Проанализированы данные о внутренних и внешних коммуникациях в системе профессионализации взрослеющей личности. Рассмотрены периоды раннего развития, взросления, социализации и профессионализации. Предлагается расширить онтологию знаний по проблеме внутренних и внешних коммуникаций личности, включив в нее генетический капитал, личное и коллективное бессознательное, рефлексию, индивидуацию, сетевые формы социальных взаимодействий. Материал ориентирован на системы конвергенции знаний о развитии личности в образовании и системы развития человеческих ресурсов современных организаций.
коммуникации, индивидуация, развитие, взрослеющая личность, знания.
Важнейшим фактором, обусловливающим феномен глобализации, является бурный рост информационных технологий, ведущий к формированию всемирной сети социальных коммуникаций, внешних по отношению к личности. Одно из последствий глобализации – обострение культурных, национальных, политических, религиозных конфликтов на границах столкновения ищущих самоидентификации социальных групп. Прирост социальных страт лавинообразен, они стремительно видоизменяются. Идентификация страт и формирование самоидентификации в сложной среде – проблема для взрослеющего человека.
Сергей Петрович Капица считал, что глобальное развитие людей на Земле определяется сознанием человека, его культурой, системой коммуникаций в производстве и передаче знаний. По его мнению, современная демографическая революция состоит в смене тенденции роста населения нашей планеты его стабилизацией, и это самое крупное событие и потрясение за всю историю развития человечества [13].
Развитие человека — основная проблема начала ХХI в., от успешности ее разрешения зависит глобальное выживание1. Переход к мультидисциплинарному мировосприятию социума как системы сетевых информационных взаимодействий и к технологиям принятия решений в условиях неопределенности – это новая неизведанная для науки область знаний.
Объем и скорость прироста данных в мире возрастают столь стремительно, что само осознание происходящего, по мнению Александра Некласса, представляет собой трудноразрешимую методологическую проблему [23].
Взрослеющий в информационном обществе человек все меньше сталкивается с экологически валидной средой и все больше погружается в техносферу виртуальной внешней среды. Имея с ранних лет доступ к глобальным информационным ресурсам, тем не менее, он не обладает необходимыми ему современными технологиями саморазвития и информационной гигиены. В этой связи ответственность за смысловую позицию (относительно истины, морали и нравственности), свой жизненный маршрут, свою профессионализацию переходит к личности. В этих условиях уже не общее развитие, не профессионализация, а индивидуация и формирование внутренней культуры для личности становятся зоной персонального риска.
_____________
1Моисеев Н.Н., Пригожин И.Р. URL: http://nnmoiseev.ru
1. Амен Д.Дж. Великолепный мозг в любом возрасте / Пер. с англ. Ю. Рябининой. М.: Эксмо, 2011.
2. Амен Д.Дж. Измените свой мозг - изменится и жизнь! Change your Brain, Change your Life / Пер. с анг. Е. Кудашкина. М.: Эксмо, 2009.
3. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития). Доклад к VII Международной конференции по профессиональной ориентации в университете Асия (Япония), 9-11 мая 1991 г. URL: http://www.voppsvl.ru/4v/ISSUES/1992/921/921006.php (05.03.2012).
4. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Принципы и техники / Пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008.
5. Белковский А.Н., Хачатуров А.Е. Эволюция человека и социальное управление // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6. С. 107-114.
6. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Пер. с франц. Н.В. Суслова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926.
8. Гринев Г.Н. Конвергенция знаний в социальных системах управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 111-119.
9. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / Пер. с англ. С. Офертаса; Под научн. ред. В. Майкова. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии: Изд-во К. Кравчука: АСТ, 2001.
10. Гроф C., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: трансатлантический диалог. М.: АСТ, 2004.
11. Дремова Ю.Г. Проблемы развития взрослеющего человека в информационном обществе // Образование и общество. 2006. № 1. С. 26-31.
12. Зойа Л. Созидание души. М.: ПЕР СЭ, 2004. URL: http://www.jungland.ru/node/998 (обращение 21.05.2013).
13. Капица С.П. Парадоксы роста. Законы развития человечества. М.: Альпина ноникшн, 2010. С. 192. URL: http://elementy.ru/lib/430963 (обращение 14.10.2013).
14. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991.
15. Ковалев С.В. Восточная версия нейропрограммирования, или учебники умения жить: Психотерапия личной истории: Психотерапия изменения прошлого и создания будущего. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
16. Ковалев С.В. Мы родом из Страшного Детства, или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
17. Лавинская Я. Из двоечника в отличники за 10 дней // Утро.ру. URL: http://www.niipsychology.ru (08.04.2005).
18. Линксман Р. Как быстро изучить любой предмет / Пер. с англ. Минск: Попурри, 2003.
19. Луман Н. Понятие общества. Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 25-42. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2969 (обращение 23.07.2013).
20. Меркурьева Ю.В. Школьное образование в контексте кризиса техногенной цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 4.
21. Мурейко Л.В., Бахтин М.В., Клименко И.И. Фактор времени в массовом сознании: эпистемологический аспект проблемы / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 1.
22. Муханов В. Образование в Японии. URL: http://www.edimews.ru/articles/iapan edu.htm (05.03.2012).
23. Неклесса А. Трансмутация будущего // Развитие и экономика. 2012. № 3. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6113 (обращение 15.03.2013).
24. Пломин Р. Наследственность и воспитание. URL:http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/inheritance/inheritance8.php
25. Серл Дж.Р. Конструирование социальной реальности. Searle J. (1995). The Construction of Social Reality. New York: Free Press. О книге «Конструирование социальной реальности». 1999. Романова А., реферативный перевод с английского. URL: http://www.amazon.com/exec/obidos/ change-style/ASIN/0029280451/002-8519181-4229456 (обращение 10.11.2013).
26. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
27. Эльконин Б.Д., Зинченко В.П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского). URL: http://www.psychology.ru/library/00073.shtml (25.11.2013).
28. Кули Ч. Социальная самость (1956). Первичные группы (1956) / Пер. Е. Новиковой. URL: http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/cooley02.htm (15.05.2014).
29. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001.
30. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2003. С. 38-40.
31. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / Пер. В. Бакусева. М.: Академический проект, 2009.