Россия
Омск, Омская область, Россия
Россия
В статье представлены результаты оценки уровня дефектности кисломолочной продукции (на примере кефира), вырабатываемой на одном из молочных заводов региона. Для оценки уровня дефектности применены статистические методы контроля – контрольный лист регистрации дефектной продукции, контрольная р-карта и диаграмма Исикавы. Исходные данные были получены на этапе контроля качества готовой продукции и занесены в разработанную форму контрольного листа дефектов продукции. Установлен наиболее часто встречаемый дефект вырабатываемой продукции – негерметичность упаковки, который возможно оценить визуально, а не с помощью измерительных приборов. Для оценки и последующего анализа причин появления установленного дефекта была применена контрольная р-карта по альтернативному признаку, позволяющая контролировать качество изготовленной продукции по числу дефектных изделий. В результате анализа полученных данных установили, что технологический процесс с точки зрения статистического прогнозирования является приемлемым, однако это не означает высокую стабильность производства и не исключает появление дефектной продукции. Проведен анализ основных причин появления негерметично упакованной продукции, среди них квалификация персонала, качество используемых материалов и условия их хранения, производственная среда, соблюдение технологии производства и другие. Последующее исследование влияния каждого из указанных факторов позволит предотвратить появление бракованной продукции и обеспечить выпуск продукции стабильно высокого качества.
качество, контроль, статистические методы, молочная продукция.
Одной из важнейших задач молочной отрасли является обеспечение населения страны качественной и безопасной продукцией. В современных условиях рыночной экономики производители стремятся приобрести доверие потребителя, используя различные маркетинговые акции. Однако, они были бы неэффективны без высоких качественных характеристик продукции, способных удовлетворить требования покупателей [1].
Решающим фактором роста эффективности работы перерабатывающих предприятий является постоянное усовершенствование организационно-технического уровня производства и повышение качества выпускаемой продукции. Для анализа стабильности качества выпускаемой продукции и параметров технологического процесса их производства применяют статистические методы, которые в настоящее время заслуживают все большее признание и распространение.
Статистические методы контроля качества продукции дают значительные результаты по таким показателям, как:
- улучшение качества вырабатываемой продукции;
- снижение уровня брака;
- повышение стабильности технологического процесса [2].
При выборе статистических методов стремятся к тому, чтобы они соответствовали характеру производственного процесса, наличию средств измерений и обработки статистической информации. Поскольку для решения определенной производственной проблемы можно выбрать несколько разных статистических методов, выбирается такой из них, который обеспечит достижение наилучшего результата при минимальных затратах [3].
Условия, материалы и методы исследований. Объектом исследования стал технологический процесс производства кефира на одном из предприятий Омской области.
Предметом исследования – уровень дефектности продукции, выпускаемой на предприятии.
Оценка стабильности производства осуществлялась с помощью статистических методов контроля качества продукции.
Анализ и обсуждение результатов исследований. Большинство предприятий стремятся не только получить максимальную прибыль от продажи продукции, но и обеспечить требуемый уровень качества. Несмотря на то, что предприятия заинтересованы в производстве качественной продукции, ни одна технология не позволяет обойтись без выпуска продукции, несоответствующей установленным требованиям, в том числе и брака. Выпуск молока и молочной продукции низкого качества напрямую связан с отсутствием необходимой организации контроля и несоблюдением параметров технологических процессов производства.
Анализ частоты возникновения дефектов готовой продукции является важным этапом в обеспечении качества. Оценка уровня дефектности продукции и последующий анализ полученных результатов позволяет установить причины появления брака и проводить мероприятия, направленные на сокращения доли продукции, несоответствующей требованиям нормативной документации [4,5].
Применение статистических методов управления качеством должно базироваться на достоверной информации, поэтому начальным этапом применения статистических методов является сбор необходимых данных [6].
Исходные данные были получены на этапе контроля качества 25 партий кефира и занесены в разработанную форму контрольного листа дефектов продукции, представленную в таблице 1.
Наиболее часто встречаемым дефектом является негерметичность упаковки, который нельзя измерить с помощью средств измерений, а возможно оценить лишь визуально. Для оценки и последующего анализа причин появления установленного дефекта была применена контрольная р-карта по альтернативному признаку, позволяющая контролировать качество изготовленной продукции по числу дефектных изделий.
1. Долматова И. А. Применение статистических методов контроля качества при производстве творога И.А. Долматова, Т.Н. Зайцева, Е.Н. Малова, Т.И. Курочкина // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 117-120.
2. Ефимов В.В. Статистические методы в управлении качеством продукции: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 340100 «Управление качеством» / В. В. Ефимов, Т. В. Барт. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 240 с.
3. Данилов И.П. Статистические методы в управлении качеством продукции: учебное пособие/ И.П. Данилов, А.А. Насырова-Антонова, В.Л. Семенов. - Казань: Познание,2007.-240 с.
4. Пензина О.В. Статистические методы в управлении качеством / О.В. Пензина, Е.И. Петрова, П.М. Тарских // Технологии производства пищевых продуктов питания и экспертиза товаров: Сб. науч. статей материалы Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 153-155.
5. Петрова Е.И. Управление качеством с применением статистических методов / Е.И. Петрова, Е.Ю. Тарасова, В.В. Бедрина // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 14 частях. - 2014. - С. 109-111.
6. Тарасова Е.Ю. Контрольный листок как один из инструментов управления качеством пищевых продуктов // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 5 частях. ООО «АР-Консалт». - 2015. - С. 125-126.