка; развитие основных психологических процессов.

Задачи третьего этапа:

  1.  Преодоление языкового барьера
  2.  Решение общих языковых задач с помощью элементарных навыков владения иностранным языком.
  3.  Развитие речи и письма.
  4.  Развитие визуального и слухового восприятия английской речи.

Применяются следующие методы:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности.

2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов (наглядные);

б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);

в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).

3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

Приёмы:

  •  разминка (речевые, двигательные, голосовые);
  •  рассматривание рисунков, предметов;
  •  свободное и тематическое рисование;
  •  упражнения подражательного, творческого характера;
  •  конструирование;
  •  лепка;
  •  изготовление аппликаций из различных материалов;
  •  схематическое изображение предметов;
  •  игровые ситуации;
  •  создание проблемных ситуаций;
  •  обсуждение прочитанного.

Общие рекомендации по проведению занятий:

  •  программа рассчитана на работу в группе 2-х человек;
  •  продолжительность занятия не должна превышать 30 минут;
  •  оптимальная периодичность встреч с ребенком: 2 раза в неделю (68 часов).

Требования к уровню подготовки учащихся:

  •  организовать поведение ребенка;
  •  развить способности к коммуникативному взаимодействию;
  •  сгладить негативные проявления аутизма;
  •  усилить психическую активность ребенка.

 

С учётом особых образовательных потребностей учащегося, обучение предмету « Английский язык» имеет свои особенности.

Обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. Понимание смысла новой лексики происходит двумя способами: путем показа (картинки, предмета, действия), путем прямого перевода на родной язык. Изучение предложенных автором тем облегчается за счет введения минимума активной лексики. Обучение грамматическим структурам и явлениям основывается на принципе ознакомления и распознавания в тексте. При обучении выдерживается принцип опоры на опыт учащегося в родном языке, объяснение сопровождается грамматическим моделированием основных правил, грамматическими таблицами, данными моделями и таблицами учащийся может пользоваться при выполнении самостоятельных заданий. В процессе работы над произносительной стороной речи обращается внимание на выработку умений произносить и различать на слух все звуки английского языка, не оглушать звонкие согласные в конце слов, соблюдать ударение в словах. Активнее проводится работа над употреблением сложных конструкций и более длинных предложений. Основная цель обучения чтению – развитие умений и навыков ознакомительного чтения, совершенствование техники чтения. Основным методическим приемом остается чтение вслух как способ совершенствования техники выразительного чтения.

При обучении письменной речи продолжают формироваться знания и элементарные навыки орфографии, планируется выполнение таких заданий, как заполнение таблиц, списывание предложений, составление подписей к картинкам. Обучение аудированию включает формирование навыков и умений понимания отдельных предложений учителя на слух. Работа над развитием аудитивных навыков строится по схеме:

  1.  Знакомство с коммуникативной задачей.
  2.  Знакомство с незнакомой лексикой.
  3.  Прослушивание материала первый раз.
  4.  Выполнение задания на понимание услышанного.
  5.  Прослушивание материала второй раз.
  6.  Корректировка и проверка выполненного задания.

Затем под руководством учителя выполняется правильность выполненного задания. При организации речевой деятельности соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основах. Условия реального общения моделируются в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания. Индивидуализация обучения также выражается в самостоятельном выборе и использовании в собственной речи тех лексических единиц, включая речевые клише, которые отражают их опыт и личное отношение к жизни. Параллельно учащемуся предлагается лексический материал, который он может использовать для создания собственных высказываний.

Список литературы

1. Тер-Минасова С.Г. English Favourite: УМК по английскому языку для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Академкнига, 2015.

2. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. - 208 с.

3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003.

4. Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0 - 6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / пер. с немецкого Клочко Т. - Минск: изд-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997. - 256 с..

5. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. Н. Холмагорова. - М.: Теревинф, 2017. - 236 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?