Россия
В статье, подготовленной на основе публикаций Калмыкова С.Б., анализируется применение конкретно-исторического аспекта в развитии социорекламного взаимодействия с целевой аудиторией. Ключевым императивом служит адекватное современным условиям применение выводов из анализа периодов возникновения, становления и развития российской социальной рекламы. Использованы несколько конкретно-исторических особенностей российской социальной рекламы, представляющих теоретико-методологические, структурно-нормативные, качественные и социокультурные составляющие, имеющие теоретическое, методическое и прикладное значение для исследователей и менеджмента рассматриваемой сферы.
социальная реклама, социорекламное взаимодействие, конкретно-исторический, особенность, исторический период, принципы, динамика, эффективность, система обеспечения качества, универсальное структурное решение, модель поведения, факторы, целевая аудитория.
В авторской монографии [1] исследовано одно из актуальных направлений проблемного поля социорекламной сферы, направленное на создание необходимых условий для достижения соответствия влияния социальной рекламы: 1) динамике социально-структурных отношений в обществе, 2) мировоззрению различных социально-демографических групп, 3) особенностям российской культуры и 4) специфике общественных проблем. Обеспечение указанных задач взаимосвязано, по мнению автора [2], с применением выводов из анализа периодов возникновения, становления и развития российской социальной рекламы адекватно современным условиям. В совместной авторской статье с д-ом социол. наук, профессором Савельевой О.О. [2] сформулированы «конкретно-исторические» особенности социальной рекламы, которые получили свою интерпретацию в ряде научных статей Калмыкова С.Б.
Первая конкретно-историческая особенность социальной рекламы: информация социальной рекламы хранится в общественных явлениях и процессах, связана с их динамикой
В [1], [3] и [4] автором предложены методологические основания конструирования современного социорекламного взаимодействия с целевой аудиторией, имеющие динамический процессуальной характер (за счет сформулированной структурной и социокультурной динамики) и способные учесть изменения общественных явлений и процессов. В этих целях обоснованы методологические принципы взаимозависимости, многоуровневого анализа и формализации данных, а также принципы универсальности оценки эффективности социальной рекламы, социальной ответственности и качества. Автором сформирована методологическая процедура прикладной категоризации социальной рекламы [1], предназначенная для обоснования ее базовых категорий и понятий, применительно к конкретной области социальной сферы.
Вторая конкретно-историческая особенность социальной рекламы: готовый социальный рекламный продукт формируется в виде, удобном для доминирующих в данный исторический период носителей, проводников, каналов коммуникации
В этой связи автором исследованы несколько составляющих динамики социальных отношений в российском трансформирующемся обществе и сформулированы ряд решений, применительно к социорекламной сфере. В [1] и [5] предложена реализация государственно-общественной структурно-нормативной модели на федеральном и региональном уровнях. В [6] обоснована логика менеджмента и механизм оценки качества социальной рекламы. В результате автором разработаны: 1) универсальное структурное решение для развития социорекламной деятельности в различных направлениях социальной сферы, включающее в себя «ядро» из рабочих групп от органов исполнительной власти федерального уровня и Общественной палаты при Президенте Российской Федерации; 2) система обеспечения качества социальной рекламы с взаимообусловленными процессами стандартизации, аудита и сертификации.
Третья конкретно-историческая особенность социальной рекламы: базируется на основных национально-культурных традициях и ценностях; обретает те формы, которые являются наиболее адекватными в данной социокультурной среде
В [1] и [3] предложено прогнозируемое содержание функций креатива социальной рекламы на федеральном и региональном уровнях с доказательством целесообразности полицентрических и геоцентрических межуровневых взаимоотношений в ходе структурного конструирования социорекламной сферы.
Четвертая конкретно-историческая особенность социальной рекламы: она исторически востребована в постоянном воспроизводстве
Указанная возможность социальной рекламы зависит от уровня ее эффективности и качества, которые носят преобладающе критический характер [7] и [1]. Автором в [7] и [8] предложены измерительные инструменты и критерии, позволяющие оценивать и влиять на эффективность и качество социальной рекламы в рамках разработанных факторов качества (эффективности), модели поведения целевой аудитории в ходе социорекламного взаимодействия.
Несмотря на заметную теоретико-методологическую составляющую, обзор публикаций Калмыкова С.Б. содержит ярко выраженный прикладной аспект. Речь идет о практическом значении авторских разработок для обоснования стратегий государственной социорекламной политики, федеральных и региональных программ, проектов социальной рекламы в социальной сфере и пропаганды здорового образа жизни; разработки рекомендаций по обеспечению результативной работы центров здоровья и территорий здорового образа жизни в субъектах Российской Федерации, предложений органам власти, некоммерческим организациям, бизнес-структурам по проведению эффективной социорекламной кампании в современный исторический период развития объекта исследования настоящей публикации – социальной рекламы.
1. Калмыков С.Б. Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией: монография [Текст] /С.Б.Калмыков, Н.П.Пашин. М.: ИНФРА-М, 2017. 229 с. DOI:https://doi.org/10.12737/23289
2. Калмыков С.Б. Социальная реклама: почему нет массовости и регулярности [Текст] / C.Б. Калмыков, О.О.Савельева //Современная коммуникативистика. - 2017. - № 3. - С. 58-64.
3. Калмыков С.Б. Методология исследования социальной рекламы: социологические аспекты [Текст] / C.Б.Калмыков //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия социология. - 2014. - №4. - С.161-170.
4. Калмыков С.Б. Концепция организации социальной рекламы [Текст] / C.Б.Калмыков // Социология власти. - 2010. - № 8. - С. 109-115.
5. Калмыков С.Б. Концепция социальной рекламы организации здорового питания в системе образования Российской Федерации [Текст] / C.Б.Калмыков // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 7. - С. 129-137.
6. Калмыков С.Б. Качество социальной рекламы: критерии оценки [Текст] / C.Б.Калмыков, Ф.И.Шарков //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. - Т.8. №1. - С. 60-71.
7. Калмыков С.Б. Эффективность и качество социальной рекламы [Текст] / C.Б.Калмыков, З.Т. Голенкова//Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 3. - С. 9-19.
8. Калмыков С.Б. Операционализация в сфере социальнной рекламы [Текст] / C.Б.Калмыков, Н.П.Пашин // Наукоемкие технологии. - 2016. - Т.17. - № 10. - С. 69-76.