ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В КАЗАХСТАНЕ: СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе анализа положения в сферах высшего образования, науки, здравоохранения и рынка труда Казахстана выявлены проблемы их развития и предложены пути их решения. Основной акцент сделан на повышение качества человеческого капитала на базе модернизации системы высшего образования.

Ключевые слова:
человеческий капитал, высшее образование, наука, здравоохранение, рынок труда, индекс человеческого развития, заработная плата в сфере образования и науки, безработица.
Текст

Качество человеческого капитала выступает важным фактором развития инновационно-интеллектуальной экономики и основным приоритетом социально-экономической политики Казахстана. Его качественный рост зависит от уровня развития сферы образования, здравоохранения, науки, рынка труда и др. Знания, профессиональные качества, умения, компетенции, здоровье человека характеризуют богатство его личности и в виде человеческого капитала составляют достояние компании, а также национальное богатство страны.

Образование — основная характеристика человеческого капитала

Определяющим фактором качества человеческого капитала выступает образование. В системе образования Казахстана были проведены существенные преобразования, которые способствуют развитию человеческого капитала. Это обучение по программе «Болашак», «Назарбаев в интеллектуальных школах», приведение структуры образования в соответствие с международной классификацией, внедрение трехуровневой подготовки специалистов, вхождение в Европейское образовательное пространство, присоединение к Болонскому процессу, международная академическая и научная мобильность, проведение процедуры аккредитации вузов, принятие Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг., направленной на достижение нового качества образования на всех уровнях подготовки и др. [1].

Уровень образования взрослого населения в Казахстане достаточно высокий. По данным Агентства по статистике, его значение в 2012 г. составило 99,7%, что значительно выше показателей таких стран, как Португалия (94,9), Сингапур (94,7), Катар (94,7), ОАЭ (90,0), которые входят в группу стран с очень высоким уровнем человеческого потенциала.

Среди населения в возрасте 25 лет и выше 25,5% населения имеют высшее образование [2]. В Великобритании и Дании этот показатель составляет 31,5%, Южной Корее — 31,6, США — 38,6, Канаде — 43,9, Российской Федерации — 54,8% [3]. По количеству студентов, приходящихся на 10 тыс. человек, Казахстан опережает многие развитые страны. Данный показатель в республике составляет 377 студентов, в Японии — 222, Германии — 228. Стремлению населения Казахстана получить высшее образование способствует также рост количества высших учебных заведений в годы становления рыночной экономики. Так, если в Финляндии с численностью 5,4 млн чел. студенты обучаются в 48 высших учебных заведениях, в Австралии с численностью 19 млн чел. — в 40 университетах, во Франции с численностью 65,4 млн чел. — в 87 университетах, то в Казахстане с численностью населения 16,7 млн чел. к концу 2013 г. функционировало 132 вуза [5].

Список литературы

1. Есимжанова С.Р. Факторы обеспечения качества человеческого капитала - Человеческий капитал в Казахстане: состояние и перспективы роста: сборник трудов международной научной конференции. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. 414 с.

2. «Казахстан за годы независимости». Статистический сборник / Агентство Республики Казахстан по статистике. Aстанa, 2011. 194 с.

3. Сагадиев К.А. Человеческий капитал и факторы его роста в Казахстане / Материалы международной научной конференции: «Человеческий капитал в Казахстане: состояние и перспективы роста». Aстанa, 2013. 414 с.

4. The account about the development of a man, 2011. Human Development Report 2012: Sustainability and Equity: A Better Future for All. URL: www.unp.org./content/undp/en/home/librarypage/hdr/human_developmentreport,2012.html.

5. URL: http://informatsiya.ru/tabl/613-chislennost-naseleniya-stran-mira-2011.html.

6. The account of WEF. 16-18 Apr 12 WEF on Latin America 2012. Puerto Vallarta, Mexico URL: www.investincolombia.com.

7. Education at a Glance: OECD Indicators, 2011.

8. Meлдехановa M.K. Человеческий капитал и его устойчивое развитие в Казахстане: теория, приоритеты и механизмы реализации. Aлматы, 2011. 341 с.

9. Буркаева М. Работать по мировым стандартам // Казахстанская правда. 02.11.2012.

10. Омирбаев С.M. Высшую школу - на мировой уровень // Казахстанская правда. 28.11.2013.

11. Battelle, R&D Magazine. 2012 Global R&D Funding Forecast. INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), 2012.

12. Толеуов М. От независимой оценки знаний к качеству // Казахстанская правда. 17.11.2012.

13. Статистический ежегодник «Казахстан в 2012 году» / Агентство Республики Казахстан по статистике. Aстанa, 2013. 194 с.

14. Россия в цифрах. 2012: Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. М., 2012. 234 с.

15. Казахстан за годы независимости: Статистический сборник / Агентство РК по статистике. Aстанa, 2011. 194с.

16. Уровень жизни населения в Казахстане: Статистический сборник. 2013. 167 с.

17. Экономическая активность населения Казахстана: Статистический сборник. На казахском и русском языках. 2013. 260 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?