Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье освещен славный путь трудовой творческой деятельности исследователя- педагога Валентины Васильевны Холмовской. В работах Валентины Васильевны раскрыты подходы к разработке методик диагностики интеллектуального развития дошкольников, а также раскрываются психологические особенности восприятия форм предметов и пропорций в дошкольном детстве.
дошкольная психология, дошкольный возраст, познавательные способности дошкольников, умственное развитие.
Удивительная юбилейная дата у удивительного человека. Даже мысли такой не было места, что будет возможность написать о Валентине Васильевне Холмовской. Невероятная ответственность не только за точность информации о ней, но и за то, чтобы приблизиться к стилю и языку, достойному этой замечательной женщины.
В 1950 г. Валентина Васильевна окончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. После в ее биографии было преподавание психологии в институте г. Галич Костромской области и работа воспитателем в московском детском саду. Завершением в 1967 г. учебы в аспирантуре стала защита кандидатской диссертации «Формирование зрительной оценки пропорций у детей дошкольного возраста», выполненной под руководством А.В. Запорожца и Л.А. Венгера.
С 1962 г. Валентина Васильевна в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, который возглавлял А.В.Запорожец, и которому она (несмотря на многочисленные переименования и реорганизации) оказалась верной до формального завершения своей профессиональной деятельности. За свою работу была награждена медалью К.Д. Ушинского. В.В. Холмовская долгое время являлась ученым секретарем диссертационного совета Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования (одно из названий Института дошкольного воспитания в 90-е годы).
Валентина Васильевна занимала в лаборатории особое место – она была одним из соратников и сподвижником Л.А. Венгера: с 1968 г. – с момента создания – была научным сотрудником лаборатории психологии детей дошкольного возраста, которой руководил Л.А. Венгер. За все время работы принимала участие во всех исследованиях, которые проводились научным коллективом лаборатории и были посвящены изучению проблем развития восприятия и мышления, диагностики умственного развития дошкольников, развития познавательных способностей. За разработку программы «Развитие» для дошкольных образовательных учреждений Валентина Васильевна была награждена в числе соавторов премией Правительства РФ в области образования (Постановление Правительства РФ от 24 октября
Первая моя встреча с Валентиной Васильевной была давно – лет сорок назад, когда я пришла в лабораторию сразу после школы. Внешне для меня она не изменилась: строгое изысканное платье или костюм на идеальной фигуре, брошь из камня – агата или опала, которые очень любит, строгая прическа. Ее внешний облик совпал с моими детскими представлениями о женщине-ученом, которую занимают научные проблемы. И это впечатление подтверждалось на заседаниях лаборатории, когда ею записывалось подробно (так мне казалось) все то, что говорил каждый выступающий, когда пыталась вникнуть в суть сообщения или исследования, когда поднимались и обсуждались научные вопросы и проблемы. Но сердце открывалось при взгляде на лицо Валентины Васильевны. Удивительное лицо: мягкая располагающая улыбка, серые внимательные глаза, высокий красивый лоб, тонкие правильные черты.
Стремление всех, всегда и все понять поражало в Валентине Васильевне. Позже, когда хватало храбрости (чтобы не «ударить в грязь лицом») на консультацию, я всегда была уверена, что она будет очень внимательна и обязательно постарается предложить какое-то решение или поможет разобраться в сложном вопросе, поправит деликатно или поддержит словом «интересно».
Человечность Валентины Васильевны проявлялась в том, что даже когда ее что-то сердило, она пыталась сдерживать свою реакцию. Обидчику бывало очень неловко за свои слова или поступок, а Валентина Васильевна, подбирая слова, корила обидчика так, что создавалось впечатление, что ей самой неловко, что она сердится, что вынуждена говорить кому-то неприятные слова.
«Об этом авторе еще никто не написал» – прочитала я на одном из сайтов, когда были предприняты попытки найти хоть какую-нибудь официальную информацию о Валентине Васильевне. Увы… Но сколько раз её фамилия упоминается в ряду авторов многочисленных публикаций лаборатории Л.А. Венгера! «Формирование восприятия у дошкольника», «Диагностика умственного развития дошкольников», «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками» и многие другие важные работы по вопросам познавательного развития дошкольников. А сколько людей ей обязаны за безупречные тексты – будь то сборник, книга, статья или автореферат кандидатской диссертации. Трудно назвать точное число научных работ, которые Валентина Васильевна редактировала. При этом правки и предложения касались не только стиля, но и точности и научности изложения. Валентина Васильевна всегда пыталась внимательно и глубоко понять идеи автора, чтобы ее редактирование не противоречило им, а нередко и уточняло и корректировало их.
Подлинная интеллигентность, порядочность, жертвенность, бескорыстность, скромность, глубокая любовь и понимание литературы, искусства, умение ценить юмор и шутку, доверчивость и расположенность к людям – можно перечислять много качеств, которые характеризуют Валентину Васильевну. И это совсем не потому, что в этом году удивительный юбилей! Есть возможность рассказать о ней, какая она есть, какая она – замечательная!
В день юбилея Валентине Васильевне Холмовской было направлено поздравление от ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».
Дорогая и глубокоуважаемая Валентина Васильевна!
От всей души поздравляем Вас с Юбилеем!
Мы очень рады, что в нашем Институте, сменившем много названий и мест пребывания, но свято хранящем традиции, заложенные его основателями, много лет проработал такой чудесный человек и прекрасный сотрудник, как Вы.
Мы высоко ценим Ваш вклад в развитие Института и отечественной педагогики и психологии, в целом, Вашу преданность делу дошкольного образования.
Коллеги помнят Вас как творческого исследователя, активного участника научной и общественной жизни Института. По сию пору Вашу деятельность на посту секретаря Диссертационного совета ветераны Института ставят в пример новым поколениям научных сотрудников. Незабываемы Ваше ответственное отношение к делу, высочайшая добросовестность, внимательность к деталям, тонкая интеллигентность и подлинно доброжелательное, заинтересованное отношение к коллегам, не зависящее от возраста, степеней и должностей, опыта работы.
От всей души желаем Вам доброго здоровья, благополучия, внимания и заботы родных и близких людей, любви и уважения всех окружающих Вас людей и долгих лет жизни!
С уважением, директор Т.В. Волосовец
и коллектив ФГБНУ «ИИДСВ РАО»
1. Холмовская В.В. О восприятии пропорций в дошкольном детстве // Вопросы психологии. - 1965. - № 2.
2. Холмовская В.В. Роль эталонов форм в различении пропорций детьми дошкольного возраста // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1965. - № 4.
3. Холмовская В.В. Формирование способности к зрительной оценке пропорций у детей дошкольного возраста // Обучение и развитие: Сборник материалов к симпозиуму. - М.: Просвещение, 1966.
4. Холмовская В.В. Формирование зрительной оценки пропорций у дошкольников // Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. - 1967.
5. Холмовская В.В. К характеристике диагностических методик по выявлению уровня овладения перцептивными операциями в дошкольном детстве. В сб.: Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. Рига, 1970.
6. Холмовская В.В. О соотношении качественных и количественных показателей в диагностике умственного развития ребенка. В сб.: Материалы 4 Всесоюзного съезда Общества психологов. Тб., 1971.
7. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера и В.В. Холмовской. М., 1978.
8. Холмовская В.В. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.