ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается состав предпосылок грамотности у дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обосновывается инновационная технология стимулирования речевой аналитико-синтетической активности, лингвокреативной деятельности детей с применением звукозаписей песен в рамках Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»). Анализируются возможности мультипликации в плане предупреждения побуквенного чтения.

Ключевые слова:
образовательный стандарт; речевое развитие; предпосылки грамотности; речевая аналитико-синтетическая активность; лигвокреативная деятельность; предупреждение побуквенного чтения; мультипликация; парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»).
Текст

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

Проблема введения дошкольников в мир письменной речи, как подготовки к обучению в школе, возникла в первые же годы зарождения общественного дошкольного воспитания в России. И еще раньше родилась проблема побуквенного чтения. Выучивая названия букв, ребенок в дальнейшем не может из этих названий сложить слово, слить звуки, понять написанное: [Эл, о, эс, мягкий знак; Эл, е, эс] – из названий букв не возникает слово лось или лес. И даже тогда, когда заучивают звук, как названия букв [л, о, с; л, э, с], обычно согласная буква ассоциируется с твердым звуком, и слово снова не получается: [лос, лэс]. Не вырабатывается различение твердых и мягких согласных звуков, ориентировка на гласный, стоящий после согласной. Перед йотированными гласными и буквой И согласный читается как мягкий звук; перед остальными гласными – как твердый. Этот механизм не вырабатывается в отсутствие этапа обучения звуковому анализу слова.

В современной методике начального обучения чтению применяется прием наглядного моделирования звуковой структуры слова как звена в поэтапном формировании умственного действия перевода символической записи звучания слова в буквенную форму (Л. Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова [8]). В школе вместо наглядных моделей с цветными карточками применяется транскрипция: сначала ребенок обозначает буквами звуковой облик слова, а потом переводит транскрипцию в письменную форму слова. Это трудоемкий процесс, который на определенном этапе дает высокий уровень ошибок на письме. Практики отмечают массовый характер этого явления.

Современная социальная ситуация усугубляет проблему, поскольку субъектами образовательной деятельности наряду с профессионалами выступают родители. Обучение чтению детей буквально с трехлетнего возраста приобрело массовый характер, несет с собой негативный опыт, в результате которого в школу приходят дошкольники с неправильно сформированным механизмом побуквенного чтения, не умеющие и не желающие учиться читать. Вообще учиться чему бы то ни было. И вместе с тем первоклассники, действительно овладевшие чтением до школы, оказываются также в некомфортной позиции: они вынуждены наблюдать, как учитель работает с не читающими детьми, их заново учат буквам алфавита, чтению по складам т.п. Теряется интерес и мотивация к учению.

 Актуальная социальная ситуация развития дошкольника характеризуется рядом противоречий: между широчайшим развитием электронных средств коммуникации и дефицитом личностного общения, между установкой на индивидуализацию образования и стремлением его стандартизировать и строго регламентировать, между запросом школы на читающего дошкольника, амбициями родителей, желающих дать ребенку суперсовременное развитие, и реальными возможностями  ребенка, педагогической некомпетентностью обучающих взрослых, между признанием за дошкольником права быть субъектом образовательного процесса и навязыванием ему форм и методов обучения, часто авторитарных. Включение детских садов в школьные структуры начального образования повсеместно порождает порочную практику навязывания ДОО примерной образовательной программы и технологии, превращения школы для малышей в маленькую школу, о чем писал Л.С. Выготский [3]и что отмечает современный исследователь Е.Е. Кравцова [7].

В этой ситуации Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования сформулировал для детского сада задачу развития звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности у детей в русле образовательной области «Речевое развитие» [1].  Но острота проблемы от этого не уменьшается, поскольку исследования показывают, что шестилетний дошкольник живо интересуется буквами, чтением, готов к тому, чтобы научиться читать. Седьмой год жизни – сензитивный период для знакомства с буквами и овладения началами грамоты. Пропустить его – так же опасно, как и несвоевременное раннее обучение чтению. Дошкольник может и хочет учиться чтению, но в нешкольных формах, не в учебной деятельности (Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова [8], Г.А. Тумакова [11], А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, К.Я. Сигал, Н.М. Юрьева [2]).

Л.С. Выготский считал, что грамоте ребенка надо учить с 5 лет, но по его собственной программе. В игре. Свободная творческая игра обеспечивает отрыв значения слова от непосредственно воспринимаемой ситуации через использование жеста, предмета заместителя, игрушки, рисунка. В игре формируется символическая функция речи. Произвольность. Буква должна стать необходима ребенку как средство в игре. Письменной речью он должен овладеть так же естественно и спонтанно, как он овладевает речью устной. Эта идея Мастера проигнорирована лингводидактикой дошкольного возраста [3; 4]. Взаимосвязь творческой спонтанной игры и формирования механизмов чтения никем не изучается.

Для освоения начал грамоты важна экспериментатика дошкольника со звуковой материей слова. Игры со словами, звуками, рифмами, смыслами, словотворчество (К.И. Чуковский, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, А.Г. Тамбовцева, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Старжинская). Но в образовательном процессе ДОО прослеживаются лишь языковые игры детей на специальных речевых занятиях. Лингвокреативная активность детей помимо организованного обучения находится вне поля зрения исследователей.

В рамках парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») (научный руководитель С.С. Коренблит) разрабатывается инновационная технология развития предпосылок грамотности у детей в разнообразных видах игр в организованной непосредственно образовательной деятельности и в творческих самодеятельных играх, других формах самостоятельной деятельности [6].

Авторская образовательная программа композитора С.С. Коренблита, которая составила основу Парциальной образовательной программы дошкольного образования «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»), построена на принципе синтеза искусств. Композитору принадлежит авторство идеи организации педагогического процесса в ДОО, раскрытия программного содержания образования через знакомство детей с песней, специально для этого созданной, и снабженной художественной иллюстрацией.  Песней о разных сторонах жизни ребенка (режим дня, зарядка, игры, занятия, прогулка, сказки, театр, ознакомление с окружающим, литературой, математическими отношениями, формой, цветом, правилами дорожного движения, праздники, досуги и др.) [5].

Песни написаны С. Коренблитом на стихи поэтов классиков (А. Фета, К. Бальмонта, А. Блока, И. Бунина, С. Есенина, М. Цветаевой, Саши Черного и др.) и детских поэтов (В. Берестова, М. Грозовского Н. Ивановой, М. Слуцкого, М. Тумановой). Иллюстрации художников Г.В. Александровой, М. А. Ивановой, Е.А. Румянцевой, Н.М. Юзефович.

Нами проанализирован состав предпосылок грамотности, как они зарождаются в недрах речевого общения. Это, прежде всего, активная ориентировка ребенка на звуковую и смысловую сторону слова, экспериментатика в речи. Метаязыковая функция – элементарное осознание языковой действительности, произвольное оперирование словом. Языковые игры, речетворчество при освоении фонетики, грамматики, словообразования, языковые обобщения. Креативность речи в содержательном личностном общении со взрослыми и сверстниками. Элементарные представления о звуке, слове, предложении как единицах языка на основе остенсивных определений, представления о линейности и дискретности речи (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова, Н.В. Дурова, Л.Е. Журова).

И это также интерес ребенка к чтению. Желание слушать чтение взрослого, рассматривать книги, смотреть театр и мультфильмы по сказкам, детским рассказам. Разнообразные игры в читающего человека. Они проявляются в форме игр в школу, в детский сад, где кукол учат чтению. Спонтанные игры с карточками, на которых напечатаны слова («Угадай мое слово», «Летает – не летает», «Угадайка»). Имитация чтения и письма в сюжетных играх типа «Мы журналисты», «Маленькие писатели», «Книжкины истории» (А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, К.Я. Сигал, Н.М. Юрьева [2]).

В технологии «ВеДеДо» освоение предпосылок грамотности происходит поэтапно в разнообразных формах.  На пятом году жизни дети знакомятся с песнями учебно-методических комплектов «Двенадцать месяцев», «Фейные сказки», «Шуточные песни», «Загадки о зверях», «Загадки о птицах», «Загадки о насекомых». Это пособия с широким развивающим эффектом. Совершенствуются все стороны речи: словарь, грамматический строй, поэтический слух, структуры связного повествования. Для этих детей разработано также пособие «Игры со звучащим словом», стимулирующее звуковую аналитико-синтетическую деятельность.

Для детей шестого года наряду с обозначенными выше разработано пособие «Забавные истории», вводящее детей в мир небывальщины, перевертышей, «хохотальных путаниц», игр со звуками, словами, рифмами, смыслами. Развивающих ориентировку на звуковую сторону слова, дифференцировку близких в артикуляционном и акустическом отношении звуков. В образовательный процесс вводятся игры с карточками, на которых напечатаны слова.

На седьмом году применяются новые пособия: «Букет цветов», «Времена года», «По азбучной тропе». Дети осваивают программное содержание в разных видах деятельности, в разнообразных техниках, которые сами выбирают. Осуществляется знакомство с буквами через песни и сопряженные виды активности. Песни на стихи М. Слуцкого содержат названия букв и многообразные слова, в которых данная буква пишется в начале, середине, конце слова в словах разных частей речи – существительных, глаголах, прилагательных, наречиях, союзах, предлогах. От детей не требуют называния букв, вся работа строится на игре звуками. Как геденестическая деятельность, приятное времяпрепровождение, досуг. Ребенок сам определяет, что и в каком объеме ему запало в душу и вызвало желание поиграть, потанцевать, спеть, сыграть на музыкальном инструменте. Нарисовать, сконструировать, написать.

Под влиянием песен возникают разнообразные спонтанные самодеятельные игры. Песня оказывается языковой средой, которая «работает» уже без участия взрослого, как автодидактическое средство. То, что лингвисты называют инпут. Развивающая культурно-образовательная среда детства, влияющая на творчество детей через образные и вербальные ассоциации, эмоциональный подъем.

В настоящее время на основе песен об азбуке разрабатываются мультипликационные фильмы, которые в разы повышают возможности воздействия на ребенка через видеоряд, подвижную картинку, соотносящую слово и разнообразные смысловые отношения, моделирующую структуру слова как сенсорный опыт, не поэтапно формируемое умственное действие. Мультипликация позволяет продемонстрировать смысл чтения: получение интересной познавательной информации, истории, а не просто слияние звуков в слово. Формировать ориентировочные движения глаз. Задавать цветовую символику, помогающую различать свойства согласных и гласных букв.

По данным социологов, до 40 процентов свободного времени дошкольники проводят за телевизором, компьютером, за просмотром мультфильмов [9; 10]. Через анимационный фильм ребенок черпает информацию об окружающем, образцы поведения, моральные оценки и мн. др. Российская школа мультипликации призвана обеспечить импортозамещение агрессивной зарубежной мультипликации лучшими отечественными образцами, что будет служить делу воспитания компетентной языковой личности, любящей свою Родину, русский язык, разделяющей ценности и идеалы своего народа.

Апробация и экспериментальная проверка технологии «ВеДеДо» проводится в 8 ДОО сетевой экспериментальной площадки ФГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО по теме: «Образовательная среда с использованием специально создаваемых детских песен авторской образовательной программы "Весёлый день дошкольника", как средство воспитания языковой личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи». По данным 2014–15 учебного года, дети 4–7 лет к концу года достигают высокого либо среднего уровня речевого развития, у них игровая деятельность на высоком уровне, в которой ярко проявляются такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество в речевой, изобразительной, музыкальной деятельности, лингвокреативная активность, звуковая аналитико-синтетическая деятельность. Дети демонстрируют интерес к чтению, спонтанные игры в читающего человека. Взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности и самодеятельных игр под влиянием песни способствует саморазвитию коммуникативной способности, обеспечивает индивидуализацию образования, позицию ребенка как субъекта деятельности, субъекта образовательного процесса.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: ИД «Ключ - С», 2014.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.

5. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015.

6. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. - М.: Обруч 2015.

7. Кравцова Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2 - С. 32-38.

8. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школа - Пресс, 1998.

9. Смирнова Е. О. Психолого-педагогический анализ анимационной продукции (мультфильмов) для детей и подростков. http://rkn.gov.ru/docs/razdel_3n.pdf (дата обращения 12.12.2015)

10. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Иванова А.И. Структура досуга современного дошкольника: мнение родителей. - Социология образования. М. ЦСО РАО. 2012 с. 32-47.

11. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991.

Войти или Создать
* Забыли пароль?