РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. КЛУБ «РОСИНКА» (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Новизна программы, предлагаемой автором статьи, состоит в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно-прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.

Ключевые слова:
внеурочная деятельность, экологическое воспитание, начальная школа, художественно-прикладное творчество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Аннотация к рабочей программе по кружку «рОсинка».

Рабочая программа кружка рассчитана на углубление познавательной активности школьников и составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Одним из направлений внеурочной деятельности в начальной школе является научно-познавательное, в частности, одна из его частей – «Познание окружающего нас мира».

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах, свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать воспитание экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Новизна программы, предлагаемой автором статьи, состоит в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно-прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым, заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) даёт основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Чтобы сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса, необходимо включать в учебную деятельность игры-путешествия, КВНы, уроки-аукционы, экскурсии на природу.

Цель: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Задачи программы.

Обучающие: учить детей быть ответственными за свои поступки, формировать культуру поведения в природе, обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие: способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение), развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы, прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

 

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учётом преемственности экологического образования дошкольников (программа «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы: краеведческий принцип; принцип наглядности; принцип личностной ориентации; принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма; принцип интеграции; принцип практической направленности.

Структура программы «рОсинка». Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся и принципов преемственности и доступных знаний от простого к сложному.

Формы обучения: занятие-беседа, занятие-наблюдение, занятие-экскурсия (очное, заочное).

Работает типография «Муравей», издаются книжки-малышки о природе, буклеты о бережном отношении к животным и растениям.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «рОсинка» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат: интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 

Тематическое планирование. Содержание программы

1-й год обучения

Учащиеся должны знать: народные приметы, наблюдать за погодой, уметь назвать деревья своего края и животных, что можно взять с собой в поход, где можно разводить костры, правила поведения на природе, уметь ухаживать за животными в уголке природы, читать рассказы Пришвина, Бианки, Чарушина, Скребицкого и других писателей-натуралистов, должны охранять природу и объекты природы: муравейники, птичьи гнезда, деревья, цветы.

 

№ п/п

Тема занятия

Часы

Сроки

1.

Вводное занятие. Вступление в члены клуба «Росинка». Заповеди, устав, клятва, песня. Задачи, цели

1

Сентябрь

2.

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

Сентябрь

3.

Народные приметы. Правила поведения в лесу. Распределение поручений. Конкурс загадок о растениях и животных

1

Сентябрь

4.

Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

Октябрь

5.

Заочная экскурсия «Осень в лесу»

1

Октябрь

6.

Экологическая операция «Сделаем поляну ещё чище, чем была»

1

Октябрь

7.

Заочная экскурсия в заповедник «Люби и знай родной свой край»

1

Октябрь

8.

КВН «Какие комнатные растения ты знаешь»

1

Октябрь

9.

Практическая работа по размещению комнатных растений в классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями

1

Ноябрь

10.

Беседа «Это русское раздолье, это Родина моя»

1

Ноябрь

11.

Игра-КВН «Что делают из дерева»

1

Ноябрь

12.

Книги Н. Сладкова о природе. Обзор-лекция

1

Декабрь

13.

Экскурсия в зимний лес. Знакомство с зимующими птицами

1

Декабрь

14.

Выставка «Птицы наши друзья!» Вывешивание кормушек и подкормка птиц

1

Декабрь

15.

Наш добрый сосед – скворец

1

Декабрь

16.

«Пернатая кошка» – сова

1

Январь

17.

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

Январь

18.

Ворона – «интеллектуальная» птица

1

Январь

19.

«Лесной доктор» – дятел

1

Февраль

20

Викторина «Тайны птичьего царства»

1

Февраль

21.

Обобщающее занятие о птицах. КВН – крылатая компания

1

Февраль

22.

Выставка снежинок

1

Март

23.

Конкурс «Кто больше назовет зимних примет»

1

Март

24.

Экологическая викторина «Береги все живое»

1

Март

25.

Праздник «Весна красна». Выставка «Береги первоцветы»

1

Март

26.

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

Апрель

27.

Беседа «Уход за домашними животными»

1

Апрель

28.

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1

Апрель

29.

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с животными своего края

1

Апрель

30.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

Май

31.

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»

1

Май

32.

Экскурсия в лес «Летние приметы»

1

Май

33.

Итоговое занятие. Задание на лето

1

Май

 

2 год обучения

Задачи: познакомить учащихся с полезными ископаемыми своего края, поверхностью родного края, достопримечательностями края, с заповедниками, научить детей работать с энциклопедиями Ликума «Все обо всем», «Мир вокруг нас», «1000 вопросов и ответов». Углубить поиск по добыче знаний знатоков природы о животных, растениях, охране природы.

 

№ п/п

Тема занятия

Часы

Сроки

1.

Задачи, программа кружка «Росинка» на учебный год

1

Сентябрь

2.

Заочная экскурсия по карте родного края «Полезные ископаемые»

1

Сентябрь

3.

Игра «Съедобные и несъедобные грибы нашего края»

1

Сентябрь

4.

Игра-аукцион «Что делают из полезных ископаемых»

1

Сентябрь

5.

Бал цветов

1

Сентябрь

6.

Подготовка к выставке «Дары природы» с предварительной подготовкой, какие овощи пришли к нам из других стран

1

Октябрь

7.

Выставка «Дары природы»

1

Октябрь

8.

Экскурсия в осенний лес. «За чем можно наблюдать в лесу»

1

Октябрь

9.

Выставка «Осенний букет»

1

Октябрь

10.

Конкурс народных примет об осени

1

Ноябрь

11.

Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных

1

Ноябрь

12.

Экскурсия в краеведческий музей. Животные нашего края

1

Ноябрь

13.

Рысь - родственник кошки. Работа с энциклопедиями

1

Декабрь

14.

Любознательный зверёк – белка

1

Декабрь

15.

Кабан – дикий родственник домашней свиньи

1

Декабрь

16.

Защита проектов. Животные нашего края, занесенные в Красную книгу

1

Декабрь

17.

Праздник «Зимушка-зима». Выставка птичьих кормушек

1

Январь

18.

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом

1

Январь

119.

Экологическая акция в парке «Помоги деревьям» (Подгреби снег к деревьям, чтобы не вымерзли)

1

Январь

20.

Человек! Будь природе другом! Вредные привычки

1

Февраль

21.

Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

1

Февраль

22.

Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

1

Февраль

23.

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки

1

Февраль

24.

Оранжерея на окне. Уход за комнатными растениями.

1

Март

25.

Отчет знатоков полезных ископаемых «Все, все о полезных ископаемых.

1

Март

26.

Выращивание лука в домашних условиях.

Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

1

Март

27.

Экскурсия в школьный кабинет естествознания

1

Апрель

28.

Акция «Береги подснежник!»

1

Апрель

39.

Любопытные факты о живой природе

1

Апрель

30.

Конкурс рисунков о весне «За что я люблю весну»

1

Апрель

31.

Отношение человека к природе. Экологическая безопасность.

1

Май

32.

Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

1

Май

33.

Весенний бал леса и цветов

1

Май

34.

Задание на лето

1

Май

 

3 год обучения

Учащиеся должны уметь пользоваться картой своей области, определять географическое положение своей области, знать особенности климата своей области своего края. Учащиеся должны уметь определять температуру воздуха, пользуясь термометром, уметь давать характеристику климата своей области по сезонам года, знать основные полезные ископаемые, добываемые в области, делать проекты на любую экологическую тему, пользуясь энциклопедиями, справочниками, интернет–ресурсами.

 

№ п/п

Тема занятия

Часы

Сроки

1.

Заочное путешествие по карте области. Растительность и животный мир родного края

1

Сентябрь

2.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя)

1

Сентябрь

3.

«Лесные опасности». Игра-викторина

1

Сентябрь

4.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов

1

Сентябрь

5.

«По лесным тропинкам». Игра-путешествие

1

Октябрь

6.

Выставка «Дары природы» с предварительной подготовкой

1

Октябрь

7.

Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Экскурсия

1

Октябрь

8.

Осенняя выставка «Люблю я пышное природы увяданье»

1

Октябрь

9.

«Экология устами младенца». Конкурс всезнаек

1

Ноябрь

10.

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия

1

Ноябрь

11.

Урок-лекция «Географическое положение родного края, история города, села, поселка»

1

Ноябрь

12.

Особенности климата нашей области.

1

Декабрь

13.

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза

1

Декабрь

14.

Заочная экскурсия «Полезные ископаемые нашего края»

1

Декабрь

15.

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с полезными ископаемыми края

1

Декабрь

16.

Литературно-музыкальная композиция «Природа и музыка»

1

Январь

17.

Экскурсия в детскую библиотеку. «Красная книга моего края»

1

Январь

18.

Экскурсия на выставку бабочек

1

Январь

19.

Конкурс загадок о природе. Отчет знатоков загадок

1

Январь

20.

Птичий праздник. Выставка птичьих кормушек

1

Февраль

21.

Прогноз погоды «Живые барометры». Как предсказывают погоду кошки, собаки, гуси и т.д.

1

Февраль

22.

«В мастерской художницы зимы». Мы рисуем зиму

1

Февраль

23.

Зимний сад на окне. Уход за комнатными растениями

1

Февраль

24.

Домашние животные. Кроссворд «Кто есть кто?»

1

Март

25.

Чем мы кормим домашних животных

1

Март

26.

Как ухаживать за своим питомцем

1

Март

27.

Природа – источник творческого вдохновения. Изготовление книжек-малышек о природе

1

Апрель

28.

Природа и фантазия. Пр. занятие

1

Апрель

29.

Мы юные садоводы. Выращивание лука в домашних условиях

1

Апрель

30.

Оригами. «Рыбки в аквариуме»

1

Апрель

31.

Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах

1

Май

32.

Экологическая акция «Сбережем черемуху»

1

Май

33.

Самое страшное – это пожар

1

Май

34.

Экскурсия по реке на карте

1

Май

 

4 год обучения

Задачи: расширить представления о природном равновесии, причинах и последствиях их нарушения. Необходимость охраны окружающей среды. Знакомство с примерами положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Зависимость здоровья человека от состояния этой среды, последовательное познание краеведческих принципов.

 

№ п/п

Тема занятия

Часы

Сроки

1.

Беседа «Земля - наш общий дом» (составление правил поведения на природе)

1

Сентябрь

2.

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Практическое занятие

1

Сентябрь

3.

Родничок мой, родник, дай воды напиться (экскурсия на святой источник)

1

Сентябрь

4.

Экскурсия на реку Ронга.

1

Сентябрь

5.

Наше экологическое богатство – парк (наблюдение за экосистемой окружающей среды)

1

Октябрь

6.

Практическое занятие. Обучение туристическим навыкам: умение одеться по погоде, уложить рюкзак, запомнить интересные объекты

1

Октябрь

7.

Творческая работа-сочинение «Осень…Очей очарованье»

1

Октябрь

8.

Выставка «Дары природы». Растения – чужеземцы

1

Октябрь

9.

Экологические связи в природе, лягушки – комары. Почему нельзя уничтожать лягушек

1

Ноябрь

10.

Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование)

1

Ноябрь

11.

Экскурсия в парк. «Ориентация на местности без компаса»

1

Ноябрь

12.

Знаем ли мы свой край? (Игра-КВН)

1

Декабрь

13.

Жалобная книга России.

1

Декабрь

14.

Выставка «Нам этот мир завещано беречь»

1

Декабрь

15.

Урок-лекция «Рыбьи прогнозы»

1

Декабрь

17.

В гостях у фермера села

1

Февраль

18.

Спасение нашей планеты

1

Февраль

19.

Конкурс рисунков «Остановись, мгновение!»

1

Февраль

20.

Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)

1

Февраль

21.

Экологические катастрофы – беда нашей природы

1

Март

22.

Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?

1

Март

23.

Прогноз погоды на сегодня (практическое занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства

1

Март

24.

Операция «Елочка»

1

Март

25.

Выставка «Нам этот мир завещано любить»

1

Апрель

26.

КВН «Разгадай кроссворды о природе»

1

Апрель

27.

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемами: потребности в пресной воде для питья и хозяйства. Исследовательская работа

1

Апрель

28.

Геологические процессы своей местности

1

Май

29.

Влияние окружающей среды на рост и развитее растений

1

Май

33.

Экологическая акция «Береги первоцветы»

1

Май

34.

Защита проектов «Нам этот мир завещано беречь»

1

Май

 

Список литературы

1. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - №5. - С. 2-8.

2. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2009.

3. Плешаков А.А. Зелёные страницы. - М.: Просвещение, 2008.

4. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: Астрель, 2000.

5. Энциклопедия. Мир животных. - М.: Просвещение, 1989.

6. Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.

7. Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.

8. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Войти или Создать
* Забыли пароль?