РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ САБИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор рассматривает понятие сельского туризма, роль туризма в развитии сельских территорий. Анализирует преимущества развития сельского туризма, а также факторы его развития.

Ключевые слова:
сельские территории, сельский туризм, Сабинский район, достопримечательность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

У каждого из нас есть самое дорогое, любимое место на свете – это Родина. Каждый дорожит своей Родиной и считает, что нет на свете места прекрасней. А глубже познать Родину, еѐ красоту, богатство, природу, историю, судьбу, людей помогает непосредственное изучение – туризм, путешествия. Сельский туризм – явление не новое. Он широко распространѐн во Франции, Италии, Испании. А в России хорошо развит на Алтае, на Ставрополье, в некоторых районах Сибири. И с гордостью в этом ряду можно назвать и Татарстан. На территории Республики Татарстан в настоящее время есть места, куда стремятся туристы из городов и сѐл России, да и зарубежья:  остров-град Свияжск, Болгар, Казанский Кремль, краеведческие музеи, парки теперь уже известной на весь мир Казани. Развивается в некоторых районах Татарстана и другой вид туризма, получивший название «сельский туризм»: в Лаишевском районе, Тетюшском, Верхнеуслонском, Сабинском… Можно сказать, что возросший интерес туристов к сельской местности связан с изменением условий существования современного человека. Из-за жизни в больших городах ухудшается здоровье, возникает необходимость в его восстановлении. Кроме того, отдых в сельской местности способен помочь и в психическом оздоровлении. Городской человек получит возможность познакомиться с историей той или иной местности, совершить путешествие в мир природы, сходить по грибы, по ягоды, искупаться в чистой речке, порыбачить на озѐрах, на реках. На селе в настоящее время есть все условия заниматься спортом, оздоровить организм и психику. А Сабинский район – уникальное место для туризма, для путешествия в мир истории населѐнных пунктов и в мир богатой природы. Родная деревня. Как она дорога нам. Все интересно о ней: еѐ далекое прошлое, история предков, их быт и ремесла, и конечно, происхождение названия. Почему Сабы? Богатые Сабы, Большие Сабы, Новые Сабы, Старые Сабы, Средние Сабы, Сабабаш, Чабки Сабы? С такими вопросами обращаются к сотрудникам музея учащиеся, студенты. Ответы находим в трудах учѐных и в легендах. Вот что пишет видный ученый Илиадор Александрович Износков в своем труде «Список населенных мест Мамадышского уезда. 1822»: «Маметьево Пустошь... деревня при речке Сабы, от города 85 верст, жители татары (846 муж, 809 жен. пола). По преданию, деревня возникла в начале XVI столетия, первыми поселенцами в ней были два сына богатого татарина Маметя. Раз братья поссорились друг с другом из-за сабы (учѐности, знатности), и в ссоре один другого убил. Впоследствии (около половины XVI столетия) потомки убитого брата ушли из деревни и основали дер. Средние Сабы». Мастер исторических романов Нурихан Фатах в своем труде «Шэжэрэ» (стр. 249) одно из племѐн местных народов-италиков, проживающих на полуострове Апении, называет Сабалар. Сура 34 (она состоит из 54 аятов) Корана полностью посвящена племени Сабы. Существовало древнее государство Саба (сегодня – территория Южного Йемена). Именно этой страной правила царица Савская, упоминаемая в Библии. В исторической повести VII века Римской эры «Спартак» (стр. 125) автор Джованьоли Р. пишет так: «...За тем малым столом ужинали торговец зерном из Сабинской земли, он приехал в Рим по своим делам и приходит сюда уже несколько дней подряд, всегда в одно и то же время». В Сабинском районе существовали знаменитые медресе в Сабах, Сатышеве, Симете, Сарде. В памяти народной сохранилось имя Валиахмета Галимова (1848-1919), ишана дер. Казанчи-Бигеней, духовного наставника и целителя. По сей день на склепе ишана находится десять надгробных камней. В 30-годы XX-го столетия из Сабинского района было изгнано 305 кулацких семей. В основном это были крепкие хозяйственники, духовные люди. Им был приклеен ярлык «враги народа». Жертвой коллективизации стали из с. Богатые Сабы корреспондент Закир Юсупов (1892-1928). Из деревни Чабия-Чурчи – учитель Сафия Ихсанова. Много интересного можно увидеть в селах Богатые Сабы, Лесхоз. Я остановлюсь только на тех местах, где автор статьи любит проводить своѐ свободное время. Сабинский краеведческий музей. Экспозиция музея представляет археологические находки и материалы, отражающие историю села с начала XIV века. В пяти залах демонстрируются останки мамонта, коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, нумизматики, домашняя утварь, редкие документы, фотографии, мемориальные вещи известных сабинцев. Карта-схема «Памятники истории и культуры Сабинского района» знакомит с историей края и первым упоминанием о селе в народном дастане «Идегей», которое относится к концу XIV века. В 10 км от села на старом кладбище с. Изма сохранился надгробный камень 1332 г., фотография которого также представлена в экспозиции. На территории района в 1912 г. был найден Ярлык хана Сахиб-Гирея, написанный в 1523 г., – уникальный документ эпохи Казанского ханства, ныне хранящийся в Национальном музее Республики Татарстан. Копия этого документа, а также материалы о медресе в с. Сатышево конца XVIII века и др. рассказывают о богатой истории сѐл, многочисленные упоминания о которых находятся в русских летописях и более поздних исследованиях русских и татарских историков. Архивные документы, «Ревизские сказки» Мамадышского уезда 1830, 1834, 1850, 1857-58 гг. (ксерокопии), солдатские письма являются ценнейшими экспонатами музея. В зале «Сабинцы на фронтах Великой Отечественной войны» представлены архивные документы, военное снаряжение и личные вещи солдат, в том числе материалы о четырех Героях Советского Союза, уроженцах района, хранится земля из Брестской крепости, Хатыни, с Пискаревского кладбища и Мамаева кургана. Интересны документы о прибывших эвакуированных, число которых на 1 февраля 1943 г. составило 2398 человек. В выставочном зале экспонируется 10 скульптурных изображений великого татарского поэта Габдуллы Тукая и его современников, автором которых является уроженец села, ныне московский скульптор Кадим Замитов. В 2006 году открылась комната художника-графика Тавиля Хазиахметова (1936 г.р.), уроженца района, автора Государственного флага Республики Татарстан, народного художника ТАССР, лауреата Государственной премии РТ им. Г. Тукая. Им созданы иллюстрации более чем к 200 книгам, некоторые из них выставлены в музее. Основатель: Сиразиева Раиса Бадрутдиновна (1931 г. рожд.) Спортивные сооружения. Спортивный комплекс «Нарат» с искусственным льдом расположен в поселке Лесхоз Сабинского района Республики Татарстан и привлекает своей прекрасной природой: хвойными лесами, бархатистой зеленью лугов, множеством чистых прудов. В спорткомплексе «Нарат» имеются все условия для занятия спортом: искусственный лед, тренажерный и гимнастические залы, зал для настольного тенниса, удобные раздевалки и душевые. Рядом со спорткомплексом имеются гостиница на 48 мест и картодром «Маяк», где можно кататься на прокатных картах, пруд, где можно купаться и кататься на прокатных водных велосипедах и катамаранах. Зимой всегда работает освещенная лыжная трасса, прокат снегоходов. В настоящее время в спорткомплексе ведутся тренировки и занятия по фигурному катанию, по хоккею с шайбой, по шорт-треку, мотоспорту и настольному теннису. На картодроме «Маяк» регулярно проводятся чемпионаты Татарстана по картингу. В картинг-клубе занимаются юные картингисты, а также работает прокат картов. Первая Соборная мечеть построена в 1841 году на средства казанского первой гильдии купца Абдулкарима Абдрашитовича Юнусова (ум. 1859) по проекту неизвестного архитектора. В XIX веке имам-хатибами этого прихода служили видные богословы и проповедники: Сайфутдин бин Абубакир (ум. 1825) – имам-хатиб прежней мечети и Абдулгаллям бин Абдулкадыр аш- Шарафи (ум. 1876). Последним имам-хатибом (с1902 года) был Мухамматвали Юнусович Сагитов (род. 1865). В 1930 году своды второго этажа и минарет были разрушены. В 1995 году мечеть реставрирована с восстановлением минарета. Трехъярусный восьмигранный с шатровым завершением минарет установлен на поперечной стене в центре крыши. Минарет установлен строго по оси продольных фасадов, центральная часть которых выделена четырехпилястровым портиком с  треугольным фронтоном и развитым антаблементом. Это памятник татарской культовой архитектуры в стиле строгого классицизма с традиционным объемно-планировочным решением. Есть такая отрасль в мировой экономике – сельский туризм. Основная причина возникновения и развития сельского туризма – потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой. Сабинский район также может включиться в деятельность по реализации на территории сельского туризма, так как район обладает всеми необходимыми природными ресурсами. Автор статьи предлагает конкретный объект для его внедрения – это сѐла Богатые Сабы, Лесхоз, которые имеют удобное географическое положение, транспортное сообщение, природные предпосылки (лес, водные объекты, исторические памятники, музеи) для развития сельского туризма, благоприятный экологический фактор, наличие жилого фонда, обеспеченность природным газом.

Список литературы

1. Журнал «Сельский мир». - 2016. - №4-6.

2. Рекомендации по формированию муниципальной программы развития туризма. - ВНТО, РМАТ, 2002. - 46 с.

3. Андреева Н.П. Сельский туризм: методические рекомендации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://swoedelo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Сельский-туризм-методические-рекомендации.pdf

4. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабинский_район

Войти или Создать
* Забыли пароль?