ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описана внутришкольная система профессионального сопровождения педагогов.

Ключевые слова:
профессиональная компетентность, рейтинг, педагогическое мастерство, коучинг.
Текст

Качество подготовки педагогических и управленческих кадров всегда являлось решающим фактором повышения эффективности деятельности школы. Объясняется это несколькими очевидными факторами: ежегодной ротацией педагогических кадров, в том числе приходом начинающих специалистов, к сожалению, во многом по объективным причинам не обладающих в полной мере необходимым уровнем профессиональной компетентности; потребностью внедрения в образовательный процесс новых дидактических и методических ресурсов; атрибутивной особенностью профессии педагога, который должен постоянно совершенствовать профессиональную компетентность. Современные показатели качества образования, выраженные в федеральных государственных образовательных стандартах, обусловили новые требования к профессиональному развитию педагогического коллектива школы. Роль учителя как ретранслятора информации меняется на роли исследователя, руководителя проектов, консультанта, модератора, организатора, навигатора коллективной работы.

Учитывая деятельностную природу педагогической компетентности, следует признать, что высшее педагогическое образование, повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования, конечно, играют существенную роль в становлении профессиональной компетентности педагога, но их явно недостаточно. Педагогические вузы, в лучшем случае, формируют лишь основы профессиональной компетентности будущих педагогов, а кратковременные курсы повышения квалификации носят теоретический ориентационный характер. Именно внутришкольная научно-методическая работа, направленная на решение реальных проблем образовательного процесса конкретной школы, инициирует мотивированное профессиональное развитие педагогов.

Как известно, внутришкольная научно-методическая работа позволяет, с одной стороны, учитывать индивидуальные образовательные потребности педагогов конкретной общеобразовательной организации, а с другой стороны, осуществить деятельностное практико-ориентированное повышение профессиональной компетентности педагога. Таким образом, становится актуальной задача разработки и внедрения в практику внутришкольной системы профессионального сопровождения педагогов как одного из ресурсов формирования единой образовательной культуры обновленной школы № 1207, объединившей педагогические коллективы нескольких соседних образовательных организаций.

Управление и оценка профессиональной деятельностью отдельного педагога и всего педагогического коллектива всегда была актуальной и трудно решаемой проблемой. Педагогическая деятельность относится к творческой деятельности, поэтому для ее оценки используют различные подходы. В основе одних моделей лежит измерение количественных показателей результатов педагога, другие основаны на оценке по содержательным, качественным критериям. С нашей точки зрения, оценка педагогической деятельности должна быть основана на прозрачных и понятных всем количественных параметрах, характеризующих качественные показатели педагогической деятельности. Мы выделяем следующие показатели – динамика предметных результатов учащихся на основе независимой диагностики; результаты внеурочной деятельности учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.); трансляция педагогического опыта (наличие авторских разработок, публичных выступлений, участие в профессиональных конкурсах и т.д.).

Очевидно, что овладение видами педагогической деятельности может иметь различные уровни у различных учителей.

– Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

– Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство как качественная характеристика образовательной деятельности учителя. В данном случае учитель обладает доведенной им до высокой степени совершенства учебной и воспитательной умелости, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике. Благодаря этому обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса.

Новаторство есть настоящее открытие, важное педагогическое изобретение, которое является крупным профессиональным достижением учителя. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте [3].

В связи с этим мы предлагаем следующие профессиональные ступени педагога: специалист – мастер – коуч. Специалист – педагог, который соответствует занимаемой должности. Мастер – педагог, который достиг результатов выше среднего, разрабатывает методики и технологии, которые эффективно применяет в собственной профессиональной деятельности. Коуч – высокий показатель в рейтинге, имеет право обучать коллег педагогов тем методикам и технологиям, которые эффективно применяет в собственной профессиональной деятельности, имеет общественное и профессиональное признание или экспертную оценку. Коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения в совместной деятельности. Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

В связи с высоким рейтингом школа № 1207 (по результатам 2016-17 учебного года школа вошла в число 300 лучших школ) практически лишена внешней оценки качества деятельности педагогов, поэтому становится актуальной разработка и активное использование внутришкольной процедуры аттестации как одного из инструментов стимулирования повышения компетентности учителей. Предложенный абрис внутришкольной системы рейтингования может стать перспективной альтернативой традиционной системе. Результаты такого рейтинга могут стать основой для определения выше представленных профессиональных ступеней педагога. Организационной формой рейтингования может стать школьный коучинг-центр как коллективный орган управления внутришкольной научно-методической работой. Для многих московских школ подобные центры, конечно, не «роскошь» и не новинка, благодаря мощному и длительному социальному партнерству с вузами, общественными педагогическими организациями.

Коучинг-центр может стать организационной формой управления мотивированным вовлечением педагогов в разработку и реализацию дидактико-методических и управленческих решений актуальных инновационных проблем образовательного процесса. Благодаря тому, что коучинг-центр может включать как представителей вузов-партнеров, так и руководителей школьных методических объединений, профессиональное развитие педагогов, с одной стороны, должно осуществляться компетентно, с другой стороны, дифференцированно и даже персонифицировано [2].

Школьный коучинг-центр может стать внутришкольной службой научно-методического сопровождения образовательного процесса,

– осуществляющей научно-методические и информационно-образовательные консалтинговые услуги педагогам школы и общеобразовательным учреждениям города Москвы по достижению качества образования учащихся в соответствии с проектно-договорными отношениями;

– совершенствующей внутришкольную систему непрерывного и постоянного профессионального развития педагогического коллектива школы, которая направлена на реализацию требований профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

– способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов, прежде всего, посредством их вовлечения в разработку и реализацию дидактико-методических и управленческих решений актуальных инновационных проблем образовательного процесса;

– участвующей в научно-методическом сопровождении реализации в школе региональных, федеральных и международных инновационных образовательных проектов, которые требуют высокого уровня профессиональной компетентности педагогов;

– обеспечивающей организацию и проведение педагогических практик и стажировок по основным образовательным программам высшего образования и курсов дополнительного профессионального образования в формате сетевого взаимодействия с вузами, общественными педагогическими организациями в соответствии с содержанием соглашений о сотрудничестве и проектно-договорных отношений.

Деятельность Центра должна быть направлена на рост положительной динамики профессиональной компетентности педагогов (рост квалификационных категорий педагогов; увеличение количества публикаций в научных сборниках и журналах; увеличение количества педагогов победителей, призёров, участников профессиональных конкурсов и др.); положительной динамики результатов академической успешности обучающихся (ГИА, участия во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников по предметам; проведения независимых предметных и метапредметных диагностик и др.).

Важность сетевого взаимодействия образовательных организаций столичного мегаполиса в последнее время возрастает и во многом это обусловлено, с одной стороны, потребностью в корректном и рациональном использовании значительных информационных, дидактико-методических ресурсов, полученных московскими школами в последние годы в рамках различных региональных проектов, с другой стороны, необходимостью использования мощного интеллектуального, репутационного, кадрового, научного потенциала организаций высшего и дополнительного профессионального образования, находящихся в Москве. В регионах России получают распространение такие формы отношений между различными образовательными учреждениями, как «школа-ресурсный центр», «магнитные», «опорные» школы (Республика Карелия, Краснодарский край, Самарская область и др.), когда на базе одной общеобразовательной организации учащиеся других школ осваивают основные и дополнительные образовательные программы. Школы могут, кооперируясь, наращивать совокупные ресурсы, что важно в условиях недостаточного бюджетного финансирования. В столичном регионе несколько иная ситуация: многие школы в результате длительного сотрудничества с высшей школой, учреждениями ДПО, накопили колоссальный научно-методический опыт в решении определенных проблем, готовы сами при постоянном сетевом взаимодействии с вузами выступить в качестве консалтинговых центров, помогая другим общеобразовательным организациям разрешать определенный тип проблем жизнедеятельности школы.

Подчеркнем, что каждая общеобразовательная организация может специализироваться на оказании помощи другим школам только в определенных содержательных направлениях, по которым у педагогического коллектива накоплены дидактико-методические ресурсы, сформирована готовность обеспечить необходимое научно-методическое сопровождение.

В тоже время следует признать, что особенно на уровне стартапа организация совместной деятельности образовательных учреждений может инициировать определенную дестабилизацию отдельных компонентов образовательного процесса как обязательный атрибут развития. Необходимо осознавать, что разработка и внедрение инноваций обязательно предполагают дополнительную интеллектуальную нагрузку на учителей, дополнительные временные и финансовые затраты. В разновозрастных педагогических коллективах общеобразовательных организаций у значительной части педагогов предпенсионного возраста очевиден синдром усталости от инноваций. Не нужно забывать, что школа – это не научно-исследовательское, а образовательное учреждение для детей. Поэтому создание подобных центров на базе общеобразовательных организаций не следует рассматривать как массовое явление, ибо это обязательно приведет к дискредитации данной инновации. Более того, очевидно, что создание на базе школы коучинг-центра не приводит к немедленному повышению качества образования учащихся. В подавляющем большинстве результаты совместной научно-методической деятельности образовательных организаций отсрочены во времени. Достижение позитивных результатов возможно при соблюдении значительного количества как объективных, так и субъективных условий не только педагогами и управленцами школы, на базе которой создается центр, но и представителями других организаций-партнеров.

Список литературы

1. Воровщиков С.Г. Как правильно разработать образовательный проект и провести учебное исследование: дидактико-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С.Г. Воровщиков, Т.К. Родионова. - М.: 5 за знания, 2017. - 67 с.

2. Родионова Т.К. Коучинг-центр: форма сетевого взаимодействия школы и вузов по решению инновационных проблем образовательного процесса [Текст]// Управление современной школой. Завуч. - 2017. - № 3. - С. 27-33.

3. Родионова Т.К. Повышение академической успешности обучающихся через профессиональное развитие педагога [Текст] // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (г. Москва, 25 января 2017 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. - М.: МПГУ, 2017. - С. 392-396.

Войти или Создать
* Забыли пароль?