УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА: ТРАДИЦИОННОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются вопросы традиционного и правового регулирования условий заключения брака в России и странах Европы. Автором проанализированы традиционные ценности российского и европейского общества во взаимодействии с нормами права при регулировании условий заключения брака и установлении препятствий к его заключению. Приводится авторская позиция по вопросам, связанным с брачным возрастом, однополыми браками, религиозными браками и др.

Ключевые слова:
традиционные ценности, правовое регулирование, заключение брака, условия заключения брака, однополые браки, религиозные браки.
Текст

Законодательство России и зарубежных стран устанавливает определенные требования, которые должны быть соблюдены для того, чтобы заключение брака как юридический факт породило правовые последствия в виде возникновения прав и обязанностей супругов.

В Российской Федерации к таким условиям в силу ст. 12 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) относятся:

1) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины;

2) достижение ими брачного возраста.

3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, перечисленных в ст. 14 СК РФ.

Рассмотрим каждое из приведенных условий подробнее.

1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Фактически данное условие включает в себя два составляющих элемента: гендерный и волевой.

Гендерный элемент предполагает возможность заключения брака только между лицами противоположного пола: мужчиной и женщиной.

В России и большинстве других стран брачный союз исторически и традиционно рассматривается исключительно как союз мужчины и женщины.

В некоторых странах легализованы однополые браки  [1]. Впервые однополые браки было разрешено заключать в Нидерландах в 2001 г.

В настоящее время однополые браки регистрируются на государственном уровне: с 2001 г. в Нидерландах (при этом с 2001 по 2015 г. в Нидерландах заключено 21 330 однополых браков, что составляет 2% от заключенных браков [2]); с 2003 г. – в Бельгии; с 2005 г. – в Испании, Канаде; с 2006 г. – в ЮАР; с 2009 г. – в Норвегии, Швеции; с 2010 г. – в Аргентине, Исландии, Португалии; с 2012 г. – в Дании; с 2013 г. – в Бразилии, Новой Зеландии, Франции, Уругвае; с 2015 г. – в Ирландии, Люксембурге, США; с 2016 г. – в Колумбии; с 2017 г. – в Германии, Финляндии, на Мальте. В ближайшее время ожидается легализация однополых браков в Австралии, Австрии, на Тайване.

В отдельных странах таким «супругам» разрешено усыновление детей (Нидерланды, Бельгия, Португалия и др.).

Некоторые страны разрешение вопроса о допустимости однополых браков передали на региональный уровень (Великобритания, Мексика).

23 ноября 2010 г. Европарламент объявил, что документы гражданского состояния, выданные любой страной Евросоюза, должны признаваться в каждой стране, входящей в ЕС, что фактически уравнивает однополые и разнополые пары при переезде внутри Евросоюза из одной страны в другую [3].

Существуют государства, в которых однополые браки не регистрируются, но признаются однополые браки, заключенные в других странах и регионах (Армения, Израиль, Мексика и др.).

Напротив, в ряде стран на конституционном уровне запрещены однополые браки (Белоруссия, Болгария, Грузия, Вьетнам, Киргизия, Куба, Польша, Сербия, Украина и др.).

В более чем 60 государствах не только не допускаются однополые браки, но и за однополые отношения установлена уголовная ответственность, в том числе смертная казнь (Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) [4].

В Российской Федерации однополые союзы не признаются. Конституционный Суд РФ в Определении от 16.11.2006 № 496-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации» указал, что, поскольку Конституция РФ и международные правовые акты исходят из того, что главное предназначение семьи – рождение и воспитание детей, и национальные традиции рассматривают брак исключительно как биологический союз мужчины и женщины, постольку федеральный законодатель к условиям заключения брака отнес взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод [5].

Также в России не признаются однополые браки, заключенные за границей, поскольку их существование противоречит СК РФ и отсутствуют международные соглашения по однополым бракам, заключенные Российской Федерацией.

Вместе с тем работники органов ЗАГСа иногда допускают ошибки. Так, широкую известность получил случай регистрации в январе 2018 г. в многофункциональном центре в г. Москве брака, заключенного между Павлом Стоцко и Евгением Войцеховским в г. Копенгагене[6].

Однополые браки противоречат не только законодательству, но и традиционным ценностям народов России.

Проведенные Аналитическим центром «Левада-Центр» социологические исследования показывают, что в 2015 г. в России положительно к однополым бракам относились только 1% опрошенных, скорее положительно – 6% респондентов, скорее отрицательно – 26% граждан, резко отрицательно – 58% россиян, затруднились ответить 9% респондентов [7].

Русская православная церковь категорически не признает союзы лиц одного пола в качестве брака [8]. Как отмечается в основах социальной концепции Русской православной церкви, в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я» [9].

Ислам считает гомосексуальные отношения нарушением заповедей Создателя, а однополые браки воспринимает как угрозу самому существованию человечества. В Коране повествуется о народе пророка Лута (Лота). Этот народ за свой грех мужеложства был стерт с лица земли [10].

Традиционные ценности и религиозные взгляды народов России, общественная нравственность, исторические и культурные особенности нашей страны являются факторами, которые делают бесперспективной легализацию однополых браков в России.

Волевой элемент рассматриваемого условия предполагает наличие взаимного добровольного согласия брачующихся.

Основные международно-правовые документы в области прав человека, в том числе Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966, признают право за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, на вступление в брак при условии свободного и полного согласия вступающих в брак.

В ст. 12 СК РФ также к одному из условий заключения брака законодатель относит взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, предусматривается в качестве обязательного условия заключения брака в законодательстве всех европейских стран.

При этом следует отличать принуждение к вступлению в брак от родительских рекомендаций и советов относительно целесообразности выбора спутника жизни.

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается в совместном письменном заявлении о заключении брака.

В православии недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон [11].

Обоюдное согласие вступления в брак является условием его заключения и в исламе, кроме того, в любом мусульманском браке крайне важным является согласие и одобрение родителей невесты. Бракосочетание, при котором осуществлено принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным. В частности, отцы не имеют права распоряжаться судьбами дочерей (Хадис от Аиши) [12].

Обычаи похищения невесты, сохранившиеся в настоящее время у некоторых народов, носят символический характер, являются данью традициям давно минувших дней [13]. Во всех странах за реальное похищение невесты установлена уголовная ответственность (например, в России – в ст. 126 Уголовного кодекса Российской Федерации).

2. Достижение брачного возраста.

Заключение брака влечет целый ряд серьезных правовых и иных социальных последствий, в связи с чем мужчина и женщина, вступающие в брак, должны обладать достаточным уровнем физиологической и психологической зрелости, позволяющим жить самостоятельно, воспитывать детей, планировать будущее, заботиться друг о друге.

В соответствии со ст. 2 Конвенции о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков [14] (заключена в Нью-Йорке 10.12.1962, вступила в силу 09.12.1964) государствами – участниками Конвенции издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст. Заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, не допускается, кроме тех случаев, когда уполномоченный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила исключение при наличии серьезных причин.

Согласно Рекомендации о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков [15], принятой резолюцией 2018 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.11.1965 и конкретизирующей положения указанной Конвенции, минимальный брачный возраст, устанавливаемый законодательными актами, не может быть меньше 15 лет. Не допускается юридическое оформление брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать при наличии серьезных причин исключение из этого правила о возрасте (принцип II).

В настоящее время в 158 странах установлен минимальный возраст для вступления в брак для девушек в 18 лет без согласия родителей или судебного согласия. При этом в 146 странах позволяется девушке моложе 18 лет выходить замуж с согласия родителей или других органов; в 52 странах девушки в возрасте до 15 лет могут вступать в брак с согласия родителей.  Для мужчин 18 лет является юридическим возрастом вступления в брак без согласия родителей в 180 странах. В 105 странах мальчики могут вступать в брак с согласия родителей или соответствующей власти, и в 23 странах мальчики в возрасте до 15 лет могут вступать в брак с согласия родителей [16].

В настоящее время согласно п. 1 ст. 13 СК РФ брачный возраст составляет 18 лет.

В соответствии с п. 2 указанной статьи при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.

Большинство субъектов РФ, которые воспользовались правом снизить брачный возраст ниже 16 лет, установили минимальный брачный возраст в 14 лет (например, Республика Адыгея, Белгородская, Владимирская, Калужская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Тамбовская, Тульская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ и в др.). В некоторых субъектах РФ минимальный возраст вступления в брак снижен до 15 лет: в Кабардино-Балкарской Республике, Мурманской, Рязанской, Тверской, Челябинской областях и др.

При этом в законодательстве субъектов РФ отсутствует единый подход к определению исключительных обстоятельств, при наличии которых возможно снижение брачного возраста. Наиболее часто к таким обстоятельствам относятся рождение ребенка, беременность, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

В настоящее время в региональном семейном законодательстве выявилась показательная тенденция. В некоторых субъектах РФ принятые в 1990-е гг. законы, установившие возможность вступления в брак до достижения возраста 16 лет, в последние годы были отменены [17]. Это объясняется тем, что установление брачного возраста ниже 16 лет не способствует укреплению социального института брака; кроме того, в большинстве регионов количество несовершеннолетних, вступающих в брак, неуклонно снижается. Сейчас большинство граждан России (как мужчины, так и женщины) вступают в брак в возрасте от 25 до 34 лет. Для сравнения: в 1991 г. основной возрастной категорией, вступающей в брак, была группа от 18 до 24 лет, и в возрасте до 18 лет заключалось значительно больше браков [18].

Существующая в России тенденция увеличения возраста вступления в брак, с одной стороны, свидетельствует о более серьезном и обдуманном подходе к решению вопросов планирования семейной жизни, а с другой – неминуемо приводит к старению населения в целом.

Отсутствие в СК РФ нормы о необходимости получения согласия законных представителей несовершеннолетних на снижение брачного возраста представляется нелогичным, поскольку согласно п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ гражданин, не достигший 18-летнего возраста, с момента вступления в брак приобретает полную дееспособность.

При этом для приобретения полной дееспособности несовершеннолетнему, достигшему 16 лет и работающему по трудовому договору или осуществляющему предпринимательскую деятельность, в порядке ст. 27 Гражданского кодекса РФ (эмансипация) необходимо согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – решение суда.

Представляется необходимым дополнить ст. 13 СК РФ правилом, согласно которому при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц и с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

В случаях когда законодательство субъектов РФ допускает вступление в брак в виде исключения до достижения возраста 16 лет, должны применяться аналогичные правила.

Получение согласия родителей на ранний брак отвечает также традиционным и религиозным представлениям о браке и об уважении детей к родителям, роли родителей в жизни детей [19].

Во многих европейских странах также согласие родителей является условием заключения брака до достижения совершеннолетия (Австрия, Германия, Латвия, Литва, Франция).

3. Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, перечисленных в ст. 14 СК РФ.

В ст. 14 СК РФ установлено, что не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Указанные обстоятельства являются препятствиями к заключению брака. Брак, заключенный при наличии препятствий, может быть признан судом недействительным. Рассмотрим подробнее препятствия к заключению брака.

•  Состояние хотя бы одного из лиц, заключающих брак, в другом зарегистрированном браке.

Под другим зарегистрированным браком понимается не прекратившийся в установленном законом порядке прежний зарегистрированный брак. Данный запрет вытекает из принципа моногамии. Фактические (незарегистрированные) супружеские отношения не являются препятствием к заключению брака.

При этом российское законодательство не ограничивает количество повторных браков.

Русская православная церковь не разрешает венчать лиц, уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти [20].

Также церковь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода согласно каноническому праву второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается [21]. Церковь не разрешает венчания лицам, ранее состоявшим в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию) после принятия ими Святого Крещения, т.е. не допускается венчание четвертого брака вне зависимости от того, были ли предыдущие браки церковными или зарегистрированными в органах ЗАГС[22].

Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным и соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены (но не более) – каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским обычным правом и обусловлено рядом обстоятельств.

В исламе после развода женщина может выйти замуж не ранее чем через три месяца, в течение которых выявляется в том числе, есть ли у нее беременность от прежнего супруга [23].

После смерти мужа женщина может выйти замуж через четыре месяца и десять дней [24].

Законодательство европейских стран запрещает заключение брака, если хотя бы один из брачующихся состоит в другом зарегистрированном браке.

Так, согласно § 1306 Гражданского уложения Германии не разрешается заключать брак, если одно из лиц, желающих вступить в брак, уже состоит в браке или в партнерстве с третьим лицом [25].

В § 674 Гражданского кодекса Чешской Республики [26] установлено, что брак не может заключить лицо, которое состоит в браке, или лицо, которое ранее вступило в зарегистрированное партнерство или другой подобный союз, заключенный за границей, и этот брак, зарегистрированное партнерство или другой подобный союз, заключенный за границей, остался в силе.

•  Близкое родство.

В силу абз. 3 ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Запрещение браков между близкими родственниками продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов, так и с естественным непринятием современным цивилизованным обществом кровосмешения.

Родство более отдаленных степеней (двоюродные брат и сестра, дядя и племянница и др.) хотя и может представлять опасность для здоровья детей супругов, но в меньшей степени, в связи с чем по действующему семейному законодательству России не является препятствием к заключению брака. Не входят в число препятствий и отношения свойства (пасынки, падчерицы, отчим, мачеха, теща, тесть, зять, свекор, сноха, золовка и др.).

Вместе с тем такие браки не всегда принимаются общественной нравственностью в силу религиозных установок и традиционных ценностей.

Русская православная церковь не разрешает венчать [27]:

- находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;

- находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея;

- находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трул. 54: «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»;

- состоящих в духовном родстве: восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым; восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой.

При этом в кровном родстве по боковой линии состоят:

- во второй степени – родные братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные;

- в третьей степени – дяди и тети с племянниками и племянницами;

- в четвертой степени – двоюродные братья и сестры между собой; двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянниками и племянницами (т.е. с внуками или внучками своих родных братьев или сестер);

- в пятой степени – данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;

- в шестой степени – троюродные братья и сестры между собой; данное лицо с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер.

Коран запрещает брать в жены матерей (бабушек, прабабушек), дочерей (внучек, правнучек), сестер (родных, сводных, молочных), теток по отцу и матери, племянников и племянниц, тех, кто кормил своим молоком, приемных дочерей (от жен, с которыми был заключен брак), супруг родных сыновей (т.е. невесток) и внуков, вместе двух родных сестер [28].

Также в исламе нельзя вступать в брак с женой отца (не являющейся матерью), такой брак является развратом, скверным путем [29].

Для женщин действуют аналогичные запреты на брак с махрамом – мужчиной, за которого женщина не может выйти замуж по причине родства (ее сын, отец, родной брат и т.д.).

Женитьба на двоюродных братьях и сестрах не упомянута в Коране среди запрещенных родственных браков, но она и непоощряема. С точки зрения Сунны, чем дальше родственные связи, тем лучше. Как отмечает Ш. Аляутдинов, необходимо учитывать традиции, не приветствующие такого рода браки [30].

В законодательстве большинства европейских государств установлены препятствия к заключению брака, аналогичные установленным СК РФ.

Так, в соответствии с § 1307 Гражданского уложения Германии не разрешается заключать брак между родственниками по прямой линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Это правило действует и тогда, когда указанные родственные отношения прекратились в результате усыновления[31].

В § 675 Гражданского кодекса Чешской Республики[32] установлен запрет на заключение брака между предками и потомками, между братьями и сестрами.

В то же время, например, Гражданский кодекс Литовской Республики[33] устанавливает дополнительные ограничения, запрещая заключение брака родителям со своими детьми, приемным родителям с приемными детьми, бабушкам и дедушкам с внуками, настоящим и «ненастоящим» братьям с сестрами, двоюродным братьям с двоюродными сестрами, дядям с племянницами, тетям с племянниками (ст. 3.17).

Гражданским кодексом Франции (Кодекс Наполеона) запрещается заключение брака между всеми родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между свойственниками по той же линии (ст. 161); по боковой линии запрещается заключение брака между братом и сестрой (ст. 162); запрещен также брак между дядькой и племянницей, теткой и племянником (ст. 163), но Президент Республики вправе отменить этот запрет[34].

• Лица, желающие вступить в брак, являются усыновителем и усыновленным.

В соответствии с абз. 4 ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными, поскольку их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению (ст. 137 СК РФ) и брак между такими лицами противоречит нормам морали.

При отмене усыновления в судебном порядке (ст. 141 СК РФ) препятствия для заключения брака между бывшими усыновителем и усыновленным отсутствуют. Кроме того, запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного.

Не установлены запреты и на браки приемных родителей с приемными детьми. Полагаем необходимым законодательно установить запрет на заключение брака между приемным родителем и его подопечным, поскольку такой брак противоречит нормам морали.

В законе отсутствует прямой ответ на вопрос о том, допустимы ли браки между усыновителями и потомством усыновленных. В юридической литературе высказано обоснованное мнение о невозможности таких браков, поскольку на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии [35].

Русская православная церковь не разрешает венчание удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми [36].

В соответствии с § 1308 Гражданского уложения Германии брак не должен заключаться между лицами, родство между которыми (между родственниками по прямой линии, а также между братьями и сестрами) возникло в результате усыновления. Суд по семейным делам может по ходатайству освободить от соблюдения этого правила, если между заявителем и его будущим супругом в результате усыновления возникло родство по боковой линии. В освобождении должно быть отказано, если вступлению в брак препятствуют серьезные основания [37].

В § 675 и 676 Гражданского кодекса Чешской Республики [38] установлен запрет на заключение брака между предками и потомками, между братьями и сестрами, в том числе если родство возникло в результате усыновления. Также установлено, что брак не может быть заключен между опекуном и подопечным, между ребенком и лицом, на чьем попечении ребенок находится, или приемным родителем и ребенком, на воспитании которого ребенок находится.

• Признание хотя бы одного из лиц, заключающих брак, судом недееспособным вследствие психического расстройства.

В соответствии с абз. 5 ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Указанный запрет обусловлен тем, что недееспособные лица не могут понимать значение своих действий или руководить ими, они не способны выразить осознанную волю на вступление в брак. Кроме того, поскольку некоторые заболевания психического характера могут передаваться по наследству, указанный запрет объясняется также заботой государства о здоровом потомстве супругов.

Если супруг признан недееспособным после заключения брака, то данное обстоятельство является основанием для развода по инициативе другого супруга (ст. 19 СК РФ), но не для признания брака недействительным.

Психическое расстройство, не послужившее основанием для признания лица судом недееспособным, не является препятствием к заключению брака. В этом случае государственная регистрация брака может стать невозможной из-за отсутствия воли на вступление в брак. Если брак был зарегистрирован несмотря на то, что в момент его заключения психическое расстройство лица было очевидным, то брак в последующем может быть признан судом недействительным ввиду нарушения условия, предусмотренного ст. 12 СК РФ, – взаимного добровольного согласия на вступление в брак.

В православии действует более мягкий запрет: не разрешается венчание признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, но в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак [39].

Запрет на браки с недееспособными установлены законодательством большинства стран Европы.

Например, согласно § 1304 Гражданского уложения Германии недееспособное лицо не может вступить в брак [40].

Приведенный перечень препятствий к заключению брака является исчерпывающим.

Религиозные правила, обычаи, традиции, нормы морали могут устанавливать и иные ограничения на вступления в брак.

Например, в православии не допускается венчание лиц, состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин, а также монашествующих [41].

Русская православная церковь находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами древних восточных церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в православной церкви и воспитания детей в православной вере. Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере. Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.

Исламские каноны допускают браки между мусульманами, с одной стороны, и христианами или иудейками, с другой, но при этом необходимо сохранение в семье статуса мужа согласно канонам ислама, желательно принятие супругой исламского вероучения, обязательно воспитание детей в духе морали и религиозности ислама[42].

В то же время канонически недопустимы браки между мусульманкой и немусульманином, поскольку по природе взаимоотношений жена следует во всем мужу и ей придется отказываться от своих религиозных устоев и ценностей (Св. Коран, 2:221) [43].

Также в исламе не допускается заключение брака в отсутствие опекуна (в религиозном значении этого термина) со стороны невесты, двух свидетелей и в некоторых других случаях  [44].

Таким образом, законодательство России и европейских стран устанавливает схожие условия заключения брака, а также препятствия к его заключению.

Религиозные правила, обычаи, традиции, нормы морали устанавливают повышенные требования при заключении религиозных браков по сравнению со светским правом, что, с одной стороны, является ориентиром для законодателя в целях сближения правового и социального регулирования брачных отношений, а с другой – не должно приводить к отдалению традиционных взглядов на брак от светских воззрений, поскольку это грозит отдалением, отчуждением общества от «завышенных» традиционных и религиозных требований к браку и в итоге обесцениванием брака как социального института.

 

[1] Гражданское и торговое право зарубежных государства / под ред. Е.А. Васильева, А.С. Комарова. Т. 2. М., 2005. С. 521–525.

[2] Statistics Netherlands [Электронный ресурс]. URL: http://statline.cbs.nl/Statweb/publication/?VW=T&DM=SLEN&PA=37772ENG&D1=2-4&D2=51-65&HD=170408-0550&LA=EN&HDR=G1&STB=T. (дата обращения: 03.12.2017).

[4] LGTBI rights in the World [Электронный ресурс]. URL: http://out-traveler.ru/wp-content/uploads/2013/01/LGBTI_rights-2008.gif.

[5] Справочная правовая система Консультант Плюс. ИБ «Судебная практика».

[6] Варсегова Н. Юрист: однополый брак, якобы признанный в столичном МФЦ, не действителен в России. Электронный ресурс: https://www.msk.kp.ru/daily/26786/3820788/ Дата обращения: 26.01.2018.

[7] Электронный ресурс: https://www.levada.ru/2015/05/05/nevidimoe-menshinstvo-k-probleme-gomofobii-v-rossii/ Дата обращения 20.09.2017.

[8] О канонических аспектах церковного брака (утв. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви) // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html. Дата обращения 15.01.2018.

[9] Электронный ресурс: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/kh. Дата обращения 01.12.2017.

[10] Св. Коран, 15:75.

[11] О канонических аспектах церковного брака (утв. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви) // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html. Дата обращения 18.11.2017.

[12] Аляутдинов Ш. Семья и Ислам. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2011. С. 188 – 189, 262.

[13] Зубайраева З. Предбрачный «киднеппинг» // Российская газета. 2011. № 51. С. 5.

[14] Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 667–669.

[15] Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информационная база «Международные правовые акты».

[16] Marrying too young. End child marriage. UNFPA, New York, 2012. P. 13.

[17] См.: Якушев П.А. The promise to marry: traditional and legal regulation in Russia and European countries  // Advances in Law Studies. 2017. Том 5. № 2. С. 185 – 189.

[18] Электронный ресурс: Сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/tatistics/population/demography/#. Дата обращения: 20.01.2018.

[19] См., например: Аляутдинов Ш. Указ. соч. С. 85 – 86; Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

[20] О канонических аспектах церковного брака (утв. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 г.) // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html. Дата обращения 15.11.2017.

[21] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html. Дата обращения 15.12.2017.

[22] Яковлева Е., Замахина Т. Четвертый лишний. Архиерейский собор разъяснил, сколько раз можно жениться // Российская газета. Неделя. 7 декабря 2017 г. С. 27.

[23] Св. Коран, 2:228.

[24] Там же, 2:234.

[25] Гражданское уложение Германии – Deutches Bürgerliches Gesetzbuch mit Einführungsgesetz. Перевод с немецкого. В. Бергманн и др. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 424.

[26] Nový Občanský Zákoník (redakční uzávĕrka 23.11.2015) / Rejstřík prof. Dr. JUDr. Karel Eliáš, Mgr. Marek Svatoš. Praha: Sagit, 2016. Str. 73.

[27] О канонических аспектах церковного брака (утв. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 г.) // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html. Дата обращения 15.12.2017.

[28] Св. Коран, 4:22-24.

[29] Аляутдинов Ш. Указ. соч. С. 191.

[30] Там же. С. 189.

[31] Гражданское уложение Германии – Deutches Bürgerliches Gesetzbuch mit Einführungsgesetz. Перевод с немецкого. В. Бергманн и др. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 424.

[32] Nový Občanský Zákoník (redakční uzávĕrka 23.11.2015) / Rejstřík prof. Dr. JUDr. Karel Eliáš, Mgr. Marek Svatoš. Praha: Sagit, 2016. Str. 73.

[33] Раздел I «Семейное законодательство» части I «Общие положения» третьей книги «Семейное право» Гражданского кодекса Литовской Республики 2000 года // Электронный ресурс: http://www3.lrs.lt/pls/inter3/ dokpaieska.showdoc_l?p_id=286643. Дата обращения 04.11.2017.

[34] Справочная правовая система «Консультант Плюс». ИБ «Комментарии законодательства».

[35] Левушкин А.Н., Серебрякова А.А. Семейное право: учебное пособие. Ульяновск: УлГУ, 2011. С. 85.

[36] О канонических аспектах церковного брака (утв. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 г.) // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html. Дата обращения 15.11.2017.

[37] Гражданское уложение Германии – Deutches Bürgerliches Gesetzbuch mit Einführungsgesetz. Перевод с немецкого. В. Бергманн и др. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 424.

[38] Nový Občanský Zákoník (redakční uzávĕrka 23.11.2015) / Rejstřík prof. Dr. JUDr. Karel Eliáš, Mgr. Marek Svatoš. Praha: Sagit, 2016. Str. 73.

[39] О канонических аспектах церковного брака (утв. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 г.) // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html. Дата обращения 15.11.2017.

[40] Гражданское уложение Германии – Deutches Bürgerliches Gesetzbuch mit Einführungsgesetz. Перевод с немецкого. В. Бергманн и др. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 424.

[41] О канонических аспектах церковного брака (утв. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 г.) // Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html. Дата обращения 15.11.2017.

[42] Аляутдинов Ш. Указ. соч. С. 191.

[43] Там же. С. 203.

[44] Там же. С. 257 – 261.

Список литературы

1. Аляутдинов Ш. Семья и Ислам. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2011

2. Гавриш И.В. Легализация религиозного брака: проблемы и перспективы // Семейное и жилищное право. 2012. № 4. С. 10 - 13.

3. Ильина О.Ю. Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной // Семейное и жилищное право. 2006. № 4. С. 30 - 35.

4. Косарева И.А. Некоторые проблемы принципа добровольности заключения брака // Современное право. 2007. № 9.

5. Краснова Т.В. Значение категорий «семья» и «родство» в правоотношениях родителей и детей // Семейное и жилищное право. 2017. № 4. С. 8 - 11.

6. Левушкин А.Н., Серебрякова А.А. Семейное право: учебное пособие. Ульяновск: УлГУ, 2011.

7. Якушев П.А. The promise to marry: traditional and legal regulation in Russia and European countries // Advances in Law Studies. 2017. Том 5. № 2. С. 185 - 189.


Войти или Создать
* Забыли пароль?