Россия
Статья посвящена исследованию проблем оценки эстетических характеристик ландшафтов на примере лучших образцов российской пейзажной живописи. Автор предлагает читателям проанализировать и оценить ландшафтные сцены, отражающие сюжетную линию популярных пейзажей В. Поленова.
образ пространства, эстетика ландшафта, пейзажная живопись, визуальный анализ ландшафтных сцен
Образы геопространства
Пространство, как фундаментальная философская категория отображает множественный характер существования мира, его сложность и неоднозначность. В свою очередь географическое пространство формирует особый образ окружающего мира, выраженного в пространстве земли, как среде обитания всего живого. [5].
Вместе с тем, вопреки существующему отождествлению все земное пространство нельзя считать географическим. В определенном смысле геопространство — это результат процесса описания, анализа и осмысления его признаков и особенностей [ 1 ].
В ходе осмысления географического пространства формируются наиболее стойкие образы и стереотипы его восприятия. Образы пространства складываются не только под воздействием физических свойств и параметров территории, но и под воздействием целого рада факторов: истории, культуры, политики, традиций, событий и пр.
Образ места обычно передает всю палитру составляющих его элементов, а осмысление сущности пространства зависит от точки наблюдения или местоположения самого исследователя, который имеет возможность представить геопространство на двух уровнях: внешнем и внутреннем.
Внешний уровень, предполагает, что наблюдатель (исследователь) находится с внешней стороны пространства (снаружи). Его восприятие формируется под воздействием внешних факторов и обычно в результате путешествий, когда взгляд наблюдателя оценивает достаточно большие сегменты пространства (страны, группы стран, континенты) как-бы извне. Ощущаемые извне пространства максимально открыты и динамичны, их образы подвижны и резко не очерчены. В результате чего формируется вполне целостный, но расплывчатый образ территории, легко передаваемый посредством слогана и визуальной картинки.
Например: «Сибирь — богатство России»; «Урал — опорный край Державы»;
1. Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. Выпуск 1. Москва.: Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2004. С.14-15.
2. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреаци-онное проектирование. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
3. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника / Изд. подгот. Ю. М. Лотман, Н. А. Марченко, Б. А. Успенский. Л., 1984.
4. Колбовский Е.Ю. Эстетическая оценка ландшафтов: проблемы методологии. Ярославский педагогический вестник -2011 - №4 -Том III (Естественные науки), С. 161-166.
5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/994/nPOCTPAHCTBO(flaTa обращения: 02.02.2014).
6. http://3ys.ru/tipy-landshaftov-i-ikh-rol-v-zhizni-cheloveka/estetika-landshafta.html (дата обращения: 02.02.2014).