Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье итальянского исследователя творчества А.С. Макаренко Эмилиано Меттини раскрывается подход Антона Семеновича к духовно-нравственному воспитанию, направленному на ценности, способствующие подлинному развитию личности как активному члену общества и гражданину. Отмечено международное признание наследия А.С. Макаренко.
духовно-нравственное воспитание, воспитательная система, личность и общество, «духовная жизнь» и «духовное бытие» человека, событийный подход.
Проблема духовно-нравственного воспитания своей остротой все больше и больше занимает умы теоретиков и практиков социального воспитания не только в России, но и за рубежом. На наш взгляд, не стоит отожествлять духовно-нравственное воспитание с религиозным (или конфессиональным), которое относится к совершенно другим сторонам человеческой личности. Многие авторы справедливо отмечают, что духовность является «качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей целостность и гармонию ее внутреннего мира, способностью выходить за пределы себя и гармонизовать свои отношения с окружающим миром» [2]. Духовность определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, «стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания». Помимо того, можно считать, что духовность это особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [7].
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие «проявляет» духовность личности, а «духовность» выступает основой и результатом ее духовного бытия. Поэтому, светская традиция духовно-нравственного воспитания включает в себя всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовно–нравственное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Отметим, что еще Ильин И.И., Соловьев В.С. и Федотов Г.П. справедливо писали, что истинная духовность не существует без нравственности. Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может развиваться по-разному.
В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности. Духовно-нравственное воспитание, по мнению Т.И. Петраковой, есть процесс организованного, целенаправленного, как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей его внутреннего мира [7].
Сказанное выше является главным критерием понимания духовно-нравственных основ теории и практики воспитания А.С. Макаренко. На наш взгляд, к педагогу можно применить эти два понятия – «духовность» и «нравственность». Антону Семёновичу удалось создать воспитательную систему, где воспитание надо понимать в его первоначальном значении, а именно: «возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное». Другими словами, педагог направлял и ориентировал на развитие духовного мира личности. Педагогическая поддержка помогала «самоформированию» нравственного образа каждого воспитанника. Важно подчеркнуть ещё один момент, который нам дает основание считать, что нравственность и духовность является основой воспитательной системы А.С. Макаренко. Свидетельство тому – переплетение личного и общего (общественного) в учреждениях, руководимых Антоном Семёновичем Макаренко.
Когда говорим о переплетении личного и общего, коллективного, мы не имеем в виду, что они сливаются, подавляя друг друга, но создают нечто иное, поставляющее личное и коллективное в положение «исономии», т.е. в состоянии полного равновесия и равноправия. Понимание «другого», взаимодействие «с другими» рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания, где «постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего» [6; с. 8]. Конечно, не обязательно «понимать» понимание другого человека к абсолютному пониманию и абсолютной любви, сосредоточившимся в Боге. У А.С. Макаренко «понимание» другого человека – это и есть воспитание гражданских ценностей. У А.С. Макаренко «коллектив дает средства для всестороннего развития задатков личности и воспитания определенных качеств гражданина. В то же время в таком коллективе личность приобретает свободу» [10; с. 54].
По мнению украинского коллеги Н.Н. Окса [5; с.26], инновационность системы А.С. Макаренко состоит в том, что она строится не на основе предписаний и запретов, а на позитивных ценностях, которые предполагали активный процесс выбора ребенка. Данная система по-настоящему воспитательная потому, что с одной стороны, раскрывает и развивает человеческий потенциал, а с другой стороны, она динамична, поскольку способна изменяться в зависимости от уровня ценностного мировоззрения ребенка, которое постоянно совершенствуется [5; с.26]. Таким образом, ребенок не просто «воспитательный продукт», а творческая личность.
Основная педагогическая установка А.С. Макаренко – развитие всех сущностных сил ребенка, необходимых для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях. Социальное воспитание беспризорников, т.е. детей с поведением, отклоняющимся от социальных норм, и подчеркнем, социальное воспитание обычных детей осуществлялось двумя путями: общение и «самообозначение» «Я», т.е. самопонимание себя как единосущного обладателя психофизической определенности. Не раз Антон Семёнович говорил, что в человеке надо преодолеть стихийные и эгоистичные стороны человеческой природы потому, что культура в широком смысле (социальное воспитание, социализация, перевоспитание) является процессом бесконечного сопротивления между человеком и его внутренней сущностью. Это значит, что высшая духовность не может осуществляться без душевности, без эмоциональной чуткости, без отзывчивости и способности к эмоциональному отклику. Всё это находит своё выражение в таких чувствах, как жалость, сострадание, любовь к ближнему. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
Если уделить внимание таким понятиям, как ответственность, долг, уважение, требование, свобода, которые часто встречаются в трудах и выступлениях Антона Семёновича, то мы можем в них найти ответ на вопрос: в чём суть духовно-нравственного воспитания в его воспитательной системе? Основой духовно-нравственного воспитания является не столько авторитет воспитателя или авторитарная воспитательная система, подавляющая личность человека, а любовь и совесть. Данные понятия в мировоззрении Антона Семёновича, которое мы в нескольких своих работах назвали «ницшеанским», являются только светскими и общечеловеческими.
Важным для понимания воспитательной системы А.С. Макаренко является событийный подход [1; c. 67]. Согласно этому подходу, воспитательный процесс совершается в жизнедеятельности ребенка (в повседневности). Реализация событийного подхода предполагает наличие в жизни коллектива эмоционально и интеллектуально насыщенных дел, которые были бы как коллективно, так индивидуально значимы и привлекательны. Но заметим, что событие – это не мероприятие и случается только в рамках события ребенка со взрослыми, с другими детьми. Его основная функция – развивающая. Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно- ориентированная встреча взрослого и ребенка (их событие) [1; c. 68]. Если смотреть на данный подход с позиции Эриха Фромма, из этого следует, что «моё Я в принципе должно быть таким же объектом моей любви, как и Я другого человека. Утверждение моей собственной жизни, счастья, развития, свободы «коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании (другого человека – примечание М.Э.)» [8; c.127]. Эти слова Э. Фромма (знаменитого американского психолога и философа) и особенно такое понятие, как «совесть», привлекают наше внимание. Как известно, слово «совесть» обозначает «весть о себе», а с точки зрения богословия – это «голос Бога в человеке». В данном контексте, совесть является «голосом о любовной заботе о самих себе» [8; c. 154]. Совесть – это наша «реакция на самих себя». «Это голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически, стать тем, чем мы потенциально являемся». Это страж нашей честности; это «способность ручаться за себя и с гордостью, стало быть, сметь также говорить "Да" самому себе». [3; c. 441]. Необходимо воспитывать «продуктивно ориентированного человека», потому что, как отметил и Э. Фромм, «человек может благодаря своей продуктивности создавать материальные предметы, художественные произведения и системы идей, но самым важным предметом продуктивности является сам человек» [12; с.76]. Поэтому у А.С. Макаренко, продуктивность тесно связана со счастьем, а счастье не мыслится без продуктивности, без активной реализации тех задач, в том числе моральных, которые общество нам ставит перед нами. А.С. Макаренко понимает продуктивность, как сознательную реализацию сил человека в интересах коллектива и общества. Личная удовлетворенность, счастье, в понимании А.С. Макаренко, – это «следствие осознания человеком полезности хорошо выполненного им дела» [4; с. 45]. Счастье не какой-то божий дар, а достижение, которого человек добивается своей внутренней продуктивностью. Счастье и радость – не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой продуктивной активности, в смыслах, чувстве, поступке. Счастье – показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования а, значит, и единства с миром, и цельности своего Я.
В заключение следует отметить, что в монографическом исследовании С.С. Невской «Проблема самосознания личности в педагогике А.С. Макаренко. (Психологическое время личности)» актуально звучит мысль о том, что Макаренко своим опытом доказал, «что дети не только объекты воспитания. Это реальные жизни, жизни прекрасные и относиться к ним следует с уважением, признавая их права и обязанности (в том числе право на радость и обязанность ответственности). Нужно относиться к ним как к товарищам, как к гражданам. Его педагогическая система рождалась “в живых движениях людей, в традициях и реакциях коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины”» [9; 24].
Подход А.С. Макаренко к духовно–нравственному воспитанию, направленному на те ценности, которые способствуют подлинному развитию личности как активному члену общества и гражданину, может быть успешно использован в современных условиях социального воспитания. Такой подход позволяет преодолеть господствующий в нашем социуме взгляд на личность как на товар, связанный только с рыночными отношениями. Духовно-нравственные основы воспитательной системы А.С. Макаренко, как никогда ранее, актуальны в нашем современном тревожном мире.
1. Григорьев Д.В. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат образования / Д.В. Григорьев. - Москва - Тверь: Арт, 2004. - 333 с.
2. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы / Н.Н. Никитина - Научно просветительский педагогический журнал Педагогика культуры. - 2008 - №7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Nikinina_08_2.htm
3. Ницше Ф. Генеалогия морали/ Ф. Ницше // Полное собрание сочинений в 2-х томах. - Москва: Мысль, 1990. - 829 с.
4. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т.И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]:- М.: OIMRU, 2000. - Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.oim.ru.
5. Полтавский государственный педагогический университет им. И.Г. Короленко - Материалы международного макаренковского семинара… [Электронный ресурс]. Режим доступа: hhtp:// 2002. / materi/materiali.htm
6. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 444 с.
7. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм - Минск: Коллегиум - 1992.- 275 с.
8. Шварцова И. Сравнение концепцией личности у А. С. Макаренко и Э. Фромма / И. Шварцова // Международные макаренковедческие исследования Макаренко на Востоке и на Западе, 3я часть, Нижний Новгород, 1994. - 345 с.
9. Невская С.С. Проблема самосознания личности в педагогике А.С. Макаренко. (Психологическое время личности). - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 64 с.
10. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч. / Автор монографии, примеч., ред.-сост. С.С. Невская. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006. 976 с.