Хабаровский край, Россия
Программа психологической подготовки студентов к участию в чемпионате «WORD SKILLS» Направлена на обучение участников чемпионата навыкам волевой регуляции, распределения задания по времени, развития умения работать в стрессовых ситуациях, при большом количестве публики и отвлекающих факторов; на развитие профессионально важных качеств; умение справляться с эмоциональными нагрузками, усталостью
психологическая подготовка, конкурсы профессионального мастерства, стрессоустойчивость, волевая регуляция
Структура Программы:
I этап – диагностический (комплектование группы будущих участников чемпионата).
II этап – отработка навыков волевой регуляции поведения.
Программа рассчитана на 36 часов
Срок реализации: 1 учебный год.
Представленные материалы носят рекомендательный характер.
Пояснительная записка
С целью формирования мотивационной готовности студентов к труду по приобретенной специальности, выявления наиболее одарённых студентов, определения уровня качества профессиональной подготовки выпускаемых специалистов, повышения престижа образовательного учреждения, в образовательный процесс КГБ ПОУ КЛПТ включена комплексная программа привлечения студентов к конкурсам профессионального мастерства. Они проводятся на различных уровнях – региональном, муниципальном и на уровне техникума – и используются для реализации следующих целей: создание условий для формирования у студентов профессиональных компетенций, личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Основные задачи программы: формирование у студентов навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; ознакомление с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственных коллективах, техникой безопасности.
Программа рассчитана на студентов всех курсов. На начальном этапе проводятся внутригрупповые конкурсы профессионального мастерства, с целью максимального вовлечения студентов в специальность, приобретения практических профессиональных навыков. По результатам отбираются студенты для участия в межгрупповом конкурсе по специальности, проведение которого позволяет ребятам применить полученные навыки, а также показать своё мастерство, что является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным примером для остальных студентов. В конкурентной борьбе у студентов резко возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе по приобретаемой специальности. В процессе подготовки своего участника ребята группы включены во все виды деятельности: от оказания практической помощи до выработки креативных идей и моральной поддержки. С целью снижения тревожности с конкурсантами проводит занятия педагог-психолог. Студенты имеют возможность подготовки к конкурсу в ходе практических занятий, в кружках, а также в процессе самоподготовки.
Победители выдвигаются в наставники для оказания помощи другим студентам в приобретении практических навыков в процессе освоения дисциплин профессионального модуля. Отобранные в конкурсе профессионального мастерства на уране техникума, наиболее способные студенты, помимо материального и морального поощрения, включаются в многоуровневую подготовку к городским, краевым, а затем региональным конкурсам профессионального мастерства и к ежегодному чемпионату WorldSkills.
Ребята имеют возможность развивать и совершенствовать профессиональные компетенции по приобретаемой специальности и в процессе наставничества, и в ходе индивидуальных занятий с мастерами производственного обучения, закреплёнными за ними. От конкурса к конкурсу студенты совершенствуют профессиональные навыки, приобретают необходимый опыт подготовки и участия в конкурсных программах; значительно повышается их самооценка, к ним обращаются с просьбами поделиться опытом; организовываются мастер-классы с их участием. Согласно опросу, победители пользуются авторитетом у сверстников, ситуация их успеха повышает стремление студентов техникума к освоению профессиональных навыков, что в итоге способствует формированию положительного отношения к труду как к ценности, желания самоутверждения посредством труда и психологическую установку на труд в лесопромышленной отрасли.
Ярким примером мировых конкурсов профессионального мастерства является чемпионат WorldSkills – это международное некоммерческое движение, основанное с целью повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования.
Хабаровский край одним из первых в России включился в движение WorldSkills, и это неудивительно, ведь регион является центром промышленности, а рабочие кадры – движущей силой его развития. В профессиональное образование на территории края ежегодно вкладывается около 800 миллионов рублей, из учреждений выпускается до 20 тысяч специалистов. Кроме того, движение WorldSkills активно поддерживают крупные промышленные предприятия, поскольку ни один современный проект сегодня невозможен без кадров, работающих по международным стандартам [4].
«Этот чемпионат в Хабаровском крае проводится третий раз, и здесь он стал для нас рекордным по количеству участников, экспертов и регионов, – сказала министр образования Хабаровского края Алла Кузнецова, – независимо от того, какое место каждый занял, мы все получили большой новый опыт – то, что бесценно, что не сравнимо ни с какими наградами и кубками. Именно опыт является основой профессиональной карьеры каждого из нас». Призёры соревнований по профессиям также считают, что самое полезное, что они смогли вынести для себя, участвуя в этих соревнованиях – это приобретение новых знаний, общение и опыт [5].
В КЛПТ к участию в чемпионате WorldSkills отбираются «лучшие из лучших». Данный факт широко освещается в техникуме, к волонтерскому движению максимально привлекаются студенты первых курсов с целью их включения в процедуру конкурса и формирования готовности к участию в нём в будущем. Следовательно, формируется их мотивации к освоению и совершенствованию профессиональных навыков. Чемпионат проводится ежегодно, и обычно к участию выдвигаются студенты старших курсов, уже освоившие профессиональный цикл и прошедшие производственную практику. Но в случае высоких профессиональных показателей возможно привлечение и студентов 2 курсов, что является мотивирующим фактором к совершенствованию профессиональных навыков, так как ребята чувствуют ответственность и высокую оценку их профессиональных качеств.
В лесопромышленном техникуме практикуется подготовка участников чемпионата, состоящая из двух этапов. Профессиональная подготовка – отработка навыков по заявленным компетенциям, иногда вплоть до освоения нового оборудования, соответствующего стандартам чемпионата. И этап психологической подготовки морально-волевых качеств конкурсантов с помощью психологических тренингов в командах, а также индивидуальной работы педагога-психолога, реализуемый с помощью «Программы подготовки студентов к участию в чемпионате WorldSkills», далее Программы.
В ходе соревнований рядом с командой всегда находится педагог-психолог, который помогает участникам справиться с эмоциональными нагрузками, усталостью, мотивирует их на победу, поддерживает командный дух, оказывает поддержку, при возникновении каких-либо сложностей, как в команде, так и в индивидуальном порядке. Так же педагог-психолог принимает непосредственное участие в отборе конкурсантов, так как для участия в конкурсной программе недостаточно обладать профессиональными навыками, должны быть на достаточном уровне развиты профессионально важные и морально-волевые качества.
Цель данной Программы – психологическая подготовка студентов-участников чемпионата WorldSkills к конкурсной ситуации.
Задача – обучение студентов-участников чемпионата:
- навыкам волевой регуляции, навыкам распределения задания по времени;
- умению работать в стрессовых ситуациях, при большом количестве публики и отвлекающих факторов;
- концентрации внимания;
- развитию ПВК – профессионально важных качеств (восприятие скорости и расстояния, сложной двигательной реакции, стрессоустойчивости, концентрации и распределению внимания);
- развитию умения справляться с эмоциональными нагрузками, усталостью.
Реализация программы
Реализация программы осуществляется через комплекс теоретических и практических занятий, включающих: лекции; практические занятия на закрепление; обобщение в игровой форме, тренинги, практические упражнения, активные формы индивидуальной и коллективной работы.
Планируемые результаты подготовки участников
Занятия по Программе позволят студентам-участникам чемпионата использовать полученные знания и умения для работы в конкурсной ситуации. При этом происходит повышение уровня волевого самоконтроля, уровня ПВК, развитие умения справляться с эмоциональными и физическими нагрузками, снижение тревожности.
По окончанию обучения Программе участник должен
знать:
- понятие стресс, стрессоустойчивость, конкурсная ситуация;
- основные понятия профессионально-важных качеств;
- понимать механизм работы эмоций человека;
- приёмы регуляции психоэмоционального состояния;
- алгоритм поведения в ситуации стресса;
- способы бесконфликтного разрешения спорных ситуаций
уметь:
- владеть техниками управления эмоциональным состоянием;
- аргументировать и представлять свою точку зрения;
- применять техники саморегуляции;
- развивать свои ПВК;
- владеть навыками бесконфликтного разрешения спорных ситуаций.
Оценка эффективности программы
Формой оценки качества знаний, успешности овладения учащимися содержания программы будут: тестирование, психодиагностика, контрольные задания
Материальное обеспечение программы:
- помещение комнаты релаксации, актовый зал;
- музыкальная аппаратура, ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
- канцелярские товары (краски, листы ватмана, кисти, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага и т.д.)
Учебно-тематический план
Этап |
Кол-во часов |
Тема |
2 |
Отбор участников чемпионата |
|
Теоретический |
2 |
Понятие конфликтов, причины возникновения, способы разрешения, стратегии поведения в конфликте |
2 |
Понятие стресс, стрессоустойчивость, конкурсная ситуация, алгоритм поведения в ситуации стресса |
|
2 |
Профессионально-важные качества ПВК, виды, способы диагностики и развития |
|
2 |
Эмоции человека. Виды, механизм действия. Приёмы регуляции психоэмоционального состояния |
|
Практический |
4 |
Развитие коммуникативных навыков, умения аргументировать и представлять свою точку зрения |
4 |
Техники управления эмоциональным состоянием |
|
4 |
Развитие навыка волевой регуляции поведения |
|
6 |
Развитие стрессоустойчивости, умения работать в конкурсной ситуации |
|
8 |
Развитие ПВК |
|
Итого |
36 |
1. Региональный координационный центр WorldSkills, Хабаровский край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ws.atlasprofdv.ru/ (дата обращения 12.10.2017).
2. Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irpodv.ru (дата обращения 12.10.2017).
3. Официальный сайт правительства Хабаровского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.khabkrai.ru/ (дата обращения 10.12.2017).
4. http://www.dvnovosti.ru/ (дата обращения 10.11.2016).
5. Новости Хабаровска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvnovosti.ru/ (дата обращения 10.12.2016)
6. V РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОНАТ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA) ХАБАРОВСКОГО КРАЯ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/regionalnyij-chempionatyi/v-regionalnyij-chempionat-%C2%ABmolodyie-professionalyi%C2%BB-(worldskills-russia)-xabarovskogo-kraya.html (дата обращения 12.11.2017).