Статья посвящена анализу Практикума по «Истории экономики» д-ра экон. наук, профессора В.В. Дроздова.
история экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова, практикум, авторские программы, учебные игры, тесты.
В настоящее время нет недостатка в учебниках и учебных пособиях по экономической истории (истории экономики). Совсем другая ситуация сложилась в отношении практикумов по этой дисциплине, наиболее известным из которых является пособие Р.П. Толмачевой [8]. Ликвидировать этот пробел, не только обогатив методику преподавания историко-экономической науки, но и показав огромную роль истории экономики в подготовке современных экономистов, призвана работа, опубликованная д-ом экон. наук, профессором кафедры «История народного хозяйства и экономических учений» Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.В. Дроздовым.
Практикум рассчитан на студентов экономических вузов и факультетов, изучающих курс экономической истории по программе с увеличенным количеством часов (два семестра по 4 часа в неделю), и восполняет недостаток пособий такого рода в учебном процессе [5].
Материал, представленный в пособии, отражает опыт преподавания экономической истории на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова за последние 35 лет, и структурно поделен на два модуля, один из которых содержит учебно-методические материалы по истории экономики зарубежных стран, другой – по истории экономики России. В каждом модуле имеются заслуживающие внимания авторские программы и планы семинарских занятий, учебные игры, кроссворды, аттестационные контрольные работы и итоговые тесты, подробные списки литературы и вопросы для подготовки к экзаменам. Интерес представляет специальный тест для проверки начального уровня знаний по отечественной истории студентов, приступающих к изучению экономической истории. Практически по всем заданиям приведены ответы, что облегчает использование пособия в самостоятельной работе студентов.
Сильными методическими сторонами пособия являются наличие по каждой теме вопросов для диспутов, заданий по анализу исторических документов, терминологического минимума, ситуаций для обсуждения, взятых, как правило, из художественной литературы. По ряду тем имеются задачи, решение которых предполагает использование количественных методов. Учебные игры, предлагаемые автором, не требуют больших усилий по организации, но, несомненно, являются интересными и полезными для усвоения и активизации учебного материала.
В концептуальном плане материал пособия не вызывает возражений. В то же время, на наш взгляд, можно было бы увеличить долю заданий, ориентирующих студентов на анализ альтернативных трактовок событий экономической истории, в том числе с использованием работ самого автора [2, 3, 4]. В перечни литературы по ряду тем можно было бы включить современные работы методологического характера [например, 6, 7].
Эффективность использования данного практикума в учебном процессе во многом будет зависеть от учебного времени, отводимого на курс экономической истории, и от желания и способности преподавателя интегрировать задания практикума в процесс обучения. Нельзя не отметить, что выполнить все задания, рекомендуемые автором по каждой теме, за одно занятие довольно сложно. Очевидно, предполагается, что преподаватель будет отбирать для аудиторной работы лишь некоторые из этих заданий, а другие предлагать для самостоятельной работы.
Включение в число заданий по некоторым темам задач, решаемых с использованием количественных (главным образом статистических) методов, вполне оправданно, особенно если учесть, что курс экономической истории преподается студентам-экономистам. Однако нужно быть готовым к тому, что первокурсники (а экономическая история преподается, как правило, на первом курсе) могут быть не готовы к использованию некоторых статистических методов (например, корреляционно-регрессионного анализа, который изучается позже). Поэтому такие задания следует рекомендовать для использования в преподавании историко-экономических спецкурсов на старших курсах бакалавриата или в магистратуре.
На наш взгляд, работа, опубликованная В.В. Дроздовым, является оригинальным учебно-методическим пособием, вносящим большой вклад в методику преподавания экономической истории. Ее использование в учебном процессе позволит заметно активизировать усвоение материала и сделать занятия по экономической истории более интересными и результативными.
1. Бокарев Ю.П. Критика теорий догоняющего развития. - Экономические реформы в России и за рубежом. (История мировой экономики, вып. 3): Сборник статей. - М.: Институт экономики РАН, 2014. - С. 240 - 251.
2. Дроздов В.В. Экономические реформы в СССР (1953 - 1985). Взгляды зарубежных ученых. - М.: ТЕИС, 1998. - 137 с.
3. Дроздов В.В. Современная зарубежная историография советской экономики в 1940-е гг. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 98 с.
4. Дроздов В.В. Экономическая политика СССР в 1965 - 1985 гг. Оценки зарубежных аналитиков. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 96 с.
5. Дроздов В.В. История экономики. Практикум. - М.: ТЕИС, 2017. - 240 с.
6. Золотарева В.П. Типологизация моделей догоняющего развития в странах «второго эшелона капитализма» // Горизонты экономики. - 2016. - № 2. - с. 33 - 41.
7. Нуреев Р.М., Латов Ю.В. Экономическая история России (опыт институционального анализа). - М.: КНОРУС, 2017. - 268 с.
8. Толмачева Р.П. Практикум по экономической истории. - М.: «Дашков и Ко», 2013. - 204 с.