ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы основные негативные психоэмоциональные состояния, актуальные в профессиональной среде сотрудников правоохранительных органов. Анализируются причины и проявления этих состояний в определенных ситуациях с обращением к результатам эмпирических исследований стресса и выводам известных авторов. Значимое место в работе уделено основным принципам и простейшим способам выхода из этих состояний в сфере правоохранительной практики, специфические особенности которой и провоцируют конфликтные психоэмоциональные состояния у сотрудников. Проанализирована взаимосвязь психологической специфики деятельности сотрудников полиции с индивидуально-личностными особенностями сотрудников, преодолевающими эти состояния по-разному.

Ключевые слова:
эмоциональный фон, тревожность, стресс, фрустрация, профессиональная пригодность, адаптация, релаксация, саморегуляция, мотивационная активность.
Текст

Эмоции, чувства и эмоциональные состояния являются составляющими сферы личности. Они в совокупности создают единый психоэмоциональный фон, в котором протекает всякая, в том числе профессиональная деятельность. Игнорирование человеком негативных эмоциональных состояний является одной из первых причин снижения работоспособности в любой сфере производства и услуг.

Особое значение имеют психоэмоциональные состояния в сфере правоохранительной деятельности, в которой специфические ее особенности создают множество дополнительных препятствий для психологического комфорта личности профессионала и ее психологического здоровья. Одним из главных условий психологической уязвимости сотрудника правоохранительных органов является ее конфликтный характер в целом. Конечно, дополнительный психологический пресс создают и такие особенности деятельности, как правовая регламентация труда, устанавливающая жесткие временные и «технические» лимиты, возможность ношения, хранения и применения огнестрельного оружия, многоплановое общение, экстремальные условия службы, подчас сопряженные с риском для жизни и здоровья и многие другие. Руководители правоохранительных органов должны заботиться о том, чтобы их подчиненные имели деловое приподнятое настроение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, и всячески поддерживать положительные психические состояния. К числу таких состояний следует, прежде всего, отнести состояние деловой познавательной активности, которое создается главными гуманистическими мотивационными установками к профессии, а это – условие эффективности выполняемых профессиональных действий и деятельности в целом.

К состояниям эмоциональной напряженности, дезорганизующим поведение лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, следует, прежде всего, отнести состояния тревоги, страха, стресса и его разновидности (фрустрации, аффект), а также страдания. Это самые распространенные профессиональные психологические спутники сотрудников полиции. Они чаще наблюдаются в указанной сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между сотрудниками правоохранительных органов, требующие строгого и четкого правового регулирования, связаны, как правило, с особенностями удовлетворения (либо, напротив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для них потребностей материального, социального, нравственного и т. п. характера. Более того, конфликтные ситуации, в которые вовлечены сотрудники, нередко усугубляются опасностью для их жизни, здоровья, материального благополучия, неопределенностью перспективы развития событий при отсутствии ясного осознания путей устранения возникшей опасности (существует ли она реально или имеет чисто субъективный характер).

Состояние тревоги (тревога, тревожность) формируется как эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в предчувствии им часто неосознаваемой, неотвратимой опасности. Тревога активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека еще до того, как наступает ожидаемое событие, адаптируя тем самым поведение субъекта к меняющимся условиям, что помогает выстоять в любой кризисной ситуации .

Тревога представляет собой реакцию тревожного ожидания, несоразмерную опасности, реакцию на воображаемую угрозу, возможную неудачу. К. Хорни, американская исследовательница личности, отметила, что «тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной нами». Вследствие этого «многие затруднения, – продолжает она, – обычно приписываемые чрезмерной работе, вызываются в действительности не самой работой, а порой тревогой, которая связана с работой или отношением к коллегам» .

О том, что человек переживает тревогу, обычно свидетельствуют внешне наблюдаемые поведенческие признаки. Это напряженное лицо, пониженная активность, заторможенность, нарушения вегетативной нервной системы (дрожь, озноб, жар), а также изменения познавательной деятельности, проявляемые в неадекватной оценке обстановки угрозы в сторону ее еще большего усложнения, в не соответствующих реальным условиям решениях, крайним из которых может стать суицид.

Личностную тревожность понимают как постоянное устойчивое свойство человека, а ситуативную тревожность – как временное состояние психики человека в виде реакции на возникшую угрозу. Исчезает угроза, исчезает вслед за нею и состояние тревожности.

Личностная тревога связана с особенностями, свойствами темперамента, характера человека и отражает внутренний конфликт его личности. Ее повышенный уровень говорит о сниженной эмоциональной устойчивости, низких социально-адаптивных качествах, малой активности и целеустремленности. Исследование этих психоэмоциональных качеств личности имеет огромное значение при проведении профессионально-психологического отбора на службу в правоохранительные органы.

Личностная тревожность развивается из ситуативной тогда, когда ситуации служебной деятельности часто переживаются сотрудником как неблагоприятные. Так, периодически повторяющееся состояние тревоги постепенно переходит в новое качество личности – свойство характера – тревожность. Но личностная тревожность в свою очередь проявляется через ситуативную, которая представляет собой выход поведенческих решений при конкретных обстоятельствах. Изучение уровня личностной тревожности человека нужно проводить через выявление его ситуативных проявлений тревоги. Такой подход использован при разработке личностных диагностических методик (MMPI, 16-ФЛО Р. Б. Кеттелла и др.). Они позволяют определять и оценивать личностную тревожность как свойство характера.

Уровень личностной тревожности человека, его склонность к переживанию эмоций страха позволяет сделать прогноз о поведении сотрудника в ситуациях повышенной сложности, дать оценку (в совокупности с другими данными обследования) его профессиональной пригодности к правоохранительной деятельности.

Состояние эмоциональной напряженности (стресс) также часто сопровождает деятельность сотрудников полиции. В научной литературе понятия «стресс» (или «эмоциональный стресс»), «психическая напряженность» часто употребляются как синонимы. Они характеризуют особенности психики в условиях длительного пребывания человека в сложных экстремальных условиях. В профессии сотрудника полиции это обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, процедура расследования, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, но порой и у следователя, прокурора, адвоката, судьи.

Стресс – это состояние психической напряженности, обусловленное приспособлением психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям. Стресс, возникая в ответ на психотравмирующий стрессовый раздражитель (стрессор), первоначально мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, повышая его приспособительные возможности, волевую, познавательную активность. Он является стимулирующим фактором (эустресс), положительно влияющим на эффективность жизнедеятельности, но до определенных пределов. При длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма, стресс может привести к противоположному (отрицательному) результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику (дистресс).

Эмоциональный стресс часто сопровождается эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека.

Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для юристов, сотрудников полиции, отмечается фрустрация. В буквальном смысле фрустрация – это обман, крушение планов из-за обмана. Г. Селье назвал фрустрацию коротко – «стрессом рухнувшей надежды». Именно фрустрация, по его мнению, превращает стресс в дистресс. 

Фрустрация в описании причин возникновения, механизмов протекания и влияния на сознание человека очень сложна. Некоторые авторы, описывая фрустрацию, большое внимание уделяют ее негативному влиянию на психику и сознание человека. Другие же, напротив, утверждают, что фрустрация играет конструктивную роль в поведении многих людей, способствуя достижению поставленной цели. Сложность в изучении этого психоэмоционального состояния заключается в том, что оно затрагивает мотивационную сферу личности в разрезе целеполагания и конструирования усилий на пути достижения целей. Многое из этого не осознается человеком, а мотивы поведения не лежат на поверхности мотивационной сферы.

Доминирующее значение в конструктивном воздействии (рост усилий на пути к цели) на психику некоторых людей приобретают мотивы достижения, усиливается привлекательность поставленной цели (Д. Креч, Р. Кратчфилд и др.). Ученые подметили, что у многих людей степень сложности препятствий на пути достижения цели соразмерна активизации внутренних резервов для их преодоления. Но бывает наоборот. Например, следователь, используя «лобовую» атаку и находясь в состоянии фрустрации, вынужден менять тактику своего поведения. В подобных случаях происходит своеобразная замена средств достижения цели и производится пересмотр предыдущих действий, направленных на ее достижение, переоценка всей ситуации с одновременным поиском обходных путей с последующим выходом из состояния фрустрации. Может меняться цель. Пребывая в состоянии фрустрации, человек ищет другую цель, которая частично удовлетворит его потребности. Но это возможно только путем достижения компромисса. Поэтому изначальное напряжение, вызванное фрустрацией, может остаться неразрешимым до конца, особенно в тех случаях, когда субъект сохраняет свой прежний завышенный уровень притязаний, не обращая внимания на несоответствующие ему возможности достижения целей и обстановку, в которой он оказался.

Если рост усилий, смена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели не приводят к успеху и состояние фрустрации остается, человек должен (безусловно, при развитом интеллекте, устойчивой нервной системе) обязательно пересмотреть ситуацию и выбрать между возможными вариантами. Это обеспечит ему адаптацию к новой ситуации и выход из состояния фрустрации. Но этот вариант наиболее сложный. Ведь далеко не каждый в состоянии долго сохранять самообладание, взвешенно оценивать конфликтную ситуацию и свои возможности ее разрешения.

При низком уровне (пороге) сопротивляемости к фрустрации, зависящей от величины эмоционального напряжения, психологических особенностей индивида и типа ситуации, может проявиться ее разрушительное воздействие на личность. Оно выражается в нарушениях тонкой координации усилий движения к цели, в познавательной ограниченности (тогда мы не видим других путей к цели), в эмоциональном возбуждении, аффективных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

В таких конфликтных ситуациях проявляются следующие эмоциональные реакции: замещающая агрессия (так называемые замещающие действия, направляемые на посторонние объекты); депрессия с беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства. Этим объясняется агрессивное поведение человека, непонятного для окружающих с точки зрения здравого смысла и неадекватности реагирования, немотивированностью, особой жестокостью. Агрессия при фрустрации чаще наблюдается у людей, недостаточно воспитанных, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими. Депрессии при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера. Деструктивное воздействие фрустрации на поведение таких лиц может усугубляться употреблением алкоголя.

Сотрудник правоохранительных органов должен обладать высокой фрустрационной устойчивостью, поскольку правоохранительная деятельность нередко сопровождается большими нервно-психическими перегрузками, связанными с принятием ответственных решений.

Завершая рассмотрение природы эмоциональных проявлений у субъектов правоотношений, следует отметить, что понимание роли эмоциональных явлений участников правоотношений помогает следователю, суду наиболее эффективно с точки зрения задач правосудия проводить следственные (судебные) действия, объективно оценивать поступки людей, их мотивационную сферу, принимать правильные решения по делу, а также определять эффективность и качество профессиональной деятельности самих специалистов, работающих в правоохранительной сфере, которые должны владеть приемами саморегуляции собственной эмоциональной сферы, уметь вовремя нейтрализовать отрицательные и стимулировать положительные эмоции и чувства.

Практически все рассмотренные нами негативные психоэмоциональные состояния являются спутниками профессионально-служебной деятельности сотрудников полиции и являются некоторыми последствиями конфликтного и напряженного характера их службы. Знание психофизиологических основ поведения, умение вовремя предотвращать и преодолевать эти состояния с наименьшими потерями для психического здоровья профессионала – одна из задач психологической подготовки специалистов в системе правоохранительных органов.

Профессия сотрудника полиции предъявляет повышенные требования к психической сфере деятельности личности профессионала, его интеллекту, эмоционально-волевым качествам. Одно из исследований [4, с. 40] показало, что более половины опрошенных прокурорских работников под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают усталость, апатию, растерянность. Многие переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Половина из них жалуется на раздражительность, головную боль, нарушения сна. Все это объясняет достаточно широкую распространенность среди работников правоохранительных органов различных психосоматических расстройств и заболеваний, и если бы сами юристы умели использовать естественные защитные механизмы в саморегуляции, владели бы достаточно простыми приемами нейтрализации ситуативной усталости, снятия психического напряжения (релаксации), многих проблем со здоровьем можно было бы избежать.

Методам релаксации в настоящее время посвящено огромное число публикаций, однако, несмотря на все эти методические разработки и рекомендации, иногда стоит даже незначительно изменить свой образ жизни, отказаться от некоторых вредных привычек, чтобы резко поднять порог устойчивости к нервно-психическим перегрузкам.

Необходимо научиться оказывать самому себе неотложную психологическую помощь, уметь своевременно пользоваться легкодоступными приемами и средствами снятия психической напряженности. Рекомендации здесь несложны, и каждый при необходимости может ими воспользоваться.

Итак, некоторые советы, не требующие специальной подготовки, посторонней помощи, просты. Вот некоторые из них [3, с.94–95].

1. Лучше всего своевременно предупредить нарастающую эмоциональную напряженность, чем бороться с нею. Часто мы замечаем наступающее ухудшение психического состояния в виде ощущения усталости, раздражения. Снижается острота восприятия, ухудшается память, эффективность мыслительной деятельности.

Чтобы нормализовать нарастающую напряженность, можно (если позволяют условия) сделать во время работы небольшой перерыв, проветрить помещение, даже если на улице холодно. Нужно сесть на стул (лучше в кресло), расстегнуть ворот рубашки, ослабить пояс, откинуть голову назад так, чтобы затылок свободно лег на спинку стула. Опустить руки вдоль тела (если позволяет ваш рост, можно опереться локтями о сиденье стула). Снимите обувь и положите ступни на стул напротив. Закройте глаза. Расслабьте мышцы. Дышите спокойно, равномерно и глубоко. Постарайтесь думать о приятном, вспомните о наиболее весомых ценностях в жизни и сравните: как много у вас есть из того, чего нет у других. Если засыпаете, не препятствуйте сну. Крепко вы все равно не заснете, но за это короткое время вскоре почувствуете облегчение.

2. Объективно оценивайте то, что с вами происходит. Не лгите себе даже в малом из жалости к себе, из страха испытать боль и разочарование. Ведь, оказавшись в сложной обстановке, люди реагируют не на ситуацию, а на свое отношение к ней, как пояснял Г. Селье, и чаще всего для нас имеет значение не то, что с нами происходит, а как мы это воспринимаем [5, с.16]. Поэтому еще один совет. Если нас что-то в данный момент сильно задевает и к чему-то очень обязывает, из-за чего мы испытываем сильное беспокойство, тревогу, нужно спросить себя: будет ли данное событие так же волновать нас через несколько дней? А через пять лет? И если мы на эти вопросы ответим отрицательно, тогда, право, не стоит так сильно огорчаться и в настоящий момент.

3. Не относитесь к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, Вы – ее участник. Посмотрите на ситуацию и себя в ней со стороны. Осознание себя только в качестве «жертвы», пишет Л. А. Китаев-Смык, исследовавший поведение летчиков-испытателей в критических ситуациях [2, с.98–105], еще более усиливает дистресс со всеми сопутствующими этому последствиями. Как часто нашим злейшим врагом является недостаточное самоуважение. В этой связи совершенно справедливо рекомендуется обращать внимание в первую очередь на те возможности, которые у нас есть, использовать их, вместо того чтобы придавать значение тем, которых нет.

4. Отступитесь на время от решения проблем, вызывающих стресс. Героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара в таких случаях твердила мантру: «Не буду думать об этом сегодня. Подумаю об этом завтра». Расслабьтесь, выкиньте из головы все, что вас тревожит, и на какое-то время сведите к минимуму вашу активность. Переключитесь на другие занятия, не имеющие никакого отношения к проблеме, вызывающие положительные эмоции, удовольствие.

Используйте эффект «смещенной активности», «замещающих» действий по З. Фрейду: мойте посуду, убирайте квартиру, строгайте доски, играйте в футбол, плавайте, колите дрова и т. д. Такая активность выполняет роль паровыпускного клапана, своеобразного громоотвода, она помогает снять внутреннее перенапряжение. Иногда одного сравнения ваших проблем в этот момент с проблемами других людей хватает, чтобы понять, что не все так уж плохо и безнадежно, как, может быть, кажется.

Положительный эффект в снятии тяжести негативных эмоциональных состояний оказывают встречи с близкими и даже незнакомыми людьми, помогающими по-другому взглянуть на мир. Семья, близкие друзья благодаря психологической помощи снимают отрицательные эмоции и неблагоприятные психические состояния.

5. Активизируйте мотивы достижения целей. Иными словами, если преодолеваете что-то с огромным трудом и испытываете по этому поводу негативные состояния, остановитесь ненадолго, оцените непредвзято ваши действия и ситуацию, объясните себе, для чего все это нужно, что вам даст достижение этих целей.

Первое по значению место в профессиональной деятельности сотрудника полиции в качестве стрессорегулирующего фактора имеет мотивация. Выяснено, что при стабильной мотивации, побуждающей нас к целенаправленной деятельности, имеет место значительное улучшение целого ряда психических показателей. Главное место здесь занимает уверенность человека в себе, в своих силах, его активность. Недаром говорят, что чувство уверенности – это ключ к успеху. 

Без веры в успех невозможно преодолевать свое негативное настроение, подавленное психическое состояние. Необходимо верить в свои силы, в собственные возможности, добиваться успеха, и тогда вера вызовет решимость [1], которая нам бывает так необходима в трудных служебных и жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Зайцева Н.В. Культура и индивид XXI века в персоналистском отражении в условиях поступательной инноватики. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Забайкальский государственный университет. Чита, 2004.

2. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. «Смысл», 2013.

3. Николаева Н. В. Эффективная деловая коммуникация в сфере правоохранительной деятельности: учебное пособие / Н. В. Николаева. - М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017. Гл.2.

4. Панчихин О. Н., Романов В. В., Кроз М. В. Профессиональный психологический отбор // Законность. М., 1993. № 4.

5. Эверли Дж. С., Розефельд Р. Стресс: природа и лечение. М., 1985.


Войти или Создать
* Забыли пароль?