НОВЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ ИЗЛОЖЕНИЯ КУРСА МЕНЕДЖМЕНТ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Д-РА ЭКОН. НАУК, ПРОФЕССОРА И.С. ГЛАДКОВА «МЕНЕДЖМЕНТ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ». 3-Е ИЗД. – М.: ИЕ РАН; ПРОСПЕКТ, 2016. – 216 С.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной рецензии рассматриваются важные параметры третьего переиздания учебного пособия, в котором всесторонне анализируются многие составляющие, как теории, так и практики менеджмента. Пособие профессора И.С. Гладкова содержит разнообразные материалы по проблемам методологии управленческой науки, а также по практическим аспектам менеджмента. Приведенные в пособии выводы автора вполне обоснованны и позволяют читателям весьма успешно использовать рецензируемую учебно-методическую работу профессора И.С. Гладкова для расширения своих теоретических познаний, на практике и в учебном процессе.

Ключевые слова:
менеджмент, эволюция, фирма, техническое управление, национальные особенности, международный (сравнительный) менеджмент, практика управления, методика преподавания, учебное пособие.
Текст

Учебная дисциплина «Менеджмент» сейчас преподается во многих высших учебных заведениях Российской Федерации обучающимся по ряду специальностей. Таким образом, она по праву входит в число основных учебных дисциплин в современной отечественной системе высшего профессионального образования. Ее преподавание и освоение позволяет весьма широкой студенческой аудитории получить соответствующие познания не только в будущей профессии, но и в практическом плане [1; 2; 3]. Сегодня вряд ли возможно отрицать, что знания об управленческой науке, сложном и многогранном процессе управления в различных областях производственной деятельности человека окажутся полезными обучающимся практически по всем специальностям. В данном случае речь идет, конечно, прежде всего, о профильной подготовке экономистов, юристов, но также социологов, психологов и педагогов. Не менее важным этот курс является для студентов, проходящим подготовку по инженерным специальностям.

            Поэтому, на взгляд рецензента, особенно ценно, что учебное пособие профессора И.С. Гладкова относится к такому роду методических работ, которые позволяют эффективно освоить менеджмент как необходимую и важную дисциплину фактически всем обучающимся по профильным и прочим специальностям. Это издание делает учебный курс доступнее, более понятным широкой читательской аудитории, поскольку отличается оригинальностью изложения учебного материала, включает многочисленные примеры практического применения менеджмента в различные исторические периоды (начиная с переломной эпохи XIXXX вв. до настоящего времени) на разных континентах планеты.

            С точки зрения композиции, рецензируемое учебное пособие обладает взвешенной, логичной, во многом «универсальной» структурой, поскольку в сравнительно краткой, но достаточно емкой по содержанию форме оно представляет читателю необходимые теоретические материалы, разнообразные фактические и статистические данные по основным разделам курса «Менеджмент», входящего в государственный образовательный стандарт для высшей школы.

            К базовым разделам книги относятся такие, как «Методологические основы менеджмента», «Исторические аспекты развития менеджмента», «Фирма и ее организационная структура», наконец, «Национальные особенности современного менеджмента».

            Затем в Приложение пособия автором включены весьма ценные справочные данные. Среди них: Тезаурус – словарь терминов и понятий, наиболее часто встречающихся в специальной литературе, Именной указатель ведущих специалистов в сфере менеджмента, а также достаточно традиционный для многих методических изданий Список рекомендуемой литературы.

            Таким образом, по мнению рецензента, в авторском изложении в книге приведены все необходимые для освоения в современном курсе Менеджмент материалы.

            Важной особенностью данного учебно-методического издания стало то, что отдельные его разделы можно использовать для изучения таких более специализированных учебных курсов, как «История управленческой мысли» (разделы 1–2), «Международный (сравнительный) менеджмент» (раздел 4). В других учебных пособиях по дисциплине Менеджмент подобных материалов для реализации такой возможности рецензенту встретить не удалось.

            Таким образом, при прочтении рецензируемого учебного пособия в полной мере ощущается прекрасная научная база, освоенная автором в период его обучения в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, где им была получена достаточно редкая на тот период времени специальность «экономист-международник» (тем более, диплом с отличием).

За время его профессиональной научной и преподавательской деятельности профессором И.С. Гладковым было опубликовано значительное количество работ, включая монографии (большей частью авторские), статьи и учебно-методические издания (см. [4–30; 32–39]). Общее число опубликованных трудов этого автора превышает 120 работ, многие из них получили весьма положительные оценки в научной среде (см., например, [40]). Среди них, помимо крупных по объему изданий, вышли в свет многочисленные научные статьи. Одна из них привлекла внимание рецензента неординарностью своей тематики («Опыт антикризисного управления в Республике Корея» // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. – № 5. – С. 80–88), поскольку проблемы поиска путей для выхода из кризисных ситуаций приобрели в последнее время достаточно высокую актуальность (см.: [31]).

            В заключение, можно с уверенностью констатировать, что данное рецензируемое учебное пособие профессора И.С. Гладкова отличается добротностью в подборе и анализе представленного материала, очевидной оригинальностью в его изложении (среди подобных изданий). Поэтому надо приветствовать появление в ближайшем будущем его нового – четвертого по счету – переиздания, которое без сомнения окажется весьма полезным для многочисленной читательской аудитории. 

Список литературы

1. Гладков И.С. 2016. Менеджмент: учебное пособие / 3 изд. - М.: ИЕ РАН, Проспект. - 216 с.

2. Гладков И.С. 2006. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / 2-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний. - 215 с. ISBN: 5-94774-429-5

3. Гладков И.С. 2003. Менеджмент. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» . - 312 с. ISBN: 5-94798-199-8

4. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. - Власть. Т. 25. № 3. - С. 94-105.

5. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 г., заглядывая в 2017 г.). - Международная экономика. № 4. - С. 59-74.

6. Гладков И.С. 2017. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г. - Власть. Т. 25. № 5. - С. 91-97.

7. Гладков И.С. 2017. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе. - Международная торговля и торговая политика. № 2 (10). - С. 91-107.

8. Гладков И.С. 2017. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи». - Власть. Т. 25. № 10. - С. 105-111.

9. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2016. История мировой экономики: Научное издание. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: ИЕ РАН; Проспект. - 384 с. ISBN: 978-5-98163-055-2; ISBN: 978-5-392-23706-7

10. Гладков И.С. 2016. Европейский союз в системе современной международной торговли. - Современная Европа. - № 1. - С. 85-94.

11. Гладков И.С. 2016. Внешняя торговля Российской Федерации на современном этапе: новые тренды 2015 г. - Власть. № 3. - С.136-145.

12. Гладков И.С. 2016. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в. - Власть. № 4. - С. 52-61.

13. Гладков И.С. 2016. Международная товарная торговля 2001-2015: тренды и провалы 2015 года. - Власть. № 6. - С. 92-100.

14. Гладков И.С. 2016. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период. - Власть. № 12. - С. 32-39.

15. Гладков И.С. 2015. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.) - Власть. № 4. - С. 48-52.

16. Гладков И.С. 2015. Внешняя торговля Российской Федерации и санкции: предварительные итоги. - Международная жизнь. № 5. - С. 112-130.

17. Гладков И.С. 2015. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза в XXI в. - Власть. № 9. - С. 53-57.

18. Гладков И.С. 2015. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского союза. - Международная торговля и торговая политика. № 4 (4). - С. 30-38.

19. Гладков И.С. 2015. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов. - Международная экономика. № 11-12. - С. 37-50.

20. Гладков И.С. 2014. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров. - Власть. № 5. С.15-18.

21. Гладков И.С. 2014. Посткризисная эволюция международной торговли. - Международная экономика. № 7. - С. 31-38.

22. Гладков И.С. 2013. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации. - Власть. № 5. С. 014-018.

23. Гладков И.С. 2012. Внешняя торговля России: ретроспективный анализ и современность. Сер. 282 Доклады Института Европы РАН. - М. - 84 с. ISBN: 978-5-91299-125-7

24. Гладков И.С. 2012. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером). - Власть. № 7. С. 139-143.

25. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2012. Граф Е.Ф. Канкрин: Воспоминание о будущем // Международная жизнь. - № 13. - С. 148-157.

26. Гладков И.С. 2011. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования). - Власть. № 9. С. 160-165.

27. Гладков И.С. 2009. Мировая экономика и международные экономические отношения (4-е изд., переработанное и дополненное). М.: Бином. Лаб. знаний. - 341 с. ISBN: 978-5-94774-388-3

28. Гладков И.С., Зорина И.Ю. 2009. Развитие российской промышленности в XIX - начале XX веков. - Региональная экономика: теория и практика. № 5. - С. 72-76.

29. Гладков И.С., Зорина И.Ю. 2008. Генезис российской промышленности. - Региональная экономика: теория и практика. № 34. - С. 81-85.

30. Гладков И.С., Пилоян М.Г. 2007. История мировой экономики (пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям). - М.: Бином. Лаб. знаний. - 216 с.

31. Гладков И.С. 2006. Опыт антикризисного управления в Республике Корея // Менеджмент в России и за рубежом. - № 5. - С. 80-88.

32. Гладков И.С. 2005. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. - М.: ИЕ РАН. - 100 с.

33. Гладков И.С. 2005. Экономика: интегрированный курс (разделы: мировая экономика, международные экономические отношения). - М.: Изд. компания КноРус. - С. 218-368.

34. Гладков И.С. 2003. Мировая экономика и международные экономические отношения (Издание 3-е, переработанное и дополненное). - М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». - 296 с.

35. Гладков И.С. 2000. Особенности экономического развития новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М. - 104 с.

36. Гладков И.С. 1999. Сеул в фокусе экономической жизни страны // Азия и Африка сегодня. № 10.

37. Гладков И.С. 1997. Автомобили в Республике Корея (Мифы и реальность) // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. № 5-6 (88-89).

38. Гладков И.С. 1997. Реалии и перспективы «чуда на реке Хан» // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. № 1-2.

39. Гладков И.С. 1996. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. - М. - 107 с.

40. Фоменков А.А. 2017. Нестандартный подход к научному изданию (Рецензия на книгу профессора И.С. Гладкова, М.Г. Пилоян «История мировой экономики») // Журнал исторических исследований. - Т. 2. - № 3. - С. 29-33.

Войти или Создать
* Забыли пароль?