СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу возможностей оперативной (аудиальной и визуальной) памяти у курсантов военных образовательных организаций. В результате эмпирического исследования мнемических способностей 56 курсантов Военного университета Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что восприятие информации в визуальной форме оказывает большее влияние на объем и качество запоминаемого материала, чем предъявление информации в аудиальной форме. Применялась методика предъявления в различных формах и запоминания 10 слов. Выявленное своеобразие репрезентативных мнемических систем оперативной памяти военнослужащих (курсантов военного вуза) служит основой совершенствования образовательного процесса, учебно-боевой подготовки и управления личным составом.

Ключевые слова:
память, репрезентативные мнемические системы, визуальное восприятие, аудиальное восприятие, обучение курсантов.
Текст

Профессиональная деятельность военнослужащих предъявляет повышенные требования к наличию и степени выраженности различных индивидуально-психологических особенностей. Ведущая роль отводится мнемическим способностям. Оценка оперативной обстановки, адекватное восприятие картины боя, запоминание и воспроизведение значимой информации – далеко не исчерпывающий перечень обстоятельств, требующих активного задействования памяти [3]. Актуальность мнемических способностей кратно возрастает в экстремальных ситуациях – при выполнении боевой задачи в военное время, охране общественного порядка и безопасности на определенных территориях.

Следует отметить, что проблема учета мнемических процессов в деятельности не нова. Так, проблеме операционных механизмов мнемических способностей были обращены работы А.Н. Леонтьева, в которых имеются сравнительные данные о фиксации бессмысленных слогов и осмысленных слов, запоминавшихся разными путями: непосредственно и при помощи картинок. Аналогичные данные были получены С.Л. Рубинштейном. Данные механизмы активно используются в развитии и тренировки памяти у военнослужащих сил специального назначения (операций), задачей которых является сбор разведданных, а также знание иностранных языков. Осмысленное запоминание изучалось с помощью разных методов исследования (Н.А. Рыбников, 1923; А. Балабан, 1910) и видов учебного материала (П.И. Зинченко, 1939, 1961; М.Н. Шардаков, 1940; А.И. Липкина, 1941, 1958; и др.). Развитие памяти представителей профессий особого риска считается одним из перспективных направлений совершенствования работы с личным составом [1, 2].

Современная психология указывает, что операционная сторона памяти разворачивается в трех основных направлениях: 1) исследование способов запоминания (видов операционных механизмов); 2) исследование условий проявления операционных механизмов; 3) исследование структуры мнемического действия (строения операционного механизма). Кроме того, память и мнемические способности определяются через необходимость сохранять прошлое, тем самым явно упрощается сущность мнемической функции и ее место в системе психического [5].

Следует отметить, что структура мнемических способностей практически не рассматривалась на солидном экспериментальном уровне. Объясняется это тем, что способности чаще всего изучаются в рамках дифференциально-психологических исследований, тяготеющих к сравнительно-эмпирической методологии [4].

В рамках исследовании проблемы мнемических способностей военнослужащих нами было обобщено влияние некоторых репрезентативных систем – визуальной и аудиальной.

1. Визуальная система. Военнослужащие, для которых основной является визуальная система, часто стоят или сидят с выпрямленной шеей и/или спиной и взглядом, направленным вверх. Их дыхание чаще всего неглубокое и особенно заметное в верхней части груди, когда они получают доступ к визуальному образу. Военнослужащим свойственны организованность и опрятность. Они учатся и запоминают, составляя образы и представляя картины. Поэтому, если, например, на лекции отсутствуют средства наглядности и визуализации учебного материала курсанты, как правило, скучают и запоминают очень мало информации. При обучении военнослужащие-визуалы, составляющие около 60 % популяции, любят и хотят иметь визуальную поддержку, а также требуют ее. Они проявляют больше интереса к внешнему виду продукта (например, форменному обмундированию), чем к тому, как он звучит или ощущается. Военнослужащие-визуалы организуют свой мир визуальным образом, они дают более легкий выход своим эмоциям. Быстро создавая новые образы, военнослужащие могут использовать их и сопровождающие их эмоции для запоминания незнакомой обстановки на территории врага, а также при изучении иностранных языков поскольку они склонны легко создавать новые картинки, изменять свои внутренние состояния.

2. Аудиальная система. Военнослужащие с ведущей аудиальной репрезентативной системой будут склонны перемещать свои глаза из стороны в сторону. Если попросить таких индивидов описать свои переживания, то они будут концентрироваться, прежде всего, на их звучании. При этом их дыхание будет приспосабливаться к выражению тех звуков, которые они слышат внутри себя. Они часто вздыхают. Обрабатывая информацию в терминах звуков, военнослужащие-аудиалы будут с удовольствием отвечать, используя свои собственные звуки и язык музыки. Они много говорят (с собой и окружающими). Они часто обладают высокой чувствительностью к звукам и легко отвлекаются, поэтому аудиалы пытаются изолировать себя от резких и неприятных звуков.

Нами было экспериментально изучено влияние репрезентативной системы на мнемические способности военнослужащих – курсантов военного вуза. В исследовании, проведённом в 2017 году, приняло участие 56 курсантов 1 курса Военного университета Минобороны России (средний возраст 21,9 года). Изучение оперативной аудиальной памяти осуществлялось методом запоминания зачитываемых 10 разнохарактерных, не связанных между собой слов с интервалом 1-2 сек. Изучение оперативной визуальной памяти осуществлялось методом запоминания написанных на доске 10 разнохарактерных, не связанных между собой слов (время фиксации 15 сек). Применялись частотная обработка результатов, а также оценка различий репрезентативных мнемических систем (аудиальная и визуальная) с помощью t-критерия Стьюдента.

Оценено распределение полученных результирующих показателей (рис. 1). Оно оказалось близким к нормальному, что указывает на возможность применения параметрических критериев оценки различий в группах.


 

Рис. 1. Распределение результирующих показателей для различных типов восприятия

 

Достоверность различий в группах (запоминание при аудиальном и визуальном восприятии) определена с помощью t-критерия Стьюдента (табл. 1).

 

Таблица 1

Результаты исследования оперативной (аудиальной и визуальной) памяти у курсантов

 

РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

Аудиальная

Визуальная

1

7

9

2

7

9

3

6

9

4

8

10

5

5

6

6

6

7

7

4

6

8

8

9

9

8

9

10

7

8

11

9

9

12

4

6

13

4

7

14

7

9

15

5

6

16

6

9

17

8

8

18

6

6

19

7

6

20

7

8

21

6

6

22

7

9

23

6

7

24

6

7

25

8

5

26

6

6

27

6

9

28

5

8

29

6

7

30

6

7

31

8

7

32

7

7

33

7

8

34

6

9

35

5

6

36

8

8

37

8

8

38

7

7

39

7

6

40

6

6

41

5

6

42

7

9

43

6

6

44

7

9

45

6

7

46

6

8

47

7

9

48

6

7

49

5

7

50

6

6

51

9

8

52

7

7

53

5

7

54

5

6

55

10

10

56

5

5

среднее значение

6,4643

7,4286

стандартное отклонение

1,2787

1,3192

 

Эмпирическое значение t-критерия Стьюдента оказалось равным 3,9277. Поскольку оно меньше критического значения – 3.39 (р=0.001; n=100), то можно сделать вывод о статистической значимости различий. Таким образом, восприятие информации в визуальной форме оказывает большее влияние на объем и качество запоминаемого материала, чем предъявление информации в аудиальной форме. Казалось бы очевидный тезис о доминанте визуального над аудиальным в восприятии и памяти, был эмпирическим проверен и доказан.

Результаты нашего научного исследования открывают широкие перспективы и возможности для повышения компетентности преподавательского состава образовательных организаций, предоставив доказательство того, что учебный материал необходимо предъявлять наглядно, поскольку визуальная память у курсантов развита лучше, чем аудиальная. Выявленное своеобразие репрезентативных мнемических систем оперативной памяти военнослужащих (курсантов военного вуза) служит основой совершенствования образовательного процесса, учебно-боевой подготовки и управления личным составом.

Список литературы

1. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Перспективные направления психологической работы и психологических научных исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 1. С. 1-1. DOI:https://doi.org/10.12737/18717. [Электронный ресурс]. URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/18717.

2. Петров В.Е., Мальцева Т.В. Исследование моделей оценивания и прогнозирования имиджа сотрудников дорожно-патрульной службы // Вестник Казанского юридического института МВД России. Казань, 2016. № 1 (23). С. 70-74.

3. Психология служебной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» / В.Л. Цветков, А.Г. Караяни, В.Е. Петров и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. 367 с.

4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

5. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?