МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ НА ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В рамках статьи исследуются методы, применяемые антимонопольным органом для поддержания и развитии конкуренции в Российской Федерации, анализируются запреты, которые предусмотрены антимонопольным законодательством, в частности Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Конкуренция является важнейшим условием существования рыночной экономики. Важнейшей задачей государства, в частности антимонопольного органа, является создание и развитие механизмов воздействия на хозяйствующих субъектов с целью поддержания конкуренции, недопущения устранения или ограничения конкуренции. В данной статье рассмотрены механизмы антимонопольного органа, которые применяются и к рынку, и к органам власти в целях предупреждения и пресечения нарушения антимонопольного законодательства.

Ключевые слова:
антимонопольное законодательство, антимонопольный орган, конкуренция, рыночная экономика.
Текст

Антимонопольное законодательство это совокупность правовых актов,  направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

По моему мнению, вершину пирамиды антимонопольного законодательства в Российской Федерации занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции уникален. Из системного толкования норм данного закона можно сделать вывод, что Закон о защите конкуренции вовсе не запрещает образование организаций, занимающих доминирующее положение, а контролирует их путем отслеживания состояния уровня экономической концентрации на том или ином рынке. Кроме того, антимонопольные органы уполномочены выносить решения по поводу создания и реорганизации организаций, заключения соглашений между субъектами-конкурентами о совместной деятельности, сделок относительно приобретения акций (долей), имущества организаций, прав в отношении организаций (гл. 7 Закона о защите конкуренции). Законом о защите конкуренции установлен запрет на злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением (перечень конкретных запрещенных действий установлен ст. 10 Закона о защите конкуренции).

Причина не установления запрета на создание таких организаций в антимонопольном законодательстве проста: они имеют высокий уровень сосредоточения экономических ресурсов, в связи с чем могут тратить свои прибыли на исследования, чтобы упрочнить свою доминирующую власть, что создает все условия для ускорения технического прогресса. Предметом и целями Закона о защите конкуренции является не только недопущение злоупотребления доминирующим положением и монополистической деятельности, но также предупреждение и пресечение: недобросовестной конкуренции (гл. 2.1 Закона о защите конкуренции), недопущения, ограничения, устранения конкуренции со стороны любых субъектов, в том числе органов власти.

Кроме того, Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. Особенно хотелось бы отметить предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящих им доход, индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие деятельность, приносимую им доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации), при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок, в свою очередь, определяется согласно Закону о защите конкуренции как сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность.

Преимущества конкуренции заключаются в следующем:

– способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

– обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

– создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации управления производством;

– обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

– нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товаров на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Экономический результат ограничения конкуренции состоит в сокращении  массы товаров на рынке. Происходит рост их цен, снижается заинтересованность в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого бывает замедление роста внутреннего валового продукта и поступлений в бюджет.

С учетом изложенного, конкуренция является одним из главных атрибутов рыночной экономики. Не случайно законодатель закрепляет меры правовой поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с помощью уголовно-правовых средств. Следует отметить, что уголовно-правовые нормы об ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в системе преступлений в сфере экономической деятельности занимают особое место и в связи с этим включены в единую систему государственного антимонопольного регулирования.

Однако понимание необходимости конкуренции на том или ином рынке объективно воспринимается в основном лишь на государственном уровне, но даже органами власти и его подведомственными учреждениями допускаются нарушения антимонопольного законодательства (например, принятие органом власти антиконкурентного нормативного правового акта). Ситуация сложилась таким образом, что организации, которые прочно «стоят на ногах», негативно воспринимают конкуренцию, ведь появление нового конкурента может увести от них потенциальных потребителей и требуются большие усилия и затраты, чтобы этого не произошло. Для производителя выгодно, когда на рынке малое количество конкурентов или их нет вообще. В таком случае производитель может устанавливать свои условия, так сказать «рулить ситуацией на рынке».

Таким образом, неконтролируемый государственным регулированием конкурентный рынок всегда стремится к монополизации.

Ввиду изложенного, антимонопольный орган вынужден применять ограничительные меры, предусмотренные Законом о защите конкуренции к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Основными запретами являются:

– запрет на монополистическую деятельность;

– недобросовестную конкуренцию;

– действия органов власти, которые могут негативно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются согласно Закону о защите конкуренции на:

– запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

– запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов;

– запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, необоснованно завышенная или заниженная цена, заключение соглашений, а также совершение согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции.

Организации, занимающие доминирующее положение, склонны к формированию завышенных цен на товары (работы, услуги). Закон о защите конкуренции запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать входу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Учитывая изложенное, перед антимонопольным органом стоит непростая задача – создание четко отлаженных механизмов, которые будут отслеживать нарушения антимонопольного законодательства и устранять их.

Ранее, в случае обнаружения нарушения антимонопольного законодательства, у антимонопольного органа в распоряжении был единственный механизм – возбуждение, рассмотрение дела и привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Третьим антимонопольным пакетом были введены новые превентивные меры – институт предупреждения и предостережения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно ст. 25.7 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Преимущества данного института очевидны. Антимонопольный орган может направить предупреждение в связи с наличием в действиях (бездействии) лишь признаков нарушения антимонопольного законодательства, предостережение – лишь имея информацию о том, что какие-либо лица собираются совершить действия, которые могут содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В случае выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и нарушитель не подвергается административному наказанию. При этом положительный эффект достигается в кратчайшие сроки при минимальных усилиях контролирующего органа.

В настоящее время антимонопольным органом также прорабатывается вопрос о применении следующего института – антимонопольного комплаенса. Антимонопольным органом был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Особенность данного института заключается в том, что внедрение его осуществляется не антимонопольным органом, а самой организацией в целях минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, можно прийти к выводу, что антимонопольное законодательство развивается по мере развития самого рынка в России, а антимонопольный орган стремится «привить» всем хозяйствующим субъектам необходимость содействия в развитии здоровой конкуренции.

Список литературы

1. Насырова Г.А. Антимонопольное регулирование деятельности страховых организаций/Г.А. Насырева// Эффективное антикризисное управление. - 2013. - № 3. - С. 76-80.

2. Авдашева С.Б. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства/ С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко// Вопросы экономики. - 2010. - № 1. - С. 129-142

3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции»/ Отв. редактор И.Ю. Артемьев; МГИМО МИД России, ФАС России, ООО «Статут». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016. - 1024 с.

4. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г.// Рос. газ. - 2006. - 27 июля.

5. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]//URL: https://fas.gov.ru

6. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]//URL: http://regulation.gov.ru

7. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]//URL: http://www.consultant.ru.

Войти или Создать
* Забыли пароль?