В статье проводится анализ рисков бедности различных социально-демографических групп населения в России. Осуществлена оценка эффектов реформирования системы социальной поддержки населения. На основе проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию социальной поддержки малоимущих в Российской Федерации.
социальная поддержка, бедность, адресная социальная помощь, социальный контракт.
Статья подготовлена в рамках НИР Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Автор выражает благодарность Т.М. Малевой и Е.Б. Фроловой.
Введение
В период с 2000 по 2011 г. в России произошло существенное снижение уровня бедности: с 29 до 12,7% [14. С. 103]. В нормативно-правовых актах на федеральном уровне адресной социальной поддержке населения, направленной на помощь бедным, уделяется все более пристальное внимание. Так, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной распоряжением правительства РФ от 27.12.2012 № 2553-р, ключевым направлением дальнейшего развития системы социальной поддержки названо расширение сферы применения адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, основанного на оценке нуждаемости заявителей. Это будет способствовать снижению бедности, сокращению неравенства, улучшению социального климата в обществе, оптимизации и повышению эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Однако на практике адресные программы социальной поддержки не получили широкого распространения. Так, подавляющая часть социальных трансфертов предоставляется на категориальной основе без учета нуждаемости населения. Расходы на адресную социальную помощь в общем объеме расходов на выплату пособий и социальную помощь составляют не более 5% [17. С. 365]. И хотя введенные в 2010 г. социальные доплаты до прожиточного минимума пенсионера позволили существенно снизить уровень бедности среди пенсионеров [13. С. 13], большинство других адресных программ социальной поддержки, реализуемых в субъектах Российской Федерации, не могут оказывать значимое влияние на снижение бедности [15. С. 292]. Целью настоящего исследования является разработка предложений по совершенствованию социальной поддержки малоимущих в России на основе анализа факторов и рисков бедности различных социально-демографических групп населения и оценки эффектов реформирования системы социальной поддержки.
1. Денисова И. Income Distribution and Poverty in Russia // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2012 № 132.
2. Foster J.E., Greer J., Thorbecke E. A Class of Decomposable Poverty Indices // Econometrica. 1984. № 52(3). Р. 761-766.
3. Стрюк Р.Ж., Чагин K. Estimating the Impact of a Russian Job Search Program Targeted on the Unemployed in Very Low-Income Families // The Urban Institute. 2004
4. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Маликов Н.С., Чесалкина Е.Ю. Социальный контракт как основа модернизации системы социальной поддержки трудоспособного малоимущего населения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 3.
5. Бурдяк А.Я., Попова Д.О. Причины бедности семей с детьми (по результатам обследования домохозяйств Ленинградской области) // SPERO. № 6. Весна-Лето. 2007.
6. Всемирный банк. Российская Федерация: Доклад по оценке бедности (проект) [Электронный ресурс] // Отчет № 28923-RU, 2004. http://www.credit-union.ru/fi les/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf.
7. Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации». М., 2011.
8. Коваленко Е., Строкова Е. Бездомность: есть ли выход? М.: Фонд «Институт экономики города», 2013.
9. Овчарова Л.Н. и др. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. М.: Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2011.
10. Пишняк А.И., Попова Д.О. Бедность и благосостояние российских семей с детьми на разных этапах экономического цикла // SPERO. № 14. Весна-лето. 2011
11. Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2012 году. Стат. сб. М.: Росстат, 2012.
12. Ричман Б., Чагин К.Г. От пособия к зарплате: разработка и реализация программы. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.
13. Социально-экономические индикаторы бедности в 2009-2012 гг. Стат. сб. М.: Росстат, 2012.
14. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012. Стат. сб. М.: Росстат, 2012.
15. Социальная поддержка: уроки кризиса и векторы модернизации / Под ред. Т.М. Малевой и Л.Н. Овчаровой. М.: РАНХ.
16. Социальный контракт - новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2010. №8(394).
17. Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Изд. дом «Дело», 2013.
18. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи / Под ред. А.Л. Александровой. М.: Фонд «Институт экономики города», 2007.