Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Анализируется ролевой аспект функционирования имиджа в ролевой системе, рассматриваются такие ее составляющие, как ритуалы, процедуры и роли. Для создания эффективного имиджа в ролевом аспекте выделены две проблемы: отбор целесообразных имиджформирующих качеств и вариативность их трансакции в вербальном, невербальном и контекстном измерениях деятельности. Проведенное исследование в студенческой группе указывает, что приоритеты в области формирования эффективного имиджа лежат в сфере точного исполнения процедур и трансляции выборки целесообразных ролевых качеств из списка «идеальных» качеств, востребованных ролевой системой.
имидж, ролевая система, роль, процедуры.
В связи с концепциями постиндустриального общества, выдвинувшими на первый план в социальном развитии знание, информацию, появились концепции, усматривающие в основе динамики развития общества коммуникацию. В последние десятилетия все чаще обсуждаются идеи коммуникативных теорий, согласно которым социальная организация общества обеспечивается определенным способом и типом коммуникации. Имиджевая коммуникация занимает в этом сегменте одну из важнейших позиций. Понятие «коммуникация» является центральным при оценке эффективности имиджа как социального феномена, так как в процессе общения в коммуникативном пространстве происходит передвижение смысловых конструкций, формирующих деятельностную форму выражения имиджа и способы восприятия аудиторией имиджформирующего сообщения. Процессы имиджевой коммуникации связаны с взаимодействием властных, общественных и коммерческих структур, функционированием общественного мнения и общественного сознания.
Формирование имиджа является важным для субъекта, так как способствует улучшению взаимодействия с окружением и усилению социального влияния.
В одном из своих аспектов имидж характеризуется как роль субъекта, так как включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально инициируемые в соответствии с запросами окружения. Так, социально-активный человек использует несколько имиджей: для общения с равными, вышестоящими, клиентами, друзьями и др. Изменяя имидж, субъект подстраивается под ожидания аудитории, реализует свои ролевые предписания. Также можно сказать, что каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, реализуемых в конкретной ситуации общения. Исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, избавляет от хаоса.
В современном мире глобальной информатизации индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и во все большей степени воспринимает мир как игровую среду. Сегодня многие организации и социальные сферы, такие как бизнес, наука, образование, семья и другие, функционируют, как ролевые системы с ролевыми ожиданиями, предписаниями, ограничениями, с набором правил поведения, предполагающих, к каким результатам приводит то или иное действие. Регламентируется не только речевое поведение, но и весь комплекс невербального поведения, включая внешний вид, одежду, дистанцию общения и т.д. Нарушение ролевых предписаний приводит к инцидентам или наказаниям как формальным (штрафам), так и неформальным (общественное порицание). «...Деятельность в различных организациях — все это может год за годом протекать в вариантах одной и той же игры» [1, с. 13].
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007.
2. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003.
3. Гойхман О.Я. Ритуал как проявление религиозной коммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. № 5. С. 4-7.
4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
5. Кошлякова М.О. Вербализация коммуникативных характеристик. Проблемы и перспективы социальных коммуникаций. Труды Тринадцатой Международной научной конференции. Ч. I. М.: РосНОУ, 2012. С. 214-216.
6. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. филол., лингв. и переводовед. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
7. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2009.